29.Aug.2025 в 16:20
К игре Clair Obscur: Expedition 33
Номинант на игру десятилетия
За 12 часов до выхода желание предзаказать игру только росло. Интересный сеттинг, который до этого нигде не использовался: переплетение науки, магии, искусства и Франции XX века — это выглядело свежо и вызывало огромный интерес узнать, как сценаристы смогут использовать такую основу.
За 3 часа до выхода единственным опасением оставалась приверженность жанру JRPG, с которым я не был знаком и знакомиться не стремился. Пошаговая боёвка казалась огромным препятствием к покупке, но я решил подождать первых обзоров и видео, чтобы понять, что разработчики смогут предложить.
Игра вышла. Первые обзоры оказались крайне положительными: критики, стримеры хвалили её, особенно отмечая то, как удалось адаптировать боёвку из JRPG для массового пользователя с помощью QTE-ивентов и механики парирования. Я решил купить игру и перестал портить себе впечатление просмотром роликов.
Игра запустилась. Музыка. Эта музыка сразу дала понять, что игра наверняка будет номинирована на всевозможные премии — хотя бы за саундтрек. Это чувство не покидало меня на протяжении всего прохождения.
Спустя 2 часа после запуска уже хотелось выдвинуть игру на номинации по сценарию. Пролог оказался как завершённым произведением, так и прекрасной завязкой для всей остальной истории.
Спустя 10 часов сюжет закручивался всё сильнее, музыка продолжала радовать слух, а геймплей становился всё более комплексным и интересным. Не хотелось избегать боёв с врагами, а это, наверное, лучший комплимент для JRPG. Или уже FRPG?
Спустя 25 часов я увидел концовку сюжета, но не игры, ведь впереди оказалось огромное количество лейтгейм-контента, усложняющего боёвку и делающего её ещё интереснее. А сюжет… Его нужно именно прожить в этой игре. Чего я вам всем и советую в конце этой рецензии.
28.Aug.2025 в 17:39
Больше чем просто игра
Особое удовольствие доставляет то, как написаны диалоги с самим собой и персонажами: очень живо, по-настоящему. Играется всё это как огромный роман, где каждая мысль, каждое слово несёт вес и оставляет след в истории. Даже самые незначительные разговоры могут перерасти в философские рассуждения, которые ты запоминаешь надолго, а внутренние голоса — это отдельные персонажи, которые делают твоё путешествие ещё более необычным и личным.
Динамики в игровом смысле здесь меньше, чем в других проектах. Действие заменяют длинные диалоги. Но именно в этом и смысл Disco Elysium: она не торопит тебя, а даёт время осознать и прочувствовать всё, что происходит в Ревашоле.
Disco Elysium — это не игра, а воспоминание, которое останется с тобой надолго. Она раскрывает важные и непростые темы, но делает это с такой харизмой и стилем, что оторваться невозможно. Спасибо авторам за смелость и за то, что подарили нам такую необычную форму искусства, которая является сплавом давно известных видов самовыражения.