Войти
30.06.2020
154
16201

Эксклюзивы: на#%я, а главное зачем?

В древнегреческом мифе любопытная Пандора открыла запретный ящик с болезнями, горестями и прочими гадостями, и те тут же разлетелись по миру, и знаете, я вот думаю иногда, что, среди прочего, из этого самого ящика вылезли и эксклюзивы.

Выпустила их, конечно, не Пандора, но как в первый, так и — не удивляйтесь — во второй раз, кто-то это всё-таки сделал. С эксклюзивами всё не так просто, как кажется, но я, вроде, во всём разобралась и смогу объяснить все сложности понятным языком.

Кто открыл?

Никто вам здесь точно не ответит, потому что эксклюзивы были всегда. Конечно, не с начала времён и даже не с палеолита, но в пятидесятых годах прошлого века ими уже баловались. Вот, например, самая первая игра — OXO — перенесённые на экран огромного мэйнфрейма EDSAC крестики-нолики. Электронно-вычислительный агрегат был создан, конечно, не для них, но британский учёный А. С. Дуглас, пока писал докторскую о взаимодействии человека и машины, набросал игру — естественно, в единственном экземпляре. Чем не эксклюзив?

В 1958 году сделали Tennis for Two — тоже для одного-единственного осциллографа. А первая оригинальная компьютерная игра SpaceWar!, созданная четыре года спустя, не просто работала только на PDP-1 (такие относительно небольшие компьютеры), она шла в базовой комплектации, и, судя по всему, аудитории понравилась — через четырнадцать лет её переименовали в Computer Space и перевыпустили на игровой автомат. Выходит, что она стала и первой игрой, выпущенной в тираж, и первым стартовым эксклюзивом, и первым официальным портом.

Однако, раз дело сдвинулось с мёртвой точки, это не значит, что в семидесятые студии бросились перетаскивать свои игры на кучу новых платформ. Компьютеры и приставки приходили в каждый дом, но разработка для всех и сразу проще не становилась.

Сейчас, чтобы портировать игру на ПК, в принципе, достаточно поддержки Windows. Ну, кто-то может ещё замахнётся на MacOS с Linux, но в 80-е было с ума сойдёшь столько операционных систем. Например, у Prince of Persia 1989 года, если посчитать все ОС, приставки и портативки, насчитывалось — вдумайтесь — 22 платформы.

Это, конечно, исключение, а не правило, но, всё равно, в те времена порты разработчикам давались потом и кровью. Мало было загнать игру в ассемблер и попивать кофеёк в ожидании результата, приходилось вручную переписывать каждую строчку кода! Считайте, создавать новый продукт.

Игровой рынок прошлого века переполнился игровыми платформами, разница начинки даже внутри одного поколения удручала, отсутствие общего стандарта и неуёмное желание производителей повыпендриваться оригинальными архитектурами, форм-факторами приводили к тому, что где заморачиваться с портом, а где возня не стоит свеч, выбирали почти наугад. Разработчики не понимали — на что вообще стоит делать порт, чтоб его покупали? Ведь в деньги всё и упиралось, если игры нормально не продавались, то о каком развитии индустрии можно было говорить?

Ситуация паршивая, но, чтобы прийти к всеобщей кроссплатформе, нужно было выработать стандарты, остановится на определённой архитектуре, операционных системах, видах контроллеров и инструментах разработки и всё это с поправками на хотелки игроков! И знаете, что помогло? Выпуск первой Windows.

Она, в своё время, подтолкнула развитие ПК-гейминга, а ПК-гейминг не остался в стороне и хорошо помог программе с продажами, все в выигрыше. С новой ОС даже далёкий от техники ламер мог управиться с компьютером. В полку потенциальных игроков прибыло, разработка игр стала проще, выгоднее, но заморочек всё ещё хватало.

У консолей продолжалась гонка технологий, и, ну знаете, чем они навороченней, тем сложнее с ними управиться. И я, на минуточку, говорю уже об эпохе первой и второй Playstation! А PS3 с её «огромным потенциалом» добила последние надежды на удобную кроссплатформу. Sony, конечно, молодцы, революционеры, опередили развитие, но никто, кроме них самих, толком не понимал, как работать с такой навороченной технологией.

И получается, что к тому, к чему Билл Гейтс привёл ПК лет двадцать назад, к вменяемому техническому стандарту, консоли пришли только на этом поколении, с четвёртой «плойкой» и Xbox One. Новое железо, а именно гибридные процессоры AMD, сблизили компьютеры и приставки. Появились и разошлись кроссплатформенные движки вроде Unity и Unreal Engine, и львиная доля проблем, с которыми лет десять лет назад приходилось мудрить студийным программистам, решалась встроенными алгоритмами.

Неужели вот оно, неужели «хэппи энд»? Индустрия же с самого начала стремилась к тому, чтоб создавать игры для всех сразу и не сходить с ума в процессе. Мечты стали явью, технологическая разница устранена, портировать стало так легко, как никогда не было, ушло время вынужденных эксклюзивов, любая игра без проблем может продаваться на любой системе! И тут платформы-гиганты кое-что поняли.

