Мир, где магия способствует процветанию цивилизации, омрачают козни Художницы — могущественного существа, каждый год уничтожающего всех людей определённого возраста. Скоро настанет очередь тех, кому тридцать три. Группа энтузиастов отправляется в опасное приключение, чтобы положить конец дикому ритуалу.
В плане геймплея перед вами JRPG, созданная, однако, европейскими разработчиками. Бывшие сотрудники Ubisoft, основавшие собственную студию, вдохновлялись классикой жанра — сериями Final Fantasy и Persona. В результате вас ждёт смешение отлично себя зарекомендовавших геймплейных идей. Высокоскоростные сражения в реальном времени чередуются с пошаговыми битвами, а умелое использование уязвимостей противника позволяет выбить себе дополнительный ход.
В составе делюкс-издания вы найдёте основную игру, а также изящные костюмы и причёски.
"Экспедицию 33" не облизал, наверное, только ленивый. Оценки 10/10, рассказы про лучшую игру последних лет и так далее. Но оправданно ли это всё? Пожалуй, да. Лично я следил за игрой с первой презентации, очень уж любопытной мне показалась завязка. Оправдались ли мои ожидания? Более чем!
Во-первых, это оказалось очень необычно. Уникальный сеттинг несколько искаженной Франции 20 века выглядит как минимум интригующе.
Во-вторых, завязка была лишь началом отличнейшего сюжета. Он захватывает с первых минут, с каждой новой главой подкидывая тебе всё больше вопросов, лишь усиливая желание разобраться в происходящем. История так затягивает, что играть в это хочется буквально часами. Персонажи невероятно харизматичные, живые, привлекательные визуально. Им хочется сопереживать, хочется узнавать о них больше. Про весь этот мир хочется узнавать больше, погружаясь в него с головой. Не стесняясь скажу, что в конце игры я даже немного всплакнул, а таких эмоций от сценария и эпичности происходящего современные новинки не давали мне очень и очень давно. Главный источник вдохновения в виде серии Final Fantasy тут заметен невооруженным глазом. Ну и да, почти на все вопросы ответят. Кому-то не понравился главный сюжетный поворот, но по мне он тоже отличный.
В-третьих, тут просто невероятная музыка. Один из лучших игровых саундтреков, которым ты заслушиваешься отдельно от игры.
Ну и, наконец, геймплей. Конечно, французы не переизобрели жанр. Это самая обычная JRPG, на которую накрутили механики реального времени в виде уклонения, парирования и QTE. И это здорово, потому что я обожаю парирование! Геймплей достаточно увлекательный, чтобы затягивать на многие часы. Бонусом есть интересный элемент билдостроения.
Из минусов отмечу разве что некоторую репетативность битв и отсутствие баланса ближе к концу игры.
"Экспедиция 33" — это уникальное, безумно красивое, местами меланхоличное и грустное произведение об искусстве, взрослении и горечи утраты. И о том, как важно идти дальше!
За день до выхода я ничего не слышал об этой игре. Увидел её страничку и решил посмотреть скриншоты и почитать описание. Заинтересовался, но не хотел предзаказывать из-за недоверия к неизвестным разработчикам.
За 12 часов до выхода желание предзаказать игру только росло. Интересный сеттинг, который до этого нигде не использовался: переплетение науки, магии, искусства и Франции XX века — это выглядело свежо и вызывало огромный интерес узнать, как сценаристы смогут использовать такую основу.
За 3 часа до выхода единственным опасением оставалась приверженность жанру JRPG, с которым я не был знаком и знакомиться не стремился. Пошаговая боёвка казалась огромным препятствием к покупке, но я решил подождать первых обзоров и видео, чтобы понять, что разработчики смогут предложить.
Игра вышла. Первые обзоры оказались крайне положительными: критики, стримеры хвалили её, особенно отмечая то, как удалось адаптировать боёвку из JRPG для массового пользователя с помощью QTE-ивентов и механики парирования. Я решил купить игру и перестал портить себе впечатление просмотром роликов.
Игра запустилась. Музыка. Эта музыка сразу дала понять, что игра наверняка будет номинирована на всевозможные премии — хотя бы за саундтрек. Это чувство не покидало меня на протяжении всего прохождения.
Спустя 2 часа после запуска уже хотелось выдвинуть игру на номинации по сценарию. Пролог оказался как завершённым произведением, так и прекрасной завязкой для всей остальной истории.
Спустя 10 часов сюжет закручивался всё сильнее, музыка продолжала радовать слух, а геймплей становился всё более комплексным и интересным. Не хотелось избегать боёв с врагами, а это, наверное, лучший комплимент для JRPG. Или уже FRPG?
Спустя 25 часов я увидел концовку сюжета, но не игры, ведь впереди оказалось огромное количество лейтгейм-контента, усложняющего боёвку и делающего её ещё интереснее. А сюжет… Его нужно именно прожить в этой игре. Чего я вам всем и советую в конце этой рецензии.
Считаю, что эта игра идеально подходит тем людям, кто хотел, но не решался попробовать жанр jRPG. Так же, как и BG3 — для вхождения в мир DnD.
Возможно, сейчас жанр JRPG переживает новый золотой век. Те, кого воспитала пиксельная классика, выросли и научились делать игры. Вдвойне классно то, что духоту пиксельной классики эти люди выкупили и не стали её копировать. Clair Obscur берёт всё хорошее из современных «Якудз» и «Персон» (как думаете, тётя-француженка специально поёт на английском с диким акцентом, как Lyn?), объединяет… и не добавляет почти ничего сверху. И очень достойно получается!
Самой сильной стороной Expedition 33 является эстетика: привлекательные персонажи, несказанно радующие геймерский глаз на фоне небинарных уродцев с фиолетовыми волосами, красивая музыка, вышибающая слезу, элегантно причудливые пейзажи. Боёвка тоже достойная — каждый член отряда управляется по-своему, а благодаря десяткам перков и типов оружия можно составлять поистине безумные билды. Остальные прелести жанра тоже на месте: куча опциональных локаций, сложный сюжет с магией и полубожественными сущностями, угарная раса аборигенов.
Для того чтобы быть прям отличной игрой, «Экспедиции» не хватает вот буквально ещё одного геймплейного элемента. В Ni No Kuni 2, например, армией давали управлять, и это выгодно разбавляло процесс. А тут на двадцатом часу парировать одни и те же серии атак, состоящие из 7-8 ударов, надоедает НЕСЛАБО. Надеюсь, на следующий проект студии выделят ещё больше денег, а герои останутся такими же симпатичными.
Начну с того, что я ошалевал от атмосферы и накала сюжета до самого конца.
Итак, Люмьер, который похож на Париж 1800-х, только с магией, технологиями и важной миссией вместо блэкджека. Извечный вопрос "Сколько мне осталось?" для этого мира вовсе не вопрос. Бравые бойцы «Экспедиции» 67 раз уже пытались продлить свои жизни и очередная ставка на 33-ю экспедицию с идеальным планом. Игра наполнена жизнью, эмоциями, живыми и интересными персонажами, наисочнейшей боевой системой с красочным размахом для воображения. Каждая локация уникальна и имеет ряд интересностей, а глазками они смотрятся так вообще крайне приято. Этот проект занимает призовое место в ряду моих любимых.
Чересчур шедевральная игра с не менее шедевральными музыкой и локациями. Давно я ни сидел у экрана с открытым ртом, так восхищаясь. Спасибо.
P. S. Теперь у меня постер с игрой висит в игровой, а на обложке паспорта красуется Гюстав, смотрящий на монолит. Вот настолько игра шедевральна.