
Два бывших сотрудника Ubisoft основали свою компанию, получили несколько крупных грантов и создали проект, вдохновлённый «Финалками» и «Персонами». Звучит интересно? Ещё бы!
События Clair Obscur: Expedition 33 разворачиваются в мире, где научный прогресс соседствует с магическим. Омрачает ситуацию Художница, существо, раз в год выкашивающее всех людей определённого возраста. Группа экспертов проводит расчёты, открывает невиданные технологии обработки маны и решает положить конец ритуалу. Обернётся всё это приключением глобального масштаба и битвами с богами — в JRPG же играем!
Следуя модным тенденциям жанра, разработчики разбавили пошаговые сражения эффектными драками в реальном времени. Это позволяет сэкономить время на схватках со слабыми противниками и добавляет геймплею тактической глубины. Например, механика передачи хода после пробития уязвимости врага, позаимствованная из последних частей Persona, заставит тщательно обдумывать каждое действие.
Прошел пиратку, понял что обязан купить эту игру себе в коллекцию и дождаться перевода от GameVoice что бы обязательно перепройти ее позже))
В 2005 играл в SUDEKI. И не знал, что это jrpg. Финалки все мимо прошел. Сейчас понял, что люблю такой жанр , пошагового боя. Что в этой игре ? А вот : Музыка это нечто. До глубины души. А сам мир, картины что перед нами рисуются ? Я думаю Жан Поль Сартр и Борис Виан нашептали разработчикам во сне , что надо делать. Одно лишь но… стул мой 1000 раз уже сгорел. Подо мной. Играю на самом высоком уровне. Игра восторг.
"Экспедицию 33" не облизал, наверное, только ленивый. Оценки 10/10, рассказы про лучшую игру последних лет и так далее. Но оправданно ли это всё? Пожалуй, да. Лично я следил за игрой с первой презентации, очень уж любопытной мне показалась завязка. Оправдались ли мои ожидания? Более чем!
Во-первых, это оказалось очень необычно. Уникальный сеттинг несколько искаженной Франции 20 века выглядит как минимум интригующе.
Во-вторых, завязка была лишь началом отличнейшего сюжета. Он захватывает с первых минут, с каждой новой главой подкидывая тебе всё больше вопросов, лишь усиливая желание разобраться в происходящем. История так затягивает, что играть в это хочется буквально часами. Персонажи невероятно харизматичные, живые, привлекательные визуально. Им хочется сопереживать, хочется узнавать о них больше. Про весь этот мир хочется узнавать больше, погружаясь в него с головой. Не стесняясь скажу, что в конце игры я даже немного всплакнул, а таких эмоций от сценария и эпичности происходящего современные новинки не давали мне очень и очень давно. Главный источник вдохновения в виде серии Final Fantasy тут заметен невооруженным глазом. Ну и да, почти на все вопросы ответят. Кому-то не понравился главный сюжетный поворот, но по мне он тоже отличный.
В-третьих, тут просто невероятная музыка. Один из лучших игровых саундтреков, которым ты заслушиваешься отдельно от игры.
Ну и, наконец, геймплей. Конечно, французы не переизобрели жанр. Это самая обычная JRPG, на которую накрутили механики реального времени в виде уклонения, парирования и QTE. И это здорово, потому что я обожаю парирование! Геймплей достаточно увлекательный, чтобы затягивать на многие часы. Бонусом есть интересный элемент билдостроения.
Из минусов отмечу разве что некоторую репетативность битв и отсутствие баланса ближе к концу игры.
"Экспедиция 33" — это уникальное, безумно красивое, местами меланхоличное и грустное произведение об искусстве, взрослении и горечи утраты. И о том, как важно идти дальше!
За день до выхода я ничего не слышал об этой игре. Увидел её страничку и решил посмотреть скриншоты и почитать описание. Заинтересовался, но не хотел предзаказывать из-за недоверия к неизвестным разработчикам.
За 12 часов до выхода желание предзаказать игру только росло. Интересный сеттинг, который до этого нигде не использовался: переплетение науки, магии, искусства и Франции XX века — это выглядело свежо и вызывало огромный интерес узнать, как сценаристы смогут использовать такую основу.
За 3 часа до выхода единственным опасением оставалась приверженность жанру JRPG, с которым я не был знаком и знакомиться не стремился. Пошаговая боёвка казалась огромным препятствием к покупке, но я решил подождать первых обзоров и видео, чтобы понять, что разработчики смогут предложить.
Игра вышла. Первые обзоры оказались крайне положительными: критики, стримеры хвалили её, особенно отмечая то, как удалось адаптировать боёвку из JRPG для массового пользователя с помощью QTE-ивентов и механики парирования. Я решил купить игру и перестал портить себе впечатление просмотром роликов.
Игра запустилась. Музыка. Эта музыка сразу дала понять, что игра наверняка будет номинирована на всевозможные премии — хотя бы за саундтрек. Это чувство не покидало меня на протяжении всего прохождения.
Спустя 2 часа после запуска уже хотелось выдвинуть игру на номинации по сценарию. Пролог оказался как завершённым произведением, так и прекрасной завязкой для всей остальной истории.
Спустя 10 часов сюжет закручивался всё сильнее, музыка продолжала радовать слух, а геймплей становился всё более комплексным и интересным. Не хотелось избегать боёв с врагами, а это, наверное, лучший комплимент для JRPG. Или уже FRPG?
Спустя 25 часов я увидел концовку сюжета, но не игры, ведь впереди оказалось огромное количество лейтгейм-контента, усложняющего боёвку и делающего её ещё интереснее. А сюжет… Его нужно именно прожить в этой игре. Чего я вам всем и советую в конце этой рецензии.
Считаю, что эта игра идеально подходит тем людям, кто хотел, но не решался попробовать жанр jRPG. Так же, как и BG3 — для вхождения в мир DnD.
Возможно, сейчас жанр JRPG переживает новый золотой век. Те, кого воспитала пиксельная классика, выросли и научились делать игры. Вдвойне классно то, что духоту пиксельной классики эти люди выкупили и не стали её копировать. Clair Obscur берёт всё хорошее из современных «Якудз» и «Персон» (как думаете, тётя-француженка специально поёт на английском с диким акцентом, как Lyn?), объединяет… и не добавляет почти ничего сверху. И очень достойно получается!
Самой сильной стороной Expedition 33 является эстетика: привлекательные персонажи, несказанно радующие геймерский глаз на фоне небинарных уродцев с фиолетовыми волосами, красивая музыка, вышибающая слезу, элегантно причудливые пейзажи. Боёвка тоже достойная — каждый член отряда управляется по-своему, а благодаря десяткам перков и типов оружия можно составлять поистине безумные билды. Остальные прелести жанра тоже на месте: куча опциональных локаций, сложный сюжет с магией и полубожественными сущностями, угарная раса аборигенов.
Для того чтобы быть прям отличной игрой, «Экспедиции» не хватает вот буквально ещё одного геймплейного элемента. В Ni No Kuni 2, например, армией давали управлять, и это выгодно разбавляло процесс. А тут на двадцатом часу парировать одни и те же серии атак, состоящие из 7-8 ударов, надоедает НЕСЛАБО. Надеюсь, на следующий проект студии выделят ещё больше денег, а герои останутся такими же симпатичными.
Начну с того, что я ошалевал от атмосферы и накала сюжета до самого конца.
Итак, Люмьер, который похож на Париж 1800-х, только с магией, технологиями и важной миссией вместо блэкджека. Извечный вопрос "Сколько мне осталось?" для этого мира вовсе не вопрос. Бравые бойцы «Экспедиции» 67 раз уже пытались продлить свои жизни и очередная ставка на 33-ю экспедицию с идеальным планом. Игра наполнена жизнью, эмоциями, живыми и интересными персонажами, наисочнейшей боевой системой с красочным размахом для воображения. Каждая локация уникальна и имеет ряд интересностей, а глазками они смотрятся так вообще крайне приято. Этот проект занимает призовое место в ряду моих любимых.
Чересчур шедевральная игра с не менее шедевральными музыкой и локациями. Давно я ни сидел у экрана с открытым ртом, так восхищаясь. Спасибо.
P. S. Теперь у меня постер с игрой висит в игровой, а на обложке паспорта красуется Гюстав, смотрящий на монолит. Вот настолько игра шедевральна.
Игра — как глоток свежего воздуха. В ней прекрасно всё: сюжет, мир, который интересно исследовать, боевая система, шедевральное звуковое сопровождение, кастомизация персонажей, разнообразие оружия для каждого персонажа, ну а пиктосов просто тьма — можно билдостроить и экспериментировать до посинения) За свои деньги это топовый топ. Наиграл уже 100+ часов и еще не наигрался и не всё исследовал. Однозначно 10 светотеней из 10)))
Жанр jRPG далек от меня настолько, что обскурное инди на рпгмейкере скипается, хотя хочется пощупать. А тут прям норм заходит, без отторжений. Правда, платформинг местами совсем грустный. Мир интригует и удивляет, надеюсь, добью до конца и не разочаруюсь)
Clair Obscur: Expedition 33 — это отличная игра для любителей атмосферных приключений с элементами загадок. Если вам нравятся игры с глубоким сюжетом, уникальной графикой и мрачной атмосферой, она определенно стоит вашего внимания.
Мне никогда не нравились JRPG. В основном из-за боёвки и подачи сюжета. Все из них были мною либо брошены, либо проходились через силу. Но с этой игрой я пропала из жизни на четыре дня. От неё невозможно оторваться!
Игра всё время держит тебя в тонусе подбрасывая что-то новое, не давая заскучать: механики, локации для исследования, челленджи, сюжетные повороты. Игра не сбавляла оборотов до самого конца, и у меня всё ещё осталось прилично неизведанного контента для НГ+.
Боёвка прекрасна! Я не особо люблю пошаговые бои, потому что я всё время ощущаю себя в них так, словно сижу лишь зрителем, а не играю. Эта же игра внезапно оказалась про... парироваия! Т. е. на исход боя влияют как билд и тактика, так и скилл с реакцией. Когда вас атакует враг, вы не просто стоите безвольным болваном, получая в лицо, но и можете парировать и уклоняться. Я клянусь, на одном из боссов мне показалось, что я снова играю в «Секиро». Вообще боссы — не просто губки для урона, как это часто бывает, а реально достойные соперники, требующие своей тактики и знания его мув-сетов. Сражения со многими из них действительно надолго останутся в моей памяти.
Но самое главное — это сюжет и персонажи. Все герои этой истории хороши. Тут нет «болванов», у них у всех есть свои цели, характеры, желания и прошлое. Они все запали мне в душу, особенно Маэль и Ренуар. В Маэль невозможно не влюбиться, а Энди Сёркис в роли Ренуара отыгрывает на все 110%.
Сам сюжет меня сильно тронул. То, что на первый взгляд показалось мне типичным рассказом про дружбу, семью, любовь и вечное светлое, оказалось «взрослой» и трагичной историей о горе, принятии и эскапизме, что меня лично глубоко задело.
Геймплей, сюжет, музыка — великолепны. Этот шедевр попал прямо в мою душу по всем параметрам. Последний раз со мной такое было при прохождении Nier: Automata. Не принято так говорить о новинках, но это — пока что лучший игровой опыт в моей жизни. Моя личная игра года.