Чем для вас определяется сложность игры? Длиной полоски здоровья боссов? Силой удара врагов? Зубодробительным таймингом? А может всем этим вместе взятым? Вы, наверное, уже заметили, у нас что ни текст, то рубрика, так вот вам новая — «Чего сложного?», в ней будем разбираться с очень-очень спорным вопросом, вынесенным в название.
Она, сложность, в моём понимании — это не совсем то, о чём вы думаете. Всё, что я там в начале перечислил, конечно, добавляет хардкора, но есть куча неочевидной всячины, ставящей палки в колёса казуалу. Да, часто сложность проверяет реакцию, но случается, что вы скипаете игру не потому что не справиться с боссом, а потому что не справиться со скукой, или дело в головоломательном геймплее, где торопиться вроде некуда, но один неверный шаг и всё летит в тартарары, XCOM, например, а бывает, что сюжет — это эмоциональное испытание и сложнее всего вытерпеть его психологический пресс.
Для открытия рубрики я взял один из самых показательных и многогранных примеров нервной, местами нудной, но оправданной и преодолимой сложности — Kingdom Come: Deliverance.
Боегенри
Начнём с очевидного: игра предлагает чудную систему ближнего боя со стойками, направлениями удара, обманными манёврами и мудрёными комбо. Может в обучении фехтование покажется не самым хитрым, но первая же половецкая засада в пух и прах разобьёт вашу уверенность в себе. Вы не господин ведьмак и таких люлей, что вовек не забудете, в основном отвешивать будут вам.
Здесь что ни бой, то перелом, сотрясение или ещё какая-нибудь опасная, неприятная рана. В лучшем случае с разбитой рукой и хромым на одну ногу вы провозитесь с врагами дольше, чем могли бы, но, скорее всего, вас ждёт кровотечение, медленная смерть, загрузка с предыдущего сохранения.
Игра намеренно подсовывает противников с разными типами экипировки: против вас используют как быстрое и мощное вооружение, так и щиты и, разумеется, луки. Если вашему Генри повезёт собрать их всех на поле брани, то геймплей из хардкорного Oblivion превратится в SUPER HOT, но без подмоги из слоу-мо: чтобы выбраться из «Сдохни или умри» недостаточно покрепче держать меч и наклеить над монитором бумажку с Drei Wunder, Zorn Ort и другими могучими комбо, придётся, как Шерлоку Холмсу у Гая Ричи, планировать заранее и порядок убийств, и приёмы, и передвижение по локации. И всё равно последний враг может так неудачно стукнуть вас по черепу, что тот треснет аж до рейдж-квита.
К слову про могучие комбо, мало просто открывать их в древе умений, нужна постоянная практика, нужно отрабатывать их в каждом бою, заучивать наизусть, а то и действительно выписывать на бумажку, как выписывали в детстве суператаки для Mortal Kombat и читы для San Andreas. Это один из примеров того, как KCD заталкивает вас в шкуру Индро, заставляя попотеть и вашего героя, и вас лично. У меня есть несколько знакомых, которые так тужились, чтоб вылепить из крестьянина мастера меча, что прохождение растягивалось до умопомрачительных двух сотен часов, но оно того стоило.
Конечно, существуют и другие формы поединка. Освоения требует даже такой, казалось бы, пустяк, как кулачный бой (гори в аду, Кунеш). А лично я ну никак не дружил с клинками и, как только выдалась возможность, предпочёл им лук. Гуляющий прицел и движущиеся мишени, некоторые из которых защищены броней, быстро учат целиться сразу в голову и точно рассчитывать траекторию полёта.
Попробуйте походить в Kingdom Come только с луком: ни в одной игре вы не почувствуете себя настолько криворуким дураком в начале и настолько крутым снайпером, когда наловчитесь! И да, я в курсе про Сhivalry и Mordhau. Даже в битве с боссом, которая, по идее, должна проходить на мечах, я парировал, блокировал, в итоге ни разу его не зацепил, забил и подумал: может быть, и тут сработает тактика «шального хэдшота»? Сработает. Десятки часов тренировок окупились.
Имиджих
В процессе прохождения нам много раз напоминают, что в Средние века людей ой как встречали по одёжке. Мало какая RPG может похвастать настолько большим влиянием внешнего вида на мирные скилы.
В Kingdom Come проверка красноречия проходит не только стандартным образом, то есть исходя из прокачки навыка. Для убеждения купца, дворянина, стражника или бездомного бродяги нужен подходящий гардероб, с ржавым мечом да без модной шапки повернуть диалог в нужную сторону не факт что получится. Знать, например, пошлёт к чёрту чумазого Индржиха, а торгаши могут и цены заломить немытому, вонючему страннику. Но стоит чисто искупаться, переодеться из кольчуги в шёлковый халат, как вдруг скидки везде как на Гейбсторе, а челядь в диалогах пресмыкается.
Или не в шёлковый халат, а в громоздкую чёрную броню, и не меч рыцарский на пояс прицепить, а разбойничью дубину за спину повесить, и теперь вас может не так уважают, зато побаиваются, а значит хватит жить дружно, быкуйте в диалогах!
Такое же внимание уделяется одежде и в стелсе, причём руководствоваться вам предлагают не цифрами в статах, а здравым смыслом. Да, можно подсмотреть, что у чёрных лосин заметность ниже, чем у красных шаровар, а латные боты, по характеристикам, громче мягких кожаных сапог, но разве это не очевидно? Воровать в кольчужных варежках не так удобно, как в тканых перчатках или даже голыми руками — не те времена, чтоб переживать за отпечатки пальцев.
Но легко сказать — ходи как пан, ведь чтобы одеваться как знать, нужно и зарабатывать как знать, потому что этот трекляный шёлковый халат стоить может дороже вашего меча, доспеха, ботинок и жизни, а гроши (чешская валюта), зарабатывать долго.
Как и в любой другой игре, в какой-то момент вы будете купаться в золоте, но в KCD этот момент наступит ближе к финалу, где-то за шестидесятым часом прохождения, и это у меня Гендржи был прокачан как бык, конь был прокачан как бык и мы лутали каждый труп до трусов и, как два быка, таскали весь шмот, что могли, торговцам. Терпение и гринд всё перетёрли, но какой ценой?
Мини-игрндро
И под конец поговорим про опциональные мини-игры: взлом, кражи и алхимию. Это, товарищи, трындец. Я думаю, что каждый, кто пробовал взламывать (особенно до патча, который немного всё упростил), воровать и алхимичить, хотя бы раз всё это проклинал и выходил поплакать и котов пообнимать. Любая из этих мини-игр — это сложный, очень сложный, ненормально как-то сложный процесс с минимальным шансом на случайный успех.
Я там выше писал то же самое про боёвку, и здесь повторюсь — чтобы достигнуть в игре мастерства, какого угодно, игрок должен прокачивать и Жиждрыха и себя: воровство и отпирание запертых дверей отмычками, особенно до нормальной прокачки, требуют филигранного владения мышью (или стиками геймпада, причём трудно сказать, где сложнее), молниеносной реакции и хирургической точности. И по сторонам не забывайте смотреть, ведь провал в таких вещах шумный и заметный, не хватало ещё в тюрьму сесть из-за сундука с носком и чёрствой булкой.
То же самое с алхимией. Когда впервые заходишь в хижину с сосудами, мехами и мешочками, глаза разбегаются, но кажется, что всё это тут стоит так, для красоты, а жать придется только на рецепты в книге. Ничего подобного: один раз ошибся, недомешал или перегрел смесь – и вперёд, заново искать ингредиенты либо тратить деньги на их покупку. К тому же наш герой, если не найти учителя, читает с трудом, и для вас слова в тексте превращаются в белиберду, что добавляет пикантности расшифровке и так непонятных рецептов.
Грамотно сделанные хардкорные игры, после преодоления всех трудностей, оставляют на душе только гордость и восхищение за свою усидчивость и скилл, и, на этот раз в «Чего сложного» я взял именно такую игру.
Главным открытием для меня, при разборе Kingdom Come: Deliverance, оказалось, что она, по сути, пытается быть VR-игрой не используя VR-технологии. Без шлема за пятьдесят тысяч и контроллеров ещё на двадцатку, с простым монитором и знакомой клавамышью, она вытворяет немыслимое — боевой системой и мини-играми напрягает всё тело, по-разному заставляя тебя изголяться, чтобы не проиграть. Полное погружение без переплат, СМС и регистрации.
В комментариях вы можете рассказать, почему автор — казуал, а игра на самом деле очень лёгкая, а также поделиться личным опытом как о KCD, так и о других сложных, на ваш взгляд, играх, где иной босс или целый уровень рвал нервы, ломал геймпады и выбивал клавиши, ну а у меня всё! Пойду ждать вторую часть и немного побаиваться — чего же они прикрутят к ней.
Замечательная игра, местами сложноватая, особенно по началу, но это крутой проект. два раза с удовоьстием прошел
С самого начала ставит игрока под холодный душ и показывает, что это не казуальная рпгшка :)
Такое мы уважаем
Отличная статья! Игра лишь сложна в начале, а со временем бои будут нереально простыми, благодаря парированиям, с помощью которых любого врага можно выиграть