Первой моей статьёй в блоге GabeStore, когда он только начинал работу, была написанная полтора года назад «Эксклюзивы: на#%я, а главное зачем?». Сейчас мы будто вернулись в 2018 год. Horizon Zero Dawn крепко держится в топе продаж, а повсюду снова гуляют вести о выходе God of War — теперь уже на ПК. Так что цитата из той статьи кажется немного смешной:
Эксклюзивы продолжают продаваться космическими тиражами и приносить столько денег, сколько ни вы, ни я никогда не потрогаете. Никто эту лавочку не прикроет, индустрия слишком прочно подсела на иглу. С этим можно только смириться. Или нет? Честно, у меня никаких идей — что должно произойти, чтобы EGS прекратили выкупать игры, а Sony разрабатывать и ни с кем не делиться, но может вам есть что сказать?
Рынок за это время прокрутился вокруг своей оси и встал с ног на голову. Sony принялась выкатывать широкой аудитории ПК-бояр свои бывшие эксклюзивы, грести лопатой деньги, которые в них кидают, и понаобъявлять свежих частей особо удачных серий. Почему так случилось, что помимо денег заставило корпорацию сменить бизнес-стратегию, и к чему всё это может привести, я и предлагаю обсудить сегодня.
Историческая справка
Те, кто читал мою старенькую статью, знают, что по сути эксклюзивы в игровой индустрии были всегда. Вот только поначалу их наличие было связано с огромным количеством разных платформ и отсутствием у них единого технического стандарта. Когда всё это дело более-менее разрешилось, и даже консоли пришли к использованию гибридных процессоров AMD, платформодержатели резко поняли, что не хотят отпускать свои игры в открытое плавание.
Уникальное продолжение той самой истории из детства или эксклюзивная франшиза с крутыми персонажами и уникальными геймплейными фишками сами по себе могут продавать приставку. Для этого не нужно даже никакой дополнительной рекламы: показываешь трейлер своей потрясающей игры, круто смонтированный, под эпичную музыку и с громкими пафосными фразами, геймеры начинают истекать по игре слюной, а потом в конце видят: «Эксклюзивно для PlayStation».
И так первый эксклюзив, второй… Все со всех сторон нахваливают игры, которые выпускаются под патронатом Sony, и это стимулирует продажи самих систем. Ну… стимулировало, когда на рынке были хоть какие-нибудь консоли. Я и сама в студенчестве покупала PlayStation 4, потому что денег на хороший ПК у меня не было, играть хотелось, а каждый экслюзив виделся как грёбаный шедевр.
И очевидно, я не одна такая, и политика эксклюзивности приносила Sony неплохие деньги — компания регулярно выкатывала долгие, красивые, дорогостоящие и объективно хорошо сделанные проекты, которые разрабатывали не один и не два года. На это нужно много опытных человекоресурсов и, соответственно, много средств.
В чём в чём, а в этом нужды у компании не было. Так, например, за 2017 финансовый год игровое подразделение Sony заработало 17, 818 миллиарда долларов. Из них на продажи самих консолей пришлось 30,4%, а на выручку с игр — 47,3%. При этом чистая прибыль компании возросла на 31% по сравнению с предыдущим финансовым годом.
Сказать, что Sony не бедствовала — ничего не сказать. Однако и человек, и бизнес устроены так, что им всегда хочется большего. 14 июля 2020 года на ПК появляется Death Stranding, которая пробыла эксклюзивом чуть больше, чем полгода.
А что сейчас?
В феврале 2020 года поползли слухи о порте Horizon Zero Dawn на ПК. В большей степени они опирались на то, что экшен об охотнице сделан на том же движке Decima, что и недавно дошедший до пекарей «симулятор курьера». Очень быстро слухи подтвердились, игра релизнулась на ПК 7 августа 2020 года. А почти через год в очередном финансовом отчёте Sony отметила, что Horizon Zero Dawn смогла покрыть расходы на разработку, вернув 250% инвестиций к концу марта 2021 года.
В общем, раскрылся ящик Пандоры, из которого один за другим посыпались самые громкие эксклюзивы, прогремевшие по игровой индустрии. За полтора года с начала этой акции мы уже смогли прикоснуться к трём эксклюзивам и подтверждённо ожидаем ещё два. Это я говорю только про крупные AAA-релизы. Тем временем Sony не унимается и переименовывает издателя, который выпускает порты, c PlayStation Mobile на PlayStation PC и продолжает добавлять на свою страницу в Steam новые игры. Кто бы вообще мог подумать об этом пару лет назад? После анонса God of War число портов выросло с 44 до 46 игр. Прямо сейчас в планах у Sony ещё 4 неизвестных нам эксклюзива, ожидающих выхода на ПК.
По итогам 2020 финансового года выручка PlayStation составила 22,7 миллиарда долларов, и это стало новым рекордом не только для подразделения Sony, но и для всей индустрии вообще. Операционная прибыль впервые составила 3,4 миллиарда долларов, а предыдущий рекорд (2,4 миллиарда долларов) держался с 2018 финансового года. Неплохой выхлоп всего от пары портов, правда?
Летом 2020 года Sony опубликовала корпоративный отчёт, в котором заявила, что собирается портировать на ПК больше своих эксклюзивов и рассчитывает, что аудитория ПК-геймеров начнёт активнее интересоваться PlayStation, если показать им, какие игры выходят на платформе.
Плюс ко всему в одном из интервью глава Sony Interactive Entertainment Джим Райан рассказал, что в 2021 году внутренние студии разработки находятся в наилучшей форме, и поэтому сейчас самое время портировать на ПК некоторые эксклюзивы с PS4.
У нас есть возможность представить эти замечательные игры более широкой аудитории в условиях непростой экономики игровой разработки. Стоимость создания игр дорожает с каждым циклом, поскольку сами IP становятся более масштабными. При этом нам стало проще сделать их доступными для пользователей, не владеющих консолями. Так что для нас решение было довольно очевидным,
Ну а зачем?
Естественно, кроме денег — незачем. Но не в том смысле, в котором вы думаете. Тут дело не только в тех гигантских суммах, которые башляют Sony игроки, покупая ещё раз игру, которую уже продали пару лет назад. Дело в рекламе.
Перед тем, как принять решение портировать свои эксклюзивы, Sony выжала из них практически всё. Те, кто хотел попробовать игру, уже купил её. Ну а выпуск порта на ПК означал, во-первых, вторую порцию прибыли за старенькую игру, и во-вторых, заинтересованность во франшизах Sony — создание новой аудитории потенциальных покупателей консоли PlayStation и продолжений игр.
Давайте посмотрим на все уже вышедшие и анонсированные порты.
- Death Stranding, который изначально планировали выпускать на двух платформах — об этом ещё до релиза проболтались в удалённых твитах студии и говорили об игре как о «консольном эксклюзиве».
- Horizon Zero Dawn, которая сделана на том же движке, что и Death Stranding, и к которой, самое важное, мы ждём в будущем году эксклюзивную для PlayStation вторую часть.
- Days Gone, которая не оправдала возложенных на неё финансовых надежд на консоли. Разработчики сначала заявляли, что второй части не будет, а потом упоминали, что для того, чтобы сиквел всё же вышел, игру надо покупать на ПК.
- Uncharted: Legacy of Thieves Collection, в которую входят Uncharted 4: A Thief's End и Uncharted: The Lost Legacy. Ну а чтобы узнать полную историю Нейтана Дрейка, ступайте играть на консоли, тут уж извините.
- И God of War, которую не только очень хотел видеть на ПК сам Кори Барлог, геймдизайнер игры, но и которая уже в будущем году разживётся сиквелом God of War: Ragnarök.
Вот и получается, что все порты, выпущенные и анонсированные сейчас, не так уж просты. Пока что у них всех есть «двойное дно», но аналитик Даниэль Ахмад, который говорит, что порты — отличная возможность для Sony дополнительно монетизироваться, называет и другие причины, по которым эксклюзивы уходят в народ.
Игры внутренних студий Sony уже достигли пиковых продаж на PS4, а потому выпуск их на ПК — логичный способ продлить жизненный цикл одиночных сюжетных проектов. Кроме того, PlayStation 4 основана на архитектуре x86, поэтому портировать игры стало значительно легче в сравнении с проектами с предыдущих поколений PlayStation. Более того, Sony вообще не рассматривает ПК как конкурирующую платформу — деньги всё так же идут корпорации в карман.
Если всё это подытожить, то отвечая на вопрос, заданный в заголовке — вымирают ли эксклюзивы — скажу, что нет. Возможно, в будущем нам покажут заремастеренный Last of Us, чтобы бустануть продажи сиквела про взрослую Элли, или выкатят Marvel's Spider-Man накануне релиза второй части. Но новые игры типа самой Marvel's Spider-Man 2, God of War: Ragnarök и Horizon Forbidden West, по крайней мере, надолго останутся консольными эксклюзивами. Новая стратегия Sony касается только проектов из бэк-каталога, так что, скорее всего, эксклюзивы так никуда и не денутся, а вот какой-нибудь ставший мемом из-за постоянных слухов о порте Bloodborne можно и подождать.
Но это я пришла к таким выводам, и кто знает, что опять могут вытворить гении маркетинга Sony в следующем году. Делитесь своим мнением в комментариях, возможно, вместе мы придём к истине.
Да время быстро летит повыходили эсклюзивы сони на пк и еще другие должны быть на подходе) Начали эту тенденцию quantic dream выпустив свои проекты на пк в улучшенном виде)
Мне кажется, это неминуемо у платформ, которые в меньшинстве. Несмотря на то, что на Западе консоли популярны, всё равно в общей массе они не собирают такую кассу, как ПК и ПК-гейминг. Так что рано или поздно все игры начинают интегрироваться на другие носители
Найс эксклюзивность, в MGS4 фиг поиграешь а на ремастер от Konami надеется не стоит.
Вроде как эмуляторы PS3 уже даже кое-как работают) На них не поиграть?)
С нестабильным фпс и убогой оптимизацией)) сомнительное удовольствие
Хотя вот у меня есть и PS3, и MGS4, но я все равно не играл в нее :D