Как же приятно чувствовать себя избранным! Знать, что ты потратил столько денег на консоль не зря и что именно для тебя любимого гении игровой индустрии ваяют свои произведения! Только вот живём мы в эпоху рыночной экономики, и такая «избранность» не всегда длится вечно. Всё больше консольных эксклюзивов получают приписку «временный» и через год-два становятся доступны простым работягам с пекарнями, то есть нам с вами. Про лучших представителей данной игровой категории мы сегодня и поговорим.
Оригинальные платформы: PlayStation 3, Xbox 360
Пробыла эксклюзивом 1 год, 6 месяцев и 28 дней
Есть игры, ради которых не стыдно купить консоль. Или без палева переехать жить к лучшему другу, у которого она есть. Именно так я и познакомился с пятой частью великой франшизы Rockstar. Мне было не стыдно.
Лихая кампания в лучших традициях криминального кино и насыщенный онлайн-режим — вот главные составляющие успеха GTA V. Всё гениальное просто! Даже я провёл в сетевых баталиях солидное количество времени при том, что вообще не переношу все эти ваши WoWы и «Радуги».
Компьютерный релиз был лишь вопросом времени: все трёхмерные GTA с небольшим перерывом появлялись и на боярской платформе. В этот раз, правда, ожидание затянулось раза в 3. Steam-версию я купил уже из уважения к разработчикам, потому что в первый раз проходил игру, считай, бесплатно. Потом и в EGS на раздаче забрал, но тоже с уважением.
Оригинальные платформы: PlayStation 4, Xbox One
Пробыла эксклюзивом 1 год и 10 дней
Владельцы ПК ждали этот тайтл от Rockstar немножко поменьше, но опасения всё равно были: а вдруг игра поколения, как и первая часть, не вышла бы на компьютер, и пришлось бы брать консоль? Ради такого шедевра на самом деле можно было и взять. В итоге всех успокоили датамайнеры: в Social Club они откопали заветное упоминание за полгода до релиза.
Воспоминания о приключениях Артура Моргана слишком богаты и красочны, чтобы пересказывать их в рамках подобной статьи. Red Dead Redemption 2 требует отдельного материала (инсайдеры в GabeStore сообщают мне, что вы скоро его увидите). Лучшее, что я могу посоветовать обладателям любого игрового устройства — ознакомьтесь с данной игрой, если не успели. Это воплощённое в цифровом коде великолепие.
Игры Remedy — это удовольствие на любителя, прямо скажем. Кому-то может не понравиться странное соотношение нарратива и стрельбы, кто-то будет плеваться от непонятного смешения жанров, но работы Сэма Лейка и компании всегда настолько самобытны, что равнодушным не оставляют никого. Вот и в Alan Wake я тоже сначала не въехал, а потом так увлёкся, что от компьютера меня оттаскивали насильно.
Я следил за разработкой по игровым журналам и в один момент начал волноваться: то сначала открытый мир сделают, то потом вместо него линейные эпизоды, то три года на одном месте топчутся; думал, игра и не выйдет никогда. Вышла, но пришлось ждать релиза на ПК почти два года. И всё же оно того стоило. Увидев, как Remedy умеют преподносить историю, я понял, что это моё, и с тех пор торчу в их новых играх по несколько дней кряду. Оттаскивать меня-то теперь некому, один живу.
Alan Wake был моим первым опытом игры во что-то survival horror’ное, и в этом плане я тоже испытал море новых эмоций, как приятных, так и не очень. В основном не очень, не уверен, что 11-летние дети физически способны седеть, но нервных клеток я тогда потерял немало. В памяти отложилось, что самые пугающие впечатления были на лесопилке, но хоть убейте, не помню, что конкретно там было.
Пишу вот я статью и думаю: «А не пройти-ка мне “Алана” ещё раз?» Пожалуй, так и сделаю. Интересно, какие ощущения будут по сравнению с Quantum Break и Control.
Оригинальная платформа: PlayStation 4
Пробыла эксклюзивом 3 года, 5 месяцев и 10 дней
Как быстро летит время! Казалось, я только вчера выжидал скидку в магазине-который-нельзя-называть, чтобы познакомиться с ГЛАВНЫМ КОНСОЛЬНЫМ ЭКСКЛЮЗИВОМ ГОДА, а вот он уже и на ПК вышел, причём в лучшем возможном виде: с улучшенным графоном и DLC.
Игру я в своё время прошел на 100% и по прошествии трёх с половиной лет могу сказать, что она всё ещё могёт. Это добротный ненапряжный экшен в открытом мире с очень привлекательной стилистикой: высокие технологии плюс каменный век. Помню, очень интересно совпало, что примерно в то же время от авторов «Готики» вышел ELEX, и в нём был ну абсолютно такой же антураж. Мы получили две абсолютно противоположные игры в одинаковом сеттинге. Если творение Piranha Bytes — это хардкорная RPG, в которой тебя даже на высоких левелах способен прикончить любой моб, то Horizon Zero Dawn предлагает, как бы я это назвал, стандартный опыт PS4-эксклюзива: срежиссированные как по учебнику заставки, обилие ярких визуальных эффектов и максимально комфортную атмосферу для игрока. Садись и кайфуй.
Гений и «гении» из Sony не сумели утаить шила в мешке, поэтому общественность довольно быстро узнала, что после консольного бета-теста Сэм Бриджес зарулит на трицикле на персональные компьютеры, причём с фоторежимом и другими фишками, которые не успели реализовать в PS4-версии на релизе.
Игроки обоих лагерей тепло приняли работу Кодзимы, да и мне она тоже зашла. Соглашусь с обзорами, Death Stranding — игра не для всех, но не по тем же причинам, что продукты Remedy. На неё нужно как-то настроиться, что ли, влиться в неторопливый темп абсолютно всего, что здесь происходит. У меня вышло далеко не сразу, первые часа два плевался, потом понял, что выходить из зоны комфорта иногда полезно.
Ну и никто не отменял объективных плюсов игры: качественной графики, волшебной музыки и философских онлайн-составляющих. А кидаться фекальными гранатами — это вообще уникальная механика, ни в одной другой игре такого нет.
Любимая игра автора блога! Ради неё мне пришлось шерстить «Авито» самых отдалённых регионов в поисках PlayStation Vita, а потом ещё и переться в эти самые регионы. Незабываемый опыт, который ради такой игры я бы не задумываясь повторил.
Persona 4 Golden — это дополненное издание Persona 4 с новыми миссиями, персонажами и механиками. Разработчики ATLUS, начиная с третьей части серии, проделывают такой трюк каждый раз: через пару лет после релиза выпускают «версию 1.5» и поднимают ещё немножко денег. Критиковать их за это язык не поворачивается, ведь продукт что без дополнений, что с ними всегда получается отменный.
Для тех, кто не в курсе, серия Persona всегда повествует о группе школьников, которые попадают в параллельный мир коллективного бессознательного. Он населён монстрами из мировых религий и культур, а также людскими пороками, принявшими физическую форму (это самое простое описание, что я мог придумать после 350 часов в игре, на самом деле всё намного глубже). Если в самом начале кампании вы спасаете из этого мира своих одноклассников, то в конце с полной партией ангелов и демонов косите направо и налево взбунтовавшихся богов. Классическое развитие сюжета JRPG, в общем. Параллельно с боевыми похождениями главный герой ведёт обычную жизнь: ходит на уроки, рыбачит, тусит с друзьями. Любое времяпрепровождение — это элемент отдельной интересной мини-истории, завершить которые за одно прохождение невозможно физически.
Четвёртая часть, особенно «золотая», прекрасно подойдёт для знакомства с серией и самобытным жанром японских ролевых игр. И пусть вас не пугают горы английского текста: для игры почти готов фанатский перевод. Энтузиасты несколько лет адаптировали Vita-версию, как вдруг издатель очень неожиданно и очень кстати объявил о ПК-релизе. Следил, наверное.
Великая и ужасная серия — частый гость в Блоге GabeStore. Не проходит и месяца без упоминания игры From Software в подборках или даже отдельных статьях. Оно и к лучшему: хорошую игру не грех лишний раз вспомнить.
Если честно, я не знал, что первая часть раньше была консольным эксклюзивом, но в оправдание могу сказать, что с «Душами» знаком ещё с Demon’s Souls. То есть как знаком, запустил, после получаса игры подумал что-то вроде: «ДА ЭТО ВООБЩЕ ЗАКОННО?!» — удалил, а диск убрал куда подальше.
Компьютерный порт первой части Dark Souls вышел кривоватым, но стал началом великого пути: игроки увидели, что такое боль, заинтересовались, продажи выросли, поэтому вторая и третья части выходили сразу на всех ведущих платформах.
Можете со мной не соглашаться, но я думаю, что именно ПК-игроки больше всех поспособствовали популярности серии. Без нас Souls остались бы консольным хитом, но до культового статуса, как сейчас, было бы далеко, как до Тёмной луны.
Nioh
Оригинальная платформа: PlayStation 4
Пробыла эксклюзивом 8 месяцев и 29 дней
«Наш PS4-ответ “Душам”» доверили мастерам своего дела: разработчики из Team Ninja приложили руку к Ninja Gaiden 2004 года, форменному издевательству над владельцами Xbox и одной из самых сложных игр в истории. Nioh изначально задумывался мультиплатформенным. Sony решили не лишать себя прибыли и почти сразу сказали, что компьютерный релиз будет, но попозже. Вторая часть тоже навестит нас в феврале 2021-го.
Геймплей Nioh сильно отличается от Dark Souls в плане темпа и динамики. Тут вам и стойки, и куча оружия всевозможных типов, от кусаригама (маленьких кос на цепях) до фитильных ружей, и даже однокнопочная ритм-игра для восстановления выносливости. Использовать этот арсенал предстоит против людей и всевозможных демонов.
На Metacritic игру оценили очень высоко: критики на 88 баллов (красненьких рецензий вообще ни одной), игроки на 8,3. Да и то занизили, потому что бомбили, наверное. В общем, Team Ninja и Sony постарались на славу, но бессмертную классику так просто не убьёшь, она воскресится у костра, а все остальные так и останутся клонами и соулс-лайками.
Достойный, но недооценённый проект Capcom, в котором я проводил дни и ночи вместо учёбы в институте. Рекомендую его всем друзьям-геймерам, которые о нём не слышали. Вам тоже.
Идея разработчиков была в том, чтобы сделать «Догму» чем-то средним между Dark Souls и The Elder Scrolls IV. Так и вышло: мир огромен, красив и полон опасностей, а в ранних версиях игры проблем добавляли жёсткая экономика и КРАЙНЕ ограниченный доступ к быстрому перемещению. Топаешь по квесту 40 минут реального времени, заворачиваешь не туда — выскакивает виверна и выносит ваш отряд. Если бы не те самые полчаса страданий в Demon’s Souls, то я бы и эту игру забросил после такого. Да, геймплей непростой, но всё же не такой жестокий, как в «Душах», поэтому Dragon’s Dogma способна удержать игрока надолго.
Две другие прикольные особенности игры — это возможность карабкаться по монстрам, отсекая им части тела (для 2012 это было очень круто), и очень детальный редактор спутников, которыми можно делиться со всем миром. Хотите — бегайте с аниме-тянкой, хотите — с одноглазым гномом-магом с тонким голоском.
Я с удовольствием купил компьютерное переиздание игры и провёл в нем несколько ностальгических часов. Неясно, правда, что будет с серией дальше: лет 5 назад Capcom кричали, что будут строить по Dragon’s Dogma новую франшизу масштаба Resident Evil, но в неё, помимо основной игры, на данный момент входят лишь MMORPG, которую закрыли в 2019-м, и среднего качества аниме на Netflix.
Бывает, про какие-то игры узнаёшь только после релиза на ПК, даже если они были лицом консоли и всё такое. До ноября 2018 года я вообще был не в курсе, что это за Sunset Overdrive такой, хотя его разрабатывала крутая студия Insomniac, ответственная за другие бойкие Sony-эксклюзивы типа Ratchet & Clank, Resistance и Marvel’s Spider-Man (тоже, кстати, ждём на компьютере).
Оказалось, что и для Xbox они постарались: выдали бодрый шутер с мутантами, паркуром и угаром. Причём смотрится это всё органично. В Watch Dogs 2, например, такую «молодёжную» стилистику пихали везде, где только можно, и такие герои выглядели фальшиво, ненатурально. Здесь же разработчики абсолютно не стесняются и выдают безумие на уровне Saints Row. Стрельба виниловыми пластинками, сбор туалетной бумаги, смена пола — всё это для толерантной современной игровой индустрии сродни глотку свежего воздуха.
Yakuza — это симулятор жизни жёсткого, но благородного токийского бандита, японская GTA без огнестрельного оружия. Вместо стволов главный герой Казума Кирю решает вопросы кулаками, параллельно ввязываясь в смешные сайд-квесты, собирая журналы для взрослых и исполняя в караоке Dame da ne.
Первая часть вышла в далёком 2005 году только на PlayStation 2 и только в Японии. Лишь спустя ещё пять «Якудз» Sega решила перезагрузить серию с помощью ремастеров. В честь такого события на персональных компьютерах 1 августа 2018 года появилась Yakuza 0, отдельная игра-предыстория.
Почему так долго? Возможно, издатель боялся, что западному игроку не зайдёт японская криминальная культура, возможно, не захотел тратиться на перевод, потому что диалогов в Якудзе больше, чем в иных JRPG. Главное, что HD-ремастеры и ответвления теперь поставлены на конвейер и стабильно выходят каждый год. На данный момент нам доступны приквел, Yakuza Kiwami (ремейк первой части), Yakuza Kiwami 2 и Yakuza: Like A Dragon в новом жанре и про нового персонажа.
Кстати, о переводе: текст в играх английский, звук — японский, зато почти готов любительский русификатор нулевой части. На момент написания статьи переведено 100% основного сюжета, на английском только мини-игры. Ищите в сообществе игры в Steam.
Journey
Оригинальная платформа: PlayStation 3
Пробыла эксклюзивом 7 лет, 2 месяца и 24 дня
В конце нулевых на PlayStation 3 пошла мода на минималистичные симуляторы и адвенчуры. Journey — одна из самых популярных представителей этого необычного направления. В таких играх, как правило, не было NPC и интерфейса, игрок сам должен был разгадать, куда его забросило и что ему делать. В «Путешествии» отсутствует карта и подсказки, перед тобой только бескрайняя пустыня, которую надо исследовать под умиротворяющую музыку, время от времени случайно пересекаясь с другими игроками. Что-то подобное в этой статье уже было.
За саундтрек игра даже премию «Грэмми» получила. Он пишется динамически при вашем непосредственном участии: взаимодействуешь с разными объектами — открываются новые инструменты в общей музыкальной теме.
Короче, эксклюзив был действительно стоящий, а потом Epic Games договорились выпустить Journey и на ПК. И не только её.
На лучшую платформу пожаловали сразу все игры Дэвида Кейджа. Страшно подумать: Heavy Rain, символ современного интерактивного кино, лучше которого, на мой взгляд, в жанре ничего не придумали, продержался в роли PlayStation-эксклюзива почти десять лет. Когда-то диск с этой игрой для PS3 был одним из самых редких, за ним я тоже катался неизвестно куда, теперь же игры Quantic Dream спокойно выдают 60 FPS в 4K (ну, кроме «Детройта», пожалуй) и доступны всем желающим. Рекомендую заценить все игрофильмы Кейджа, каждый из них хорош по-своему. Heavy Rain стоит особняком, это вообще шедевр на века, но и остальные не лучше и не хуже друг друга. Beyond: Two Souls, например, в каких-то моментах даже опережает технически совершенный Detroit.
Так, как ломает шаблоны главная работа студии, не ломал их ещё никто. Представьте: вы, как обычно бывает в таких играх, ходите по уровню, щупаете предметы, а потом неожиданно узнаёте, что скоро тут будут копы, поэтому герою немедленно надо вспомнить ВСЁ, что он потрогал, и за ограниченное время стереть отпечатки. Игра требует ваш геймерский мозг поработать в обратном направлении! Много видели таких геймплейных ходов? То-то же.
Знаете, что в ситуации с временными эксклюзивами самое классное? Они стали нормой, поэтому релиз консольных новинок на ПК теперь часто будет вопросом времени. Конечно, так просто издатель не признается, что такая-то игра за 4299 рублей для консоли за полтос через полгода выйдет в «Стиме» по цене 1999 рублей, но о некоторых экс-эксклюзивах нам уже известно. В 2021-м на ПК появятся крутейший (проверено автором блога) ремейк Final Fantasy VII и сиквел Nioh. Судя по тому, что Horizon Zero Dawn и Death Stranding используют один и тот же движок Decima, есть надежда на порты Killzone или Until Dawn, но это уже мои предположения. Наше дело — ждать. Как гласит китайская поговорка, если долго сидеть на берегу реки, можно увидеть, как по ней плывёт PS5-эксклюзив.
Все игры прекрасны. Правда если бы знал что их выпустят на ПК, не покупал бы их по 3 тысячи рублей)
Сейчас, мне кажется, это ждёт любой "эксклюзив" консольный. Рано или поздно игру-таки адаптируют под ПК. Консоль хороша, конечно, в ситуациях, где очень дорого обновлять железо, но на компьютере возможностей больше, откровенно говоря. Есть и плойка, и ПК, но играю всё равно на втором :D
Солидарен, в SR градус безумия держится на отметке "как раз" и не ощущается таким затянутым, как SO.
Блин играл во все эти игры на консоли топчик особенно detroit become human
О них мы поговорим как-нибудь в следующий раз... или не поговорим ;)
Я бы ещё Okami добавил которая долгое время была доступна только на PS2 и Wii.
https://gabestore.ru/game/okami-hd
К нему еще и "Байонетту" можно добавить)
https://gabestore.ru/game/bayonetta
Да и Devil May Cry с Metal Gear Rising и Castlevania: Lords of Shadows тоже.
>Игры Remedy — это удовольствие на любителя, прямо скажем.
Можно было бы кидать картинки — тут был бы Гарольд скрывающий боль.
Ух, только вчера купил Джорни, но пока не могу выкроить на неё времечко.
Детройт брал преордером в ЕГС, когда он только появился. Мало того, что супер сильно ждал, так ещё и цена была такая, что невозможно было не взять. х)
А вот за Хорайзон пока как-то больно отдавать почти 3к. Death Stranding сразу взял здесь и ни разу не пожалел, ибо примерно представлял, что к чему (ну и Кодзима - Гений, камон!), но до Хорайзона пока помаринуюсь. Либо звёзды сойдутся и мне удастся ухватить новую плоечку, где нативно уже удастся потрогать механизированных зверушек.
Сергей, привет. :D
Суперагенты и агенты техподдержки - здравствуйте!
<3