Кто-то называет её одной из лучших игр в истории. Кто-то плюётся при одном её упоминании. Но и те, и другие согласятся, что забыть «Готику 2» невозможно. Почему она до сих пор на слуху?
Если ваше знакомство с RPG студии Piranha Bytes началось с ELEX или Risen, то это всё новые франшизы, а вот «Готика» была их визитной карточкой в начале 2000-х. Прямо как Souls для From Software, она до сих пор служит основой всего, что выпускают немцы.
Кстати о немцах: я заметил, что разработчики из Германии всегда стремятся вывести игрока из зоны комфорта, уйти от привычных механик. В какую сторону их заведет фантазия, не узнаешь, пока не проведёшь в игре пару часов, и всегда они выдумывают что-то новое, завышенная сложность – это ещё цветочки.
В 2002-м году, когда Gothic II увидела свет, звёзды сошлись так, что она стала глотком свежего воздуха для забуксовавшего жанра именно благодаря такому подходу. Да и сегодня игра задаст жару по крайней мере в трёх аспектах: погружении в виртуальный мир, оригинальности ролевой составляющей и такой вариативности, что Ведьмаку с выжившими из Fallout не снилось.
Ну давай, расскажи мне про Dungeons & Dragons
К моменту выхода второй «Готики» игроки пресытились Baldur’s Gate-ами и Arkanum-ами. Язык не поворачивается назвать такие шедевры, как Icewind Dale, Planescape: Torment и иже с ними клонами, но, когда тебя год за годом ими кормят...
Броски кубика, партии по 4-6 человек, изометрическая камера… Хотелось чего-то нового, тем более некоторые уже активно в 3D переходили. И тут Piranha Bytes решает вместо погони за популярностью сделать всё по-своему (потом это превратится в фирменный стиль) и выпустить сиквел к своей первой игре, Gothic, хорошей, но не без изъянов.
На стандарты индустрии создатели вообще забили. Сложные расчёты вероятности попадания? Таких у нас не будет! Не нужно игроку просчитывать шанс крита у каждого меча, пусть лучше он будет получать оружие по мере прохождения и сам решит, что ему больше подходит. Лимит по весу снаряжения? Зачем? Дадим герою бесконечные карманы, разнообразим экипировку и заодно экономику! Избирательные торговцы? Увольте! Здесь все скупают всё, а игровая валюта (сейчас будет претендент на худший каламбур в истории Блога) на вес золота.
Сейчас многое из этого будет выглядеть безвкусно и непонятно, ведь мы переживаем новое рождение cRPG, а все остальные хотят быть как Bethesda и CD Projekt Red, но «Готике» отказ от D&D был к лицу. Хуже других это её не делало и не делает до сих пор. Наоборот, даже в 2020-м она встряхивает наши представления о жанре.
Ну давай, расскажи мне про Dark Souls
Пошаговый бой с активной паузой? Да кому он нужен! Мы придумаем свою боёвку, с направлениями и унижением! Это ещё одно легендарное решение разработчиков. Или «легендарное», кому как. Gothic II, помимо прочего, до сих пор могёт унижать вас как никто другой. Боевая система – только один из способов.
В современных играх персонаж «прилипает» к противнику, всегда смотрит и бьёт в его сторону или хотя бы в нужном направлении. К слову, есть мод на Witcher 3, который эту привязку убирает, очень помогает осознать собственную беспомощность, хотите – проверьте, называется «Школа Плотвы».
Так вот, в «Готике 2» надо не закликивать неприятеля до смерти, как мы с вами привыкли. Игрок должен осмысленно выбирать направление удара стрелочками и бить в уязвимые точки. Перестроить мозг и руки на такой процесс само по себе сложно, так тут еще и туториала как такового нет. Не нравится, что на стартовой локации съедают волки? Git gud!
Даже в ELEX 2017-го года геймерам поблажек не дают: с выходом в большой мир вас начинает убивать всё и вся. Оказывается, несколько лёгких часов до этого были просто обучением. Вот он, узнаваемый стиль!
Несмотря на сложность, геймплей затягивает. Прежде всего цепляет проработанный до мелочей окружающий мир. Но раз уж мы о сложностях: знаете, кем здесь будете вы? Никем. Вы никакой не избранный, вы зэк. Нет-нет, не избранный зэк, как в Oblivion, а реально хрен с горы, чужак.
