Войти
04.11.2021
40
5246

Эксклюзивы вымирают?

Первой моей статьёй в блоге GabeStore, когда он только начинал работу, была написанная полтора года назад «Эксклюзивы: на#%я, а главное зачем?». Сейчас мы будто вернулись в 2018 год. Horizon Zero Dawn крепко держится в топе продаж, а повсюду снова гуляют вести о выходе God of War — теперь уже на ПК. Так что цитата из той статьи кажется немного смешной:

Эксклюзивы продолжают продаваться космическими тиражами и приносить столько денег, сколько ни вы, ни я никогда не потрогаете. Никто эту лавочку не прикроет, индустрия слишком прочно подсела на иглу. С этим можно только смириться. Или нет? Честно, у меня никаких идей — что должно произойти, чтобы EGS прекратили выкупать игры, а Sony разрабатывать и ни с кем не делиться, но может вам есть что сказать?

Рынок за это время прокрутился вокруг своей оси и встал с ног на голову. Sony принялась выкатывать широкой аудитории ПК-бояр свои бывшие эксклюзивы, грести лопатой деньги, которые в них кидают, и понаобъявлять свежих частей особо удачных серий. Почему так случилось, что помимо денег заставило корпорацию сменить бизнес-стратегию, и к чему всё это может привести, я и предлагаю обсудить сегодня.

Историческая справка

Те, кто читал мою старенькую статью, знают, что по сути эксклюзивы в игровой индустрии были всегда. Вот только поначалу их наличие было связано с огромным количеством разных платформ и отсутствием у них единого технического стандарта.  Когда всё это дело более-менее разрешилось, и даже консоли пришли к использованию гибридных процессоров AMD, платформодержатели резко поняли, что не хотят отпускать свои игры в открытое плавание.

Первый Uncharted вышел на PS3 в 2007 году, а сейчас мы ожидаем порт Uncharted 4 — финала приключений Нейтана Дрейка

Уникальное продолжение той самой истории из детства или эксклюзивная франшиза с крутыми персонажами и уникальными геймплейными фишками сами по себе могут продавать приставку. Для этого не нужно даже никакой дополнительной рекламы: показываешь трейлер своей потрясающей игры, круто смонтированный, под эпичную музыку и с громкими пафосными фразами, геймеры начинают истекать по игре слюной, а потом в конце видят: «Эксклюзивно для PlayStation». 

И так первый эксклюзив, второй… Все со всех сторон нахваливают игры, которые выпускаются под патронатом Sony, и это стимулирует продажи самих систем. Ну…  стимулировало, когда на рынке были хоть какие-нибудь консоли. Я и сама в студенчестве покупала PlayStation 4, потому что денег на хороший ПК у меня не было, играть хотелось, а каждый экслюзив виделся как грёбаный шедевр.

И очевидно, я не одна такая, и политика эксклюзивности приносила Sony неплохие деньги — компания регулярно выкатывала долгие, красивые, дорогостоящие и объективно хорошо сделанные проекты, которые разрабатывали не один и не два года. На это нужно много опытных человекоресурсов и, соответственно, много средств.

Ghost of Tsushima, если её будут портировать, из-за управления может стать ещё хардкорнее

В чём в чём, а в этом нужды у компании не было.  Так, например, за 2017 финансовый год игровое подразделение Sony заработало 17, 818 миллиарда долларов. Из них на продажи самих консолей пришлось 30,4%, а на выручку с игр — 47,3%.  При этом чистая прибыль компании возросла на 31% по сравнению с предыдущим финансовым годом. 

Сказать, что Sony не бедствовала — ничего не сказать. Однако и человек, и бизнес устроены так, что им всегда хочется большего. 14 июля 2020 года на ПК появляется Death Stranding, которая пробыла эксклюзивом чуть больше, чем полгода.

А что сейчас?

В феврале 2020 года поползли слухи о порте Horizon Zero Dawn на ПК. В большей степени они опирались на то, что экшен об охотнице сделан на том же движке Decima, что и недавно дошедший до пекарей «симулятор курьера». Очень быстро слухи подтвердились, игра релизнулась на ПК 7 августа 2020 года. А почти через год в очередном финансовом отчёте Sony отметила, что Horizon Zero Dawn смогла покрыть расходы на разработку, вернув 250% инвестиций к концу марта 2021 года.

В общем, раскрылся ящик Пандоры, из которого один за другим посыпались самые громкие эксклюзивы, прогремевшие по игровой индустрии. За полтора года с начала этой акции мы уже смогли прикоснуться к трём эксклюзивам и подтверждённо ожидаем ещё два. Это я говорю только про крупные AAA-релизы. Тем временем Sony не унимается и переименовывает издателя, который выпускает порты, c PlayStation Mobile на PlayStation PC и продолжает добавлять на свою страницу в Steam новые игры. Кто бы вообще мог подумать об этом пару лет назад? После анонса God of War число портов выросло с 44 до 46 игр. Прямо сейчас в планах у Sony ещё 4 неизвестных нам эксклюзива, ожидающих выхода на ПК.

Релиз Horizon Zero Dawn на ПК не обошёлся без технических проблем, но игру оперативно чинили

По итогам 2020 финансового года выручка PlayStation составила 22,7 миллиарда долларов, и это стало новым рекордом не только для подразделения Sony, но и для всей индустрии вообще. Операционная прибыль впервые составила 3,4 миллиарда долларов, а предыдущий рекорд (2,4 миллиарда долларов) держался с 2018 финансового года. Неплохой выхлоп всего от пары портов, правда?

Летом 2020 года Sony опубликовала корпоративный отчёт, в котором заявила, что собирается портировать на ПК больше своих эксклюзивов и рассчитывает, что  аудитория ПК-геймеров начнёт активнее интересоваться PlayStation, если показать им, какие игры выходят на платформе.

Плюс ко всему в одном из интервью глава Sony Interactive Entertainment Джим Райан рассказал, что в 2021 году внутренние студии разработки находятся в наилучшей форме, и поэтому сейчас самое время портировать на ПК некоторые эксклюзивы с PS4.

У нас есть возможность представить эти замечательные игры более широкой аудитории в условиях непростой экономики игровой разработки. Стоимость создания игр дорожает с каждым циклом, поскольку сами IP становятся более масштабными. При этом нам стало проще сделать их доступными для пользователей, не владеющих консолями. Так что для нас решение было довольно очевидным,

— Джим Райан, глава Sony Interactive Entertainment.

Ну а зачем?

Естественно, кроме денег — незачем. Но не в том смысле, в котором вы думаете. Тут дело не только в тех гигантских суммах, которые башляют Sony игроки, покупая ещё раз игру, которую уже продали пару лет назад. Дело в рекламе.

Когда ты раньше крушил титанов, а сейчас будешь прыгать на пробел

Перед тем, как принять решение портировать свои эксклюзивы, Sony выжала из них практически всё. Те, кто хотел попробовать игру, уже купил её. Ну а выпуск порта на ПК означал, во-первых, вторую порцию прибыли за старенькую игру, и во-вторых, заинтересованность во франшизах Sony — создание новой аудитории потенциальных покупателей консоли PlayStation и продолжений игр.

Давайте посмотрим на все уже вышедшие и анонсированные порты. 

  • Death Stranding, который изначально планировали выпускать на двух платформах — об этом ещё до релиза  проболтались в удалённых твитах студии и говорили об игре как о «консольном эксклюзиве».
  • Horizon Zero Dawn, которая сделана на том же движке, что и Death Stranding, и к которой, самое важное, мы ждём в будущем году эксклюзивную для PlayStation вторую часть.
  • Days Gone, которая не оправдала возложенных на неё финансовых надежд на консоли. Разработчики сначала заявляли, что второй части не будет, а потом упоминали, что для того, чтобы сиквел всё же вышел, игру надо покупать на ПК. 
  • Uncharted: Legacy of Thieves Collection, в которую входят Uncharted 4: A Thief's End и Uncharted: The Lost Legacy. Ну а чтобы узнать полную историю Нейтана Дрейка, ступайте играть на консоли, тут уж извините.
  • И God of War, которую не только очень хотел видеть на ПК сам Кори Барлог, геймдизайнер игры, но и которая уже в будущем году разживётся сиквелом God of War: Ragnarök.

Вот и получается, что все порты, выпущенные и анонсированные сейчас, не так уж просты. Пока что у них всех есть «двойное дно», но аналитик Даниэль Ахмад, который говорит, что порты — отличная возможность для Sony дополнительно монетизироваться, называет и другие причины, по которым эксклюзивы уходят в народ.

На консольном релизе Death Stranding даже устроили ревью-бомбинг, а после релиза на ПК она сама собой укоренилась среди лучших игр

Игры внутренних студий Sony уже достигли пиковых продаж на PS4, а потому выпуск их на ПК — логичный способ продлить жизненный цикл одиночных сюжетных проектов. Кроме того, PlayStation 4 основана на архитектуре x86, поэтому портировать игры стало значительно легче в сравнении с проектами с предыдущих поколений PlayStation. Более того, Sony вообще не рассматривает ПК как конкурирующую платформу — деньги всё так же идут корпорации в карман.

Если всё это подытожить, то отвечая на вопрос, заданный в заголовке — вымирают ли эксклюзивы — скажу, что нет. Возможно, в будущем нам покажут заремастеренный Last of Us, чтобы бустануть продажи сиквела про взрослую Элли, или выкатят Marvel's Spider-Man накануне релиза второй части. Но новые игры типа самой  Marvel's Spider-Man 2, God of War: Ragnarök и Horizon Forbidden West, по крайней мере, надолго останутся консольными эксклюзивами. Новая стратегия  Sony касается только проектов из бэк-каталога, так что, скорее всего, эксклюзивы так никуда и не денутся, а вот какой-нибудь ставший мемом из-за постоянных слухов о порте Bloodborne можно и подождать.

Но это я пришла к таким выводам, и кто знает, что опять могут вытворить гении маркетинга Sony в следующем году. Делитесь своим мнением в комментариях, возможно, вместе мы придём к истине.

Александра Solongoy
Мутировала из сонибоя в ПК-боярина
почитать еще
комментарии 40
02.Jul.2022 в 19:03
0
1

Да время быстро летит повыходили эсклюзивы сони на пк и еще другие должны быть на подходе) Начали эту тенденцию quantic dream выпустив свои проекты на пк в улучшенном виде)

Свернуть  1
До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов

Мне кажется, это неминуемо у платформ, которые в меньшинстве. Несмотря на то, что на Западе консоли популярны, всё равно в общей массе они не собирают такую кассу, как ПК и ПК-гейминг. Так что рано или поздно все игры начинают интегрироваться на другие носители

До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов
30.Jun.2022 в 19:51
0
0

Найс эксклюзивность, в MGS4 фиг поиграешь а на ремастер от Konami надеется не стоит.

Свернуть  5
До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов

Вроде как эмуляторы PS3 уже даже кое-как работают) На них не поиграть?)

До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов

С нестабильным фпс и убогой оптимизацией)) сомнительное удовольствие

До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов

Хотя вот у меня есть и PS3, и MGS4, но я все равно не играл в нее :D

До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов

Я вам завидую)

До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов

Мне кажется, иметь PS3 в наше время - не такая уж и роскошь)))

До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов
23.Mar.2022 в 02:48
0
0

Верим в светлое будущее без эксклюзивов

 8
До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов
04.Mar.2022 в 18:37
0
0

Когда-нибудь куплю У вас Demon souls remake и bloodborne)

Свернуть  1
До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов

Когда-нибудь... хD

До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов
29.Nov.2021 в 11:08
2
0

Рано или поздно это произойдёт

Свернуть  1
До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов
1
0

Думаю, как минимум временные эксклюзивы точно никуда не денутся)

До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов