Войти
01.05.2021
208
1884

Рекомендованные игры из СНГ

В процессе своего геймерского пути я понял, что существует несколько, как бы я их назвал, геймдизайнерских культур, каждая со своими приоритетами и характерным почерком. Немецкие игры, например, почти всегда на порядок сложнее остальных. Вспомните, сколько раз загружались в первом Far Cry и Shadow Tactics: Blades of the Shogun. Про «Готики» и их аналоги я вообще молчу. Или взять японские игры: там что ни продукт, то упор на повествование, при этом привычными европейцу геймплейными вещами вполне могут пожертвовать. Недавно в довольно свежей JRPG видел, что у персонажей рот при диалогах не открывается.

Наконец, есть неповторимый пласт игровых проектов из СНГ. В них креативный посыл сметает всё на своём пути. Надо прямо настроиться на одну волну с разработчиком, чтобы полностью оценить задумку. Раньше это зачастую мешало играм от «наших» продаваться за рубежом, но сейчас технологии и ресурсы позволяют воплощать в жизнь классные идеи на достойном уровне. Сегодня и на такие проекты посмотрим, и поностальгируем немного.

Серия «Метро»

Начнём с очевидного. В плане качества серия от 4A Games находится далеко впереди остальных. Metro, особенно последнее — это самый настоящий AAA-продукт, в котором присутствуют и прекрасный графон, и скрытая нелинейность, и детально проработанный мир, в котором вручную расставляли буквально каждую кружку. А когда ты ещё и понимаешь, что точно такая же кружка хранится у вас в праздничном сервизе ещё со времён СССР, то от иммерсивности мурашки по телу начинают бежать. 2019-й был богат на крутые игры, но Metro Exodus для меня оказалась на голову выше остальных. Короче, если вы по какой-то причине не знакомы с «Метро», то бегом знакомиться! Можете даже по моему примеру начать с конца и книжки Глуховского не читать. По-любому получите ни много ни мало украинский Fallout!

S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля

Кстати об украинских Fallout’ах. Если «Исход» заткнул за пояс «четвёрку» (на мой субъективный взгляд), то великий и ужасный S.T.A.L.K.E.R. может составить достойную конкуренцию Fallout 3. К слову, мне было бы интересно узнать ваше мнение на этот счёт.

Чей постапокалипсис круче?
Опрос

Понятно, что в 2007-м возможности разработчиков, особенно наших, были поскромнее, чем сейчас, но это не помешало GSC Game World создать шедевр на века. По игре до сих пор делают контент, для неё выходят крупные модификации, фразы Сидоровича и анекдоты у костра уже давно разобрали на цитаты. «Сталкер», на мой взгляд, перестал быть игрой и превратился в культурное явление. Для тех, кого смущает перспектива сыграть в украинскую игру четырнадцатилетней давности и разочароваться, у меня есть совет. Сам спрашивал об этом знающих людей, и они рекомендовали, как ни странно, хотя бы попробовать «ванильную» версию совсем без модов. Не знаю, как это будет смотреться для того, кто впервые решится пройти игру, но если среди вас есть такие те, кто недавно с этим справился, пишите в комментарии. Сам думаю вернуться.

This Is the Police

По запросу «белорусские игры» «Википедия» выдаёт World of Tanks, «Весёлую ферму» и ещё с десяток незнакомых дежурному геймеру тайтлов. Среди них притаилась одна из лучших ролевых стратегий, в которые я вообще когда-либо играл — This Is the Police. Уму непостижимо, как метко разработчики передали атмосферу захолустного американского городка, разрываемого на части коррупцией и криминальными разборками. История стареющего шефа полиции (его, кстати, актёр озвучки Дюка Нюкема играет) тоже прописана мастерски. Вы как будто лично ощущаете всю тяжесть его будней, которые с развитием сюжета всё больше и больше давят на героя. Чуть ли не каждый день Джеку надо делать сложные моральные выборы, которые аукнутся в будущем, решать семейные вопросы, выбирать меньшее зло и вдобавок координировать действия своих подчинённых. Они тоже не слишком самостоятельные — чтобы воспитать из ленивого «зелёного» рекрута достойного офицера, придётся ой как постараться. Однако и процесс, и результат того стоят: прекрасные диалоги (в которых цензурой не пахнет от слова совсем) и неожиданные сюжетные повороты превращают даже рутинные будни копа в занятный и приятный процесс.

Мор. Утопия

Вот она, ностальгия! Помните времена, когда в играх не было обучения и надо было либо гадать и импровизировать, либо копаться в настройках? Тоже, кстати, распространённая черта проектов из СНГ до недавнего времени. «Мор. Утопия» именно такая. Смотришь вступительный ролик, двое незнакомцев на улице посвящают тебя в основы геймплея — и всё. Дальше вертись как хочешь: в игре надо есть, пить, зарабатывать, ну и убийство ко всему прочему расследовать. Мир игры, что в первой части, что во второй, отторгает и влюбляет в себя одновременно, в ней трудно научиться выживать, но оторваться потом невозможно. При этом, как заметил один обзорщик, Pathologic — это не выживалка и не хоррор. Игра представляет из себя уникальное явление, симулятор принятия решений. Именно на ваших выборах строится и история, и репутация героя. Проиграть тут проще простого: покусала крыса, ночью забыл дома ствол, банально не вчитался в диалог как следует — до свидания. Всё хардкорно, по старинке. Хотя у отечественных разработчиков по-другому тогда и не было.

The Life and Suffering of Sir Brante

И ещё немного о симуляторах принятия решений. Как же у меня сгорело ниже спины в ночь перед написанием статьи! Играл я, значит, в «хардкорную» средневековую текстовую RPG от томской студии Sever. «Да ладно, — подумал, — как может текстовая игра быть хардкорной?» Ещё как может! Как только в «Господине Бранте» начинается самое интересное — мистика, заговоры, интриги — вам сразу припоминают, что две главы назад (а это часа четыре) вы перешли дорогу высокопоставленному дворянину, и теперь он вызывает вас на дуэль и, конечно, побеждает. А это game over. До часу ночи я переигрывал все возможные исходы, но итог всегда был один — в детстве и отрочестве надо было продумывать свои действия очень сильно наперёд. Спать я пошёл злой, но утром осознал, какая это на самом деле классная игра. Во-первых, абсолютно бескомпромиссная, во-вторых — стильная при всей своей простоте, в-третьих — невероятно вариативная. Стать здесь можно кем угодно: инквизитором, медиумом, революционером. Правда, я пока что только стал трупом несколько раз, но ещё не вечер, всё продумаю и начну сначала. Отличный пример малобюджетного, но годного инди-проекта из СНГ.

Pathfinder: Kingmaker

В середине 2010-х вернулась мода на классические изометрические ролевые игры. В частности, создатели Divinity: Original Sin так хорошо старались, что теперь Baldur’s Gate 3 делают. Судя по отзывам критиков, это будет новая вершина жанра. Ну а пока мы к ней идём, отечественные разработчики тоже успели сказать своё слово: в 2018 году на свет появилась Pathfinder: Kingmaker. Pathfinder как таковой — это ответвление от правил Dungeons & Dragons с различными расширениями, а игра является, так сказать, нашим ответом Pillars of Eternity. Сложная система боевых расчётов, активная пауза, вот это вот всё.

Амбиции Kingmaker соответствуют названию. Нас ждёт не только блистательная CRPG, но и симулятор управления королевством. Идти до него, правда, придётся долго, одно только обучение всем аспектам игры занимает часов десять, а суммарно контента тут на несколько дней реального времени. По «доброй» традиции современных изометрических ролёвок сложность «нормально» представляет из себя сущий ад. Одно неточное действие — и вся партия падёт перед ядовитым пещерным пауком. А чего вы ещё хотели от российского D&D?

Квесты Frogwares

Прежде всего я имею в виду The Sinking City, вот запал он мне в душу, но и приключения Шерлока Холмса, основная серия украинской компании Frogwares, тоже пробила себе путь к вершинам адвенчурного Олимпа. Студия проделала огромный путь: от уморительно крипового бага с Ватсоном…

…над которым они, кстати, сами иронично шутили…

…до мощной Sherlock Holmes: The Devil's Daughter. В ней классический дедуктивный анализ совмещён со стелс-механиками, стильными QTE и проработанной атмосферой. Расследование дел здесь — это ещё и погружение в особую атмосферу Англии конца XIX века. Приятно видеть темпы развития Frogwares. Посмотрим, что нас ждёт в Sherlock Holmes Chapter One, приквеле к прошлым играм.

Братья Пилоты

Даже как-то странно видеть одну из первых игр в жизни в цифровом формате и с англоязычным названием. Благо на этом отличия заканчиваются: «Братья Пилоты» — культовый квест из девяностых, основанный на персонажах, созданных Эдуардом Успенским (только сейчас догадался, что это пародия на Холмса с Ватсоном). Несмотря на то, что ни в одной игре серии я особо далеко не дошёл, художественный стиль, упоротый юмор и диалоги («Ни-чего не понимаю!») засели в памяти надолго. Ну и головоломки тут иногда просто адские: придётся и долю абсурда применить, и решить настоящую загадку для гениев. Я, конечно, про холодильник. Кто в курсе, тот поймёт.

King’s Bounty. Легенда о рыцаре

Серия King’s Bounty по легендарности может потягаться с самими «Героями меча и магии». Популярность оригинальной игры 1990 года породила в СНГ кучу неофициальных клонов, которым бессовестно навешивали в название цифры 2, 3 и далее по списку. А вот в 2008-м появился наконец-то официальный ремейк, и он превзошёл все мои ожидания.

Если в HoMM упор делается на развитии городов и только потом — на сборе артефактов и боях, то «Легенда о рыцаре» почти целиком посвящена пошаговым побоищам и выполнению квестов. Фэнтезийный юморок и сказочный слог, которым насыщены местные диалоги, заставляют вчитываться в каждую строчку и мотивируют гриндить на 100% каждую локацию. Сложная ли это игра? Естественно! Свернёшь не туда — весь твой отряд вынесут за один ход. Однако пару часов спустя приходит осознание, что каждая пачка мобов занимает именно то место на карте, которое должна: обойдя все остальные области, что тебе впору по уровню, ты и прокачаться успеешь, и армию пополнить, и, возможно, абьюзную тактику изобретёшь.

Ну и куда в российской игре без своего «холодильника из “Братьев пилотов”»? Здесь за отмирание нервных клеток отвечают порталы ближе к концу сюжета. Передаю привет тому, кто их придумал. Обратный путь я так и не нашёл. А вы?

Космические рейнджеры

Уже почти сдал статью в вёрстку, как вдруг вспомнил ещё одну легендарную серию. Многих «Космические рейнджеры» познакомили со словом «тайм-киллер»: запустил игру, летаешь, сражаешься, потом смотришь на часы, и оказывается, что уже утро следующего дня наступило. Это происходило благодаря уникальной смеси жанров: Space Rangers — это и пошаговая стратегия, и боевой космический симулятор, и аркада, и даже текстовый квест. События происходят во вселенной, которая хоть и генерируется случайно, но живёт своей жизнью. С некоторыми персонажами вы можете встретиться вновь спустя много часов, с другими же ваши дорожки не пересекутся никогда. В общем, если коротко, то игра разрушила не одно детство благодаря многогранности и, конечно, неповторимой душевности.

Сейчас силами 1C «Космические рейнджеры» успешно перекочевали и в HD, и даже на мобильные устройства. Рекомендую ознакомиться с ними в любом формате!

Бонус: «Аллоды Онлайн»

Благодарю жизнь за то, что онлайн-игры обошли меня стороной, но в 2010-м был один реально переломный момент, ведь наши умудрились создать достойную MMORPG! Никогда не забуду того месяца, в который я вообще не вылезал из AO, но, к сожалению (или к счастью), жадность издателя взяла верх, в игре появился откровенный pay-to-win, и я в итоге вернулся в офлайн.

Роман Машинский
Рекомендует, рекомендує, рэкамендуе
почитать еще
комментарии 208
позавчера в 16:10
0
0

Петьку так и не увидела....

Свернуть  1
До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов

Все не перечислишь)

До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов
07.May.2021 в 20:33
0
0

Про "полицию" даже не знал. Добротно же сделано... А вот про квесты FROGWARES, не удивлен.
Кто бы еще мог такого Ватсона крипового закодить.

Свернуть  1
До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов

СНГ-квесты всегда имели особую атмосферу, что сказать :D

До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов
06.May.2021 в 22:46
1
0

Beholder бы в статью.....

Свернуть  1
До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов
0
0

К сожалению, не все проекты можно уместить в одну статью. Если у неё будет продолжение, наши авторы укажут и другие игры :)

До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов

Очень интересная статья !) О всех проектах осведомлен и наслышан, в какие то играл, в какие то еще не дошел, но обязательно поиграю )
За King's Bounty отдельно Мое почтение!))) Лабиринт Хааса... Я кстати именно выход в Долину Тысячи рек нашел быстрее, чем проход в земли орков ;D С этой именно СНГ серией связано мое детство, много играл в нее маленьким, но не проходил, вот только не так давно смог заняться ими и пройти ) Такая балдежная игра)
В Сталкер кстати год назад играл. Всю серию прошел без модов в ванильных версиях, все хорошо играется и выглядит, получил море удовольствия) Особенно радует в ТЧ реиграбельность конТСовок. Там тебе и ложные и истиная ) есть где разгуляться.
А еще вот в This is police написанно: "По запросу «белорусские игры» «Википедия» выдаёт ... , «Весёлую ферму» и ещё с десяток незнакомых дежурному геймеру тайтлов" - если дежурный геймер не слышал, что такое "Веселая ферма" то может ли он таким называться? :D Это же классика казуальшины - это знать надо! ;)

Свернуть  2
До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов

Рады, что статья вам понравилась :)
На самом деле в геймдеве России и СНГ тааааак много нюансов, изюминок, что порой диву даешься. Хочется, чтобы качество и узнаваемость проектов были всё лучше и лучше)

До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов

А как же Танчики и Самолётики?
Ферма да, классика. За неимением лучшего в мини-игры только и залипал по детству, а в мощные игрушки только в пк-клубе играл:)

До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов
02.May.2021 в 13:58
Looney
17
0
0

Ну давайте на частоту все только развивается. Незнал что This is police из снг

Свернуть  1
До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов
1
0

Это для многих оказалось открытием, на самом деле :)
СНГ геймдев сейчас настолько задавлен предрассудками, что многие студии откровенно шифруются(

До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов