Глаза и сердечки геймеров всего мира прикованы к Elden Ring — новому витку развития не только souls-игр, но и самого жанра экшен-адвенчур. Меня же на волне хайпа заинтересовала стилистика тёмного фэнтези, которое не без помощи From Software заиграло новыми красками. Понятие оказалось настолько растяжимым, что в изначальной подборке, которую я для вас приготовил, было игр 50. Выход нашёлся сам собой: думаю, все и так в курсе, насколько круты Bloodborne, Dishonored и «Ведьмак», поэтому сегодня мы покопаемся в менее раскрученных проектах. Совсем в инди-дебри погружаться не будем, но несколько hidden gem’ов оттуда всё же выкопаем.
Какие же черты объединяют представителей такой многогранной эстетики? Справочник литературоведа Брайана Стэблфорда гласит, что тёмное фэнтези зачастую комбинирует элементы «стандартного» жанра с хоррором и вообще мрачными темами. При этом оркам, эльфам и зачарованным лесам в нём присутствовать совсем необязательно — Говарда Филлипса Лавкрафта тоже охотно причисляют к данному направлению. Так же и с играми: в подборке вы найдёте проекты с уклоном в совершенно разные поджанры, от реализма до восточного эпоса.
Folklore
Во времена, когда слово «эксклюзив» значило немного больше, чем сейчас, на PlayStation 3 вышла приятная экшен-адвенчура. Героев Folklore по разным причинам объединяет таинственное расследование, и оба в поисках ответов попадают в царство фей. Ирландский фольклор глазами японцев — что может быть оригинальнее?
На кнопки геймпада игрок назначает различных духов, дарующих уникальные способности, а «ловля» душ осуществляется с помощью встряхивания контроллера — как будто лассо на них накидываешь. Словом, приятный иммерсивный опыт для владельцев PS3 или хотя бы DualShock третьего либо четвёртого поколения — игру отлично тянет эмулятор RPCS3. Ещё и умельцы из сообщества перевели её на русский!
Disciples: Liberation
«Герои меча и магии» выходят редко, но у любителей конной езды, строительства замков и вербовки всё равно есть чем разжиться. Во-первых, недавно вышла King’s Bounty II, полностью окупающая свою сравнительно среднюю стоимость, а во-вторых — спустя пару месяцев подоспела и Disciples: Liberation. Последняя больше подходит для сегодняшней подборки, ведь в ней что ни час, то дилемма по типу «Найти другу-зомби внутренностей на обед или самого пустить на мясо?» Протагонисты относятся к происходящему с неприкрытым сарказмом, что заставляет нервно хихикать чаще, чем в любой другой ролевой стратегии.
Имеются здесь и приятные современному человеку геймплейные ходы. Например, возможность автоматически и без потерь выигрывать бои, в которых вы и так по умолчанию сильнее. Хочешь — воюй и тестируй тактические наработки, хочешь — нет. Максимально честно и открыто!
Lost in Random
Для очередного проекта в рамках EA Originals компания даровала финансы студиям Zoink и Thunderful. Те, в свою очередь, позвали на роль дизайнера самого Райана Норта, автора «Времени приключений» (по мультсериалу, кстати, тоже есть вполне годная JRPG Pirates of the Enchiridion). Изобретательный канадец выложился по полной: готическая стилистика Lost in Random совмещает всё лучшее из «Алисы» Американа МакГи и Fable. Сюжет проведёт вас через несколько миров и познакомит с населяющими их гротескными персонажами. От каждого третьего из них мурашки бегут по коже — если вы смотрели мультфильм «ААА!!! Настоящие монстры» по Nickelodeon, то это что-то из этой серии.
Бои тоже проходят нетривиально: мы кидаем кубик, набираем из руки нужные карты на выпавшее количество очков, а затем используем всё это в бою с активной паузой. Подобная механика значительно сказывается на продолжительности поединков, но позволяет размять мозги — иногда проиграть можно банально из-за неверного порядка действий.
Blade of Darkness
В 2021 году правообладатели Blade of Darkness вспомнили, что вообще-то это они придумали «соулс-лайки» двадцать лет назад. Игра представляет из себя тёмное фэнтези в самом распространённом его понимании — хардкор плюс армии Хаоса плюс расчленёнка. Играя за одного из четырёх героев, мы спасаем мир и параллельно огребаем почти от всего, что его населяет (теперь и в 4K!). Отдельные фишки выглядят любопытно и сейчас: ловушки с гидравликой и бои чужими конечностями редко где теперь увидишь.
Death’s Gambit
Раз уж мы углубились в дебри повышенной сложности, вспомним и пиксельного родственника Dark Souls. Death’s Gambit — непростое, но проходимое приключение с видом сбоку. С творениями From игру объединяет многое: сеттинг разрушенного королевства, наличие совершенно разных классов, бонусный стартовый предмет и мудрёный сюжет, который надо собирать по крупицам, доставят «удовольствие» любому фанату (даже мне доставили, хоть фанатом я бы себя и не назвал). Спустя три года разработчики решили выпустить крупное обновление Afterlife — в нём многие вещи довели до ума, поэтому лучший момент для знакомства, чем немедленно, выбрать трудно. Вдогонку упомяну и Blasphemous. Там примерно то же самое, но с уклоном в религиозную тематику.
Grime
Завершает хардкорный парад проект в стилистике… сюрреализма с мутациями. Серьёзно, описать антураж Grime парой слов довольно сложно. Персонаж с черной дырой вместо головы бродит по локациям, напоминающим внутренности инопланетного существа, и поглощает этой самой дырой скиллы противников. Если первые пару раз вы легко «заарканите» базовых врагов, то с мини- и тем более полноценными боссами всё сложнее — из метроидвании проект внезапно превращается в садистскую ритм-игру. В общем, отличное упражнение, если все прыжковые моменты в Hollow Knight вы уже осилили.
Prince of Persia: Warrior Within
Второй «Принц Персии» из трилогии 2000-х стал для многих первым опытом знакомства с тёмным фэнтези, пусть тогда многие такого термина не знали. Игра сносно себя ведёт на современных системах даже без ремастера (хотя мы несомненно на него надеемся на волне хайпа The Sands of Time). Warrior Within прекрасен со всех сторон: вселенная заметно помрачнела, музыка утяжелилась, а геометрические головоломки удивят самых искушённых ценителей идеального тайминга. Графон 2004 года нивелируется потрясной стилистикой, выверенной вплоть до цветовой гаммы, и зрелищной боевой системой.
GetsuFumaDen: Undying Moon
Вернёмся к национальному сказочному колориту. Выигрышным рецептом коктейля на основе тёмного фэнтези часто оказывается комбо с фольклорными элементами. Отличный пример — то ли сиквел, то ли ребут, то ли ремейк сайдскроллера Konami 1987 года выпуска. Обе части рассказывают о борьбе со злом из японских легенд. Герою противостоят многоглавые гидры, драконы и не поддающиеся описанию ужасы. Переиздание сразу бросается в глаза потрясной стилистикой: ёкаи как будто сошли с классических полотен. Жанр сильно менять не стали, но при этом сместили в сторону модных нынче «рогаликов». К чему в итоге приведёт теоретически успешное сочетание идей — посмотрим на релизе. Ранний доступ радует глаз, но вот баланса и полировки геймплею немного недостаёт. Ждём даты выхода и надеемся.
Black Book
А вот уникальнейший (есть такое слово?) пример тёмного фэнтези про русскую глубинку начала XX века! «Чёрная книга» — смешение карточных боёв, народных поверий и симулятора принятия далеко идущих решений. Главная героиня стремится попасть в ад для того, чтобы вызволить оттуда жениха. Помогают ей в этом дед и бесы всех сортов. Боёвку довольно просто освоить, что оставляет простор для дальнейших экспериментов: после первого акта у вас уже появится любимая механика, которая при должной прокачке позволит снести последнего босса за три хода.
Чем дальше продвигается сюжет, тем больше жалеешь, что наша мифология не так популярна на западе. С первой до последней минуты Black Book не сбавляет градуса самобытности, безостановочно пичкая игрока причудливыми словами на местном диалекте, прибаутками и легендами. То, что надо славянской геймерской душе и всем интересующимся!
Through the Woods
Метнёмся напоследок в Скандинавию. Through the Woods, прямо скажем, уступает многим в техническом плане, зато с нагнетанием атмосферы справляется на ура. Сюжет предельно прост: у вас потерялся ребёнок в лесу. Да не в обычном — в заколдованном и норвежском! Первый же побег от его мифических обитателей пугает до чёртиков, и в этом вся прелесть проекта. Небольшая студия Antagonist настолько метко использовала скромные ресурсы, что даже игра света и тени вносит свой вклад в тревожную прогулку на природе. Владения великанов, драугов и старичков-лесовичков перемежаются с дебрями материнского психоза, что создаёт воистину жуткий эффект.
Tainted Grail: Conquest
Снова сбор колоды и снова «привычные» похождения по охваченным демонами чащобам. Вообще Tainted Grail — это настолка про апокалипсис в мире Рыцарей Круглого стола. Игровых адаптаций затеяли сразу две, и первую сделали бесконечным «рогаликом». Час-другой жёсткого самообучения — и вы выполните условия для открытия нового класса с абсолютно иными механиками. По доброй традиции rogue-like это происходит ровно в тот момент, когда игру хочется дропнуть после очередного поражения в одну калитку. Со временем (в Steam рецензенты наигрывали и 60, и 100, и 200 часов) лагерь выживших превращается в целую деревню, а ваше мастерство растёт: тактические хитрости рождаются сами собой и подкрепляются гигантским опытом сражений. Мне такое проходить опасно, поскольку это два-три дня практически без сна и еды, но ценителям жанра рекомендую!
Sunless Sea
Неожиданный бонус для тех, кто дочитал статью до конца. В серии Sunless вашей изначальной задачей станет управление тем или иным судном. Место действия Sea — викторианская Англия из параллельной вселенной. Она населена ужасами, которые бы точно одобрил сам Лавкрафт: разумными айсбергами, гигантскими крабами и иже с ними. Но и это не самое страшное, ведь любые страхи рождаются и «варятся» прежде всего в нашем сознании. Смотреть, как у экипажа коллективно едет крыша, ежедневно бороться с безумием и раз за разом умирать от того, что команда решила тобой поужинать — вот главная фишка игры, вокруг которой строится челлендж. Ради него и истории, получившей море премий, окунуться в сумасшедший круиз стоит обязательно!
А я всё к GETSUFUMADEN: UNDYING MOON. Купила, но никак не найду время засесть и потыкаться
GETSUFUMADEN: UNDYING MOON топ игрушка,затягивает очень сильно,если кто прочтёт,то обязательно сыграйте в неё!
Пасеба, было очень интересно читать. Пару игор я себе в заметки добавил)
Пусть эта информация выльется в десятки увлекательнейших игровых часов :)
Спасибо за статью. Редкий случай, когда про половину игр из пробирки не слышал вообще. Беру на заметку. ????
лост ин рандом очень заинтересовала, когда только вышла, но обзор на сг мгновенно убил интерес к ней)
а жаль, в плане арт-дизайна очень интригующий проект... лично мне напоминает что-то среднее между алисой макги, фильмом "девять", творчеством бертона, психонавтами и еще где-то двумя произведениями, про которые я только что помнила, но уже забыла :D
про санлесс си, по-моему, тоже в одном из роликом на сг слышала - там сборник игр по лавкрафту был, но сама игра не заинтересовала, в отличие от некоторых других
хорошая статья - рада, что не заезженные игры взяли :D
насчет почти каждой, кстати, есть пару слов, но решила их не вставлять :kartoha:
К слову про обзоры: именно поэтому я никогда их не читаю/не смотрю. Ни к играм, ни к фильмам, ни к книгам. Это всё вкусовщина, и обязательно найдётся человек, которому понравится игра даже с самыми отрицательными отзывами. Поэтому я придерживаюсь того, что всё, что вызывает у тебя интерес, надо щупать, игнорируя мнение других :)
в целом я согласна, если бы не два "но" в виде покупки игры, которая в теории может не понравиться, и тратой времени на нее, когда есть куча проектов, к которым настрой более оптимистичный)
вот с фильмами тоже таким подходом пользуюсь - они всего полтора-два часа, бесплатные (ну... по-хорошему нет, конечно, но у нас не по-хорошему :D)... а еще почему-то фильмы с оценками 6-7 у меня, как правило, вызывают куда больше эмоций, чем с 8-9 :D
Так, что это еще за разговоры такие. Никакой эксклюзивности! >_<