Войти
30.06.2020
3831

Эксклюзивы: на#%я, а главное зачем?

В древнегреческом мифе любопытная Пандора открыла запретный ящик с болезнями, горестями и прочими гадостями, и те тут же разлетелись по миру, и знаете, я вот думаю иногда, что, среди прочего, из этого самого ящика вылезли и эксклюзивы.

Выпустила их, конечно, не Пандора, но как в первый, так и — не удивляйтесь — во второй раз, кто-то это всё-таки сделал. С эксклюзивами всё не так просто, как кажется, но я, вроде, во всём разобралась и смогу объяснить все сложности понятным языком.

Кто открыл?

Никто вам здесь точно не ответит, потому что эксклюзивы были всегда. Конечно, не с начала времён и даже не с палеолита, но в пятидесятых годах прошлого века ими уже баловались. Вот, например, самая первая игра — OXO — перенесённые на экран огромного мэйнфрейма EDSAC крестики-нолики. Электронно-вычислительный агрегат был создан, конечно, не для них, но британский учёный А. С. Дуглас, пока писал докторскую о взаимодействии человека и машины, набросал игру — естественно, в единственном экземпляре. Чем не эксклюзив?

В 1958 году сделали Tennis for Two — тоже для одного-единственного осциллографа. А первая оригинальная компьютерная игра SpaceWar!, созданная четыре года спустя, не просто работала только на PDP-1 (такие относительно небольшие компьютеры), она шла в базовой комплектации, и, судя по всему, аудитории понравилась — через четырнадцать лет её переименовали в Computer Space и перевыпустили на игровой автомат. Выходит, что она стала и первой игрой, выпущенной в тираж, и первым стартовым эксклюзивом, и первым официальным портом.

Однако, раз дело сдвинулось с мёртвой точки, это не значит, что в семидесятые студии бросились перетаскивать свои игры на кучу новых платформ. Компьютеры и приставки приходили в каждый дом, но разработка для всех и сразу проще не становилась.

Сейчас, чтобы портировать игру на ПК, в принципе, достаточно поддержки Windows. Ну, кто-то может ещё замахнётся на MacOS с Linux, но в 80-е было с ума сойдёшь столько операционных систем. Например, у Prince of Persia 1989 года, если посчитать все ОС, приставки и портативки, насчитывалось — вдумайтесь — 22 платформы.

Это, конечно, исключение, а не правило, но, всё равно, в те времена порты разработчикам давались потом и кровью. Мало было загнать игру в ассемблер и попивать кофеёк в ожидании результата, приходилось вручную переписывать каждую строчку кода! Считайте, создавать новый продукт.

Игровой рынок прошлого века переполнился игровыми платформами, разница начинки даже внутри одного поколения удручала, отсутствие общего стандарта и неуёмное желание производителей повыпендриваться оригинальными архитектурами, форм-факторами приводили к тому, что где заморачиваться с портом, а где возня не стоит свеч, выбирали почти наугад. Разработчики не понимали — на что вообще стоит делать порт, чтоб его покупали? Ведь в деньги всё и упиралось, если игры нормально не продавались, то о каком развитии индустрии можно было говорить?

Ситуация паршивая, но, чтобы прийти к всеобщей кроссплатформе, нужно было выработать стандарты, остановится на определённой архитектуре, операционных системах, видах контроллеров и инструментах разработки и всё это с поправками на хотелки игроков! И знаете, что помогло? Выпуск первой Windows.

Она, в своё время, подтолкнула развитие ПК-гейминга, а ПК-гейминг не остался в стороне и хорошо помог программе с продажами, все в выигрыше. С новой ОС даже далёкий от техники ламер мог управиться с компьютером. В полку потенциальных игроков прибыло, разработка игр стала проще, выгоднее, но заморочек всё ещё хватало.

У консолей продолжалась гонка технологий, и, ну знаете, чем они навороченней, тем сложнее с ними управиться. И я, на минуточку, говорю уже об эпохе первой и второй Playstation! А PS3 с её «огромным потенциалом» добила последние надежды на удобную кроссплатформу. Sony, конечно, молодцы, революционеры, опередили развитие, но никто, кроме них самих, толком не понимал, как работать с такой навороченной технологией.

И получается, что к тому, к чему Билл Гейтс привёл ПК лет двадцать назад, к вменяемому техническому стандарту, консоли пришли только на этом поколении, с четвёртой «плойкой» и Xbox One. Новое железо, а именно гибридные процессоры AMD, сблизили компьютеры и приставки. Появились и разошлись кроссплатформенные движки вроде Unity и Unreal Engine, и львиная доля проблем, с которыми лет десять лет назад приходилось мудрить студийным программистам, решалась встроенными алгоритмами.

Неужели вот оно, неужели «хэппи энд»? Индустрия же с самого начала стремилась к тому, чтоб создавать игры для всех сразу и не сходить с ума в процессе. Мечты стали явью, технологическая разница устранена, портировать стало так легко, как никогда не было, ушло время вынужденных эксклюзивов, любая игра без проблем может продаваться на любой системе! И тут платформы-гиганты кое-что поняли.

Кто открыл второй раз?

В 2020-ом движки унифицированы, железо везде похожее, стоимость порта окупается на раз-два, а аудитория равномерно размазана по трём основным платформам. Но почему-то мир, где игры Кейджа и Кодзимы выходят одновременно и на PS4 и на ПК с Xbox, так и не случился.

То, что на заре индустрии было техническим недостатком, превратили в выгодную бизнес-модель. Казалось бы с бедами разобрались и запихнули обратно в ящик, но Пандора-Sony распахнула его настежь, и, на этот раз, абсолютно специально. Теперь студии мутят эксклюзивы не потому что иначе не могут, а потому что иначе не хотят, ограничение превратилось в принцип.

Исключением остаётся, разве что, Nintendo. Её Switch — единственная популярная портативка, и она привлекает не эксклюзивами — форматом, а кроссплатформа подъезжает не всегда не из-за хитрого маркетинга, а, как раньше, из-за серьёзной разницы в железе. Хотя даже её японцы как-то да устраняют, вышел же здесь третий Ведьмак.

Да, у Свича есть Зельда, но я пробовала играть в неё с эмулятора и на самой консоли — земля и небо, я вот не знаю, как её портировать под клавомышь, не растеряв при этом доброй половины фишечек, а вот The Last of Us на ПК представляется без проблем.

Закроют ли ящик обратно?

Эксклюзивность — это гениальная бизнес-модель, но, блин, она х#*ит то, к чему стремились технологии с самого появления игр! Бесит! Хочется ругаться, я ругаюсь, но так ли праведен мой рейдж?

Сколько раз именно эксклюзивы двигали индустрию вперёд, сколько идей и жанров появилось или развилось именно под патронатом Sony? Интерактивное кино, souls-like, да и большие авторские синглы, вроде Death Stranding или Horizon: Zero Dawn, у нас есть только потому что кто-то из Playstation до сих пор в них верит. Да, они продюссируют эксклюзивы, но главное ведь, что продюссируют! Если выбирать между The Last of Us только на PS и The Last of Us вообще нигде, я не задумываясь предам кроссплатформу, извините.

Но если вы принципиальнее, если никакие дыхательные практики не помогают погасить злость, если все эксклюзивы — мусор, проплаченный SJW-активистами и расхваленный продажными игрожурами, то… Да ничего. Эксклюзивы продолжают продаваться космическими тиражами и приносить столько денег, сколько ни вы, ни я никогда не потрогаете. Никто эту лавочку не прикроет, индустрия слишком прочно подсела на иглу. С этим можно только смириться. Или нет?

Честно, у меня никаких идей — что должно произойти, чтобы EGS прекратили выкупать игры, а Sony разрабатывать и ни с кем не делиться, но может вам есть что сказать? Заходите в комментарии — обсудим.

Эксклюзивно для Блога писала Александра Solongoy

комментарии 57
15.Oct.2020 в 00:31
0
0

Эксклюзивы эксклюзивами, про пк же не забывают.

Свернуть  1
До 1000 символов
15.Oct.2020 в 01:51
MITYA_603
0
0

Естественно! Пк-Бояр забывать нельзя ;)

До 1000 символов
07.Oct.2020 в 12:47
2
0

Интересное явление эти - эксклюзивы. Но как по мне очень обидные...

Свернуть  2
До 1000 символов
07.Oct.2020 в 12:49
RPG_MAN
1
0

Как по мне, эксклюзивы это здорово, ведь это дополнительный элемент конкуренции. А конкуренция между большими компаниями полезна для нас, потребителей)))

До 1000 символов
07.Oct.2020 в 12:53
Сергей Макеев
1
0

Хорошая мысль) Действительно, пусть между собой собачатся,нам это выгодно.(еврейский смех ХД))

До 1000 символов
28.Aug.2020 в 19:58
2
0

эксклюзивы это хорошо ибо создает конкуренцию и все больше и больше хороших игр выходят

Свернуть  8
До 1000 символов
28.Aug.2020 в 20:00
Roy Sec
2
0

Да, согласен. Я вот лично обожаю эксклюзивы PlayStation - многие из них крайне достойные представители игровой индустрии!

До 1000 символов
28.Aug.2020 в 20:02
Сергей Макеев
1
0

я бы сказал что все эксклюзивы от PlayStation хороши если бы не TLOU 2

До 1000 символов
29.Aug.2020 в 16:45
Roy Sec
1
0

Потому что TLOU2 очень хороша?)

До 1000 символов
29.Aug.2020 в 23:38
Никита Васильев
1
1

да 5 клюшек для гольфа из 10

До 1000 символов
0
0

Хороший инструмент оценки, одобряем!)

До 1000 символов
31.Aug.2020 в 11:59
Roy Sec
0
0

Ну если выбросить за скобки спорный сюжет, то как игра вторая "Одни из нас" - крайне достойный представитель индустрии. С технической точки зрения она вообще тянет на некстген. В плане механик она, конечно, во многом повторяет первую часть, но все равно затягивает, особенно на высоком уровне сложности.

Мне далеко не все понравилось в ОиН2, но назвать ее плохой я не могу.

До 1000 символов
01.Sep.2020 в 14:38
Сергей Макеев
0
0

согласен игра 5,5 может даже 6/10 , только из за сюжета

До 1000 символов
01.Sep.2020 в 15:18
Roy Sec
1
0

Я ее оценил для себя на 8/10) Хотя при этом она все равно вызвала противоречивые чувства.

До 1000 символов
15.Aug.2020 в 01:17
6
0

Если вдруг заметили, что название статьи сменилось, то вы чертовски внимательны, потому что я и вправду его сменил! Теперь рубрика "Кто открыл ящик Пандоры?" официально переименована в "На#%я, а главное зачем?", потому что так звучит куда круче!

Свернуть  1
До 1000 символов

Новое название - повод прочитать статью еще раз :)

До 1000 символов
11.Aug.2020 в 21:08
0
1

Ну, как говорится - спасибо консольщикам за бета-тест!

Свернуть  1
До 1000 символов

Всегда пожалуйста :)

До 1000 символов