Кто открыл второй раз?

В 2020-ом движки унифицированы, железо везде похожее, стоимость порта окупается на раз-два, а аудитория равномерно размазана по трём основным платформам. Но почему-то мир, где игры Кейджа и Кодзимы выходят одновременно и на PS4 и на ПК с Xbox, так и не случился.

То, что на заре индустрии было техническим недостатком, превратили в выгодную бизнес-модель. Казалось бы с бедами разобрались и запихнули обратно в ящик, но Пандора-Sony распахнула его настежь, и, на этот раз, абсолютно специально. Теперь студии мутят эксклюзивы не потому что иначе не могут, а потому что иначе не хотят, ограничение превратилось в принцип.

Исключением остаётся, разве что, Nintendo. Её Switch — единственная популярная портативка, и она привлекает не эксклюзивами — форматом, а кроссплатформа подъезжает не всегда не из-за хитрого маркетинга, а, как раньше, из-за серьёзной разницы в железе. Хотя даже её японцы как-то да устраняют, вышел же здесь третий Ведьмак.

Да, у Свича есть Зельда, но я пробовала играть в неё с эмулятора и на самой консоли — земля и небо, я вот не знаю, как её портировать под клавомышь, не растеряв при этом доброй половины фишечек, а вот The Last of Us на ПК представляется без проблем.

Закроют ли ящик обратно?

Эксклюзивность — это гениальная бизнес-модель, но, блин, она х#*ит то, к чему стремились технологии с самого появления игр! Бесит! Хочется ругаться, я ругаюсь, но так ли праведен мой рейдж?

Сколько раз именно эксклюзивы двигали индустрию вперёд, сколько идей и жанров появилось или развилось именно под патронатом Sony? Интерактивное кино, souls-like, да и большие авторские синглы, вроде Death Stranding или Horizon: Zero Dawn, у нас есть только потому что кто-то из Playstation до сих пор в них верит. Да, они продюссируют эксклюзивы, но главное ведь, что продюссируют! Если выбирать между The Last of Us только на PS и The Last of Us вообще нигде, я не задумываясь предам кроссплатформу, извините.

Но если вы принципиальнее, если никакие дыхательные практики не помогают погасить злость, если все эксклюзивы — мусор, проплаченный SJW-активистами и расхваленный продажными игрожурами, то… Да ничего. Эксклюзивы продолжают продаваться космическими тиражами и приносить столько денег, сколько ни вы, ни я никогда не потрогаете. Никто эту лавочку не прикроет, индустрия слишком прочно подсела на иглу. С этим можно только смириться. Или нет?

Честно, у меня никаких идей — что должно произойти, чтобы EGS прекратили выкупать игры, а Sony разрабатывать и ни с кем не делиться, но может вам есть что сказать? Заходите в комментарии — обсудим.

Александра Solongoy
Зачем-то писала эксклюзивно для Блога
почитать еще
комментарии 154

В современном мире эксклюзивы воспринимаются уже как нечто архаичное. Консоли имеют свои преимущества и без эксклюзивов, их все равно будут покупать. Не вижу смысла не продавать игру всем, кто готов ее купить)

 20
До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов
11.Mar.2021 в 14:09
Napets
99
2
0

Я как-то против эксклюзивов, не нравится мне такой формат в принципе. Для самой игры же лучше, когда база игроков больше, да и мне, как игроку хочется, чтобы в мои любимые игры могли поиграть все ))
Столько хороших игр на PS, X Box, Switch, на все консоли и все игры никаких средств не хватит ((

 27
До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов

Честно, не знаю чем эксклюзивы таким двигают индустрию, именно своей эксклюзивностью...? Что черт возьми, мешает сделать годную игру на все платформы ? А быть может это все огромная бета - чтобы не разрываться на несколько фронтов, а выпустить и поглядеть все на одном?! Кто знает - кто знает...
Я за безусловную кросплотформенность ! Не зря же технологии эволюционировали для этого. Сейчас все это можно сделать и позволить, но что то так особо не суетятся с этим делом... Вот пытаются разве что сейчас потихоньку все сделать, дак и то не со всеми эксклюзивами... Игры должны быть общедоступны для всех платформ! Пора закрыть этот ящик Пандоры, и повесить над ним Дамоклов меч ! Такой вот своеобразный " Игровой Коммунизм " против эксклюзивов ; D

 22
До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов
04.Mar.2021 в 16:04
1
0

Я не против эксклюзивов, если Bloodborne и Demons Souls, выпустят на пк, сколько ещё ждать то?!?!? ;0

 22
До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов
04.Nov.2020 в 15:09
9
0

Егс в печь

Свернуть  1
До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов
4
3

За что вы так жестоки к EGS? Он каждую неделю нахаляву игры дарит)

До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов