У любителей мучений в этом месяце праздник: в одной из прошлых записей блога мы подробно разбирали, чем сложна Dark Souls, а сегодня приготовили для вас целую подборку игр для прокачки мелкой моторики, тактического мышления и нервной системы.
Начнём со свежачка. Новой частью «Commandos про ковбоев» занималась студия Mimimi, подарившая нам первоклассную тактическую стратегию Shadow Tactics: Blades of the Shogun. Desperados III на неё похожа больше всего тем, что так же безжалостна к ошибкам игрока. Не зря вам буквально каждую минуту напоминают сохраниться, ведь здесь наказывают буквально за всё. Оставил в грязи следы? Получай поисковый отряд по свою душу. Не туда кинул отвлекающую монетку? Сиди жди ещё раз, пока враг обойдёт территорию и окажется у тебя в поле зрения. Из личного опыта: однажды я реально запорол уровень, потому что забыл, через какое плечо разворачивается дозорный, и попался. С другой стороны, Desperados III таким вот суровым образом учит импровизировать и принуждает играть красиво. Самый сок — это когда ты в режиме активной паузы спланировал все действия, включаешь realtime и прожимаешь нужные кнопки, как клавиши на фортепиано, наблюдая за идеальным исполнением твоего гениального убийственного концерта. Игра вознаграждает настолько же, насколько мучает, и это, по моему скромному мнению, делает её одной из лучших в 2020 году.
Знаменитая японская франшиза очень долго держалась в стороне от крупных консолей, а от ПК и подавно. Monster Hunter всегда считалась игрой не для всех из-за гринда и кучи геймплейных нюансов, которые надо было постоянно держать в голове. А вот World соответствует названию, она объединила геймеров со всего света в охоте на огромных зверюг, стала доступнее в освоении и снискала бешеную популярность. И тут вы спросите: что же тогда она в этом топе делает? Вчитайтесь повнимательнее, никто не говорил, что это лёгкая игра. Да, здесь просто понять азы, но, как это часто бывает с японскими проектами, самое интересное начинается только под конец сюжета, когда за плечами часов 60 геймплея. Уже во второй половине игры начинаются серьёзные проблемы: у некоторых монстров надо наизусть знать тайминги, а также какие ловушки, куда и в какой момент ставить, иначе весь ваш отряд просто ваншотнут. Или какой-нибудь Анджанат легко может заметить вас, пока патрулирует свою территорию, а вы спокойно фармите ресурсы, и всё, до свидания. Мир охотника на чудовищ опасен, он живёт своей жизнью, в которой вам места нет.
Также в японских играх существует такая вещь, как постгейм — контент, доступный после завершения основного сюжета. В Monster Hunter: World можно почти бесконечно выбивать уникальную экипировку, ходить на улучшенных «закалённых» монстров и осваивать все 14 типов оружия. Для этих занятий требуются десятки часов практики и оттачивания командной работы. А в 2020 году хлопот добавило ещё и дополнение Iceborne размером с половину оригинальной игры, поэтому идеальнее момента влиться в этот мучительный мир, чем сейчас, вы не найдёте.
Ну и ещё раз по-быстрому про Dark Souls, ведь это она научила нас слову «сложно». Вкратце опишу то, чему у нас посвящена целая статья: эта игра сложна не только из-за толстых противников, которые больно бьют. Любой из них, даже самый базовый, может уложить игрока с одной серии ударов, поэтому каждую секунду надо концентрироваться на происходящем. Лечиться, когда захотите, здесь тоже вредно, поскольку путь до следующего костра, как правило, неблизкий, а врагов и ловушек по дороге не убавляется. Так или иначе, вам придётся учиться сражаться по тем правилам, которые устанавливают разработчики. Однако удовольствие ты всё равно получаешь, есть вот у From Software какой-то секретный ингредиент. Так что потеем над трилогией и ждём ремейка Demon’s Souls в надежде, что на PC его тоже завезут.
К 2012 году геймеры стали забывать, что такое сложная тактическая игра, и Firaxis Games напомнили им, что сложная тактическая игра — это когда твой боец промахивается с метра при вероятности попадания 96%, а у тебя на этот случай должен быть запасной план. Это когда запасной план не срабатывает, потому что пришельцы абьюзят собственные механики и выносят твой отряд за один ход. Это когда ты 5 раз перепроходишь одну из первых миссий, потому что не умеешь во фланги и расстановку на поле боя. Продолжать можно долго, но вы и сами всё знаете. Но это я так, любя, икскомовские промахи сейчас уже стали одним из самых любимых мемов игрового сообщества. Также забавно, что вторая часть продолжила тенденцию абсурдно сложных моментов вместо того, чтобы их исправлять, и даже предложила новые! В ней, например, ваша команда может целиком полечь из-за негативных черт характера юнитов.
Жизнь средневекового крепостного была отнюдь не лёгкой, поэтому такой же получился и её симулятор. Чего сложного в нём, мы тоже уже обсуждали ранее, но игра настолько самобытна и жестока, что и в этот топ попала. Здесь проблемы несут не только до зубов вооружённые половцы, которые ещё и всем скопом на тебя бедного нападают. Kingdom Come стирает игровые условности и предлагает на своей шкуре испытать, как людям жилось в то время: вам вместе с Индржихом придётся самим добывать себе еду, мыться, чтобы вести нормальный диалог, и учиться без прицела стрелять из дрожащего лука (моя основная тактика, кстати, потому что холодное оружие я так и не освоил). Ну а «чудесные» мини-игры про воровство, взлом и алхимию иногда поджигают пятую точку похлеще Арториаса Путника Бездны. Те, кто их освоил, думаю, так накачали пальцы, что им никакой souls-like не страшен.
Super Meat Boy
Игра, из-за которой автора блога чуть не выгнали из института. В то время я спал на парах, потому что до 4-5 утра разгадывал головоломки, которые для меня приготовила студия Team Meat. Да, я бы описал геймплей Super Meat Boy как головоломку: почти каждый уровень этого платформера, который достаточно сложен сам по себе, можно пройти быстрее и ловчее, чем ты только что это сделал. Поэтому каждый раз встает выбор: идти дальше или ещё минут 15 помучиться здесь. Я обычно выбирал второе. Поддевают игрока ещё и видеоповтором всех неудачных попыток после успешного прохождения уровня. Когда смотришь, как сотни Мясных пацанов погибают из-за твоей криворукости (для этого достаточно одного неверного прыжка), внутри медленно зреет комплекс неполноценности. Зато после пяти основных миров, пяти параллельных и дополнительной кампании за Пластырь-девочку никакие современные аркады с так называемым таймингом не страшны!
В топ не уместишь все инди-рогалики, поэтому отдуваться за них будет Dead Cells. Какие вообще трудности вызывают игры этого жанра? Прежде всего я бы назвал сложность акробатических приёмов, уникальные паттерны атак противников, которые надо запоминать, и необходимость рано или поздно овладеть всеми (ну или почти всеми) инструментами, что тебе дают. Dead Cells от других roguelike отличает то, что после смерти вас отправляют в самое-самое начало игры, никаких тебе костров и автосейвов. Хорошего игрока от плохого тут отличает то, что хороший просто умирает позже — интересная формулировка, редко такую в играх встретишь. Задачу выжить подольше усложняют враги в маскировке, неожиданные ловушки и случайная генерация уровней. А совсем извращенцы могут после каждой победы над главным боссом перепроходить игру ещё и ещё раз на всё более повышающейся сложности. Умельцы говорят, что для этого нужно полностью перестраивать свои билды, а одно из обсуждений режима на «Реддите» начинается словами: «Holy shit how do you survive hard mode?» («Как, мать твою, выжить в сложном режиме?»).
Если Dead Cells для вас звучит слишком сложно, спросите старших родственников, как они играли на «Сеге» и что им оттуда больше всего запомнилось. У меня эта консоль вызывает панические атаки, поскольку моей первой игрой в жизни была Contra Hard Corps. Название этой части «Контры» неслучайно содержит в себе игру слов: слово corps (корпус, род войск) — это заимствование из французского, поэтому подзаголовок правильно произносится как «хардкор». Многие фанаты считают Hard Corps самой сложной частью серии, а зарубежные игровые издания — одной из труднейших игр всех времён. Всё дело в том, что здесь разработчики отошли от привычной контровской формулы «беги-стреляй» и решили сделать больше боссов. НАМНОГО больше боссов. Доходило до того, что на одном уровне их могло быть аж шесть, и это в перерывах между отстрелом обычных врагов, прущих с обеих сторон. В награду игра предлагала оригинальную для run and gun того времени нелинейность и несколько концовок.
На компьютере Contra Hard Cops тоже выходила: с ней можно ознакомиться в сборнике Anniversary Collection — Contra.
Снова японская серия, снова довольно низкий порог вхождения и снова бескрайний простор для саморазвития. Именно такой мы привыкли видеть Devil May Cry, особенно после фантастической пятой части, правда? Так вот, третья в своё время разнесла все эти представления в пух и прах. Релизная версия Devil May Cry 3 считается одной из сложнейших игр не то что в серии, в истории гейминга! Как будто этого мало, в американском издании уровень сложности ещё и завысили, то есть японский Normal почему-то стал у них Easy, Hard стал Normal и так далее. Поскольку это была первая игра серии, вышедшая на Windows, я радостно побежал её покупать, получил посттравматическое расстройство после целого часа битвы с первым боссом (я, конечно, проиграл) и ещё несколько лет про Данте даже не вспоминал. Хорошо, что сейчас есть такие вещи, как HD Collection, где сложность поубавили, но вы всё равно попробуйте пройти этот сборник на клавиатуре, просто ради интереса. Заодно узнаете, как людям без геймпадов жилось.
God Hand
Ну и в конце немного образовательного контента. Была для PlayStation 2 такая игра в жанре beat ‘em up, а придумал её не кто иной, как Синдзи Миками, автор Resident Evil и The Evil Within. В плане продаж God Hand провалилась, но для игроков стала культовой. На экране здесь творится полнейшее безумие как в сюжетном, так и в геймплейном плане, а игровой процесс выделяется тем, что мы сами в реальном времени придумываем себе сложность: она подстраивается под наносимый и получаемый нами урон. Самый хардкорный режим называется Die («Умри»), и в нём на вас наваливаются буквально всей локацией, неважно, видите вы врагов или нет, и складывают за несколько ударов. Противостоять такому безумию помогают сотни приёмов из разных боевых стилей, от капоэйры до «пьяного мастера», и необычное управление: на кнопки контроллера можно назначать целые комбинации. Народ такую сумасшедшую идею не оценил, видно, немногих зацепил настолько необычный подход. Интересно, как бы она продалась в наше время.
По-доброму сочувствую тем, кто благодаря данной статье открыл для себя что-то новое, ведь вас теперь будет постоянно терзать желание испытать свои силы в одной из игр списка. Хотя ничего плохого в этом нет: многие продукты из сегодняшнего топа считаются признанными шедеврами. Делитесь в комментариях своим опытом их прохождения, я, например, словил нехилые флэшбеки от «Мясного пацана» и «Контры», и составляйте свои рейтинги сложности. Только сильно не напрягайтесь.
Для любителей мучений, советую пройти игру Blood 1997 года на сложности Extra Crispy. Не иначе как кругами ада главы этой игры не назовёшь
Название уровня сложности вместе с названием игры уже намекают на всё :D