Никто не собирается спустя час игрового времени делать вам поблажки, одаривать экипировкой и всячески помогать. Куда там! Чуть ли не самый первый NPC поспешит воспользоваться вашим положением, заманит в пещеру к своей братве, убьёт, обворует и надругается. На этом, помню, и закончилось моё первое прохождение. Мало какая игра настолько агрессивно погружает вас в собственные реалии, но, когда проходит этап отторжения, то понимаешь, какие возможности перед тобой открываются и воспринимаешь свою незавидную долю по-новому.
Ну давай, расскажи мне про Ведьмака
Под конец мы позаримся на совсем святое. В наши дни технологии делают игровые карты всё больше и больше. Значит ли это, что сами игры становятся интереснее? По мнению продажников, естественно, значит, но на самом деле открытый мир открытому миру рознь: он может быть просто здоровым (не будем показывать пальцем, Кассандра), а может богатым и насыщенным. Какой вам больше по душе? Вот и мне тоже.
В Gothic II вам придется вдоль и поперек исходить 20 квадратных километров без учёта DLC. Это само по себе неслабо, примерно половина Скайрима, но не в цифрах дело. Игра до сих пор даёт прикурить «глубоким» новомодным RPG в плане проработанности этой площади.
Леса, пещеры, каньоны, города, подземелья, везде что-то запрятано, везде люди занимаются своими делами, каждому есть что вам сказать (фразы и поступки NPC значительно меняются в зависимости от вашей фракции), все персонажи озвучены, у всех свой распорядок дня, включая поход в туалет, и, поскольку вы никакой не избранный, а очередной обыватель, своё место здесь нужно искать и вам. И делать это хочется!
Хоринис выглядит как живое поселение, а не набор говорящих болванчиков, и 18 лет спустя заткнёт за пояс кучу известных игровых столиц!
Кипящая в городе жизнь затрагивает и нас. Обилие персонажей и фракций превращает каждый квест в цепочку взаимосвязанных решений. Их последствия предугадать очень трудно: может вас почти сразу попросят вернуть услугу, что вы задолжали, а может, через несколько часов, сообщат, что вы ветку гильдии запороли.
Остаётся только погружаться, смотреть варианты и перепроходить. И это без ведьмачьего чутья и других паранормальных маркеров! Никто не подскажет вам, что поднять решетку лебёдкой надо с помощью крысиного жира, а найти его можно несколькими способами на разных этапах игры. Обыскать корабль паладинов за одну из гильдий – это слишком скучно, куда веселее обнаружить в полях двух братьев, которые препираются из-за нашествия полевых хищников, поссорить их ещё больше, довести дело до поножовщины и облутать. Тут вообще много недетского такого [САРКАЗМА], но в допустимых дозах.
Есть такой противный тип геймеров, которым палец в рот не клади — дай «препарировать» всё на свете и кричать «Ага! Как ЭТО можно назвать шедевром с такой графикой/боевой системой/слабой сюжетной линией третьестепенного персонажа/{вставить любую другую предъяву}???». Спойлер: с таким подходом вам не понравится почти никакая игра, не надо так.
Люди-то всяко не слепые и видят все эти баги, неудобное управление, негодуют над дисбалансом, а потом дружно проваливаются в текстуры. За смелость Gothic II и её внимание к самым мелким квестам (в 2002-м году, напомню) на многие огрехи закрываешь глаза. Это один из лучших примеров того, что любое произведение должно восприниматься цельно, а не как набор составляющих.
Рамки, от которых отказались Piranha Bytes, теперь называют «погружением». Нет ли тут подмены понятий? Судите сами, каждому своё, но в следующий раз, когда захочется вызова, а все souls-like уже в Библиотеке, возьмите «Готику 2», поставьте патчи для современных систем и отправляйтесь покорять мир хардкорно и иммерсивно!
Готика 1,2 игры моего детства. Я по сути купил компьютер в 2003 году ради готики. Готика 2 моя самая любимая игра. Я могу в нее играть бесконечно, даже сейчас стоит на компе. Помню, как просто жил в ней. Невероятная игра, готика все еще могёт и будет мочь. Классика не стареет! Спасибо за статью! Может теперь в нее больше людей поиграют. А еще и ремейк первой части делают!
Проходил, и не раз, у меня даже был четырехдисковый выпуск 3 Готики! А буквально за несколько месяцев до появления опросной демки ремейка - купил сразу пачку из всех 3 частей)
Довольно неплохо, учитывая что собрано считай на коленке. Правда боевка а-ля For honor по-моему тут не катит, да и система диалогов требует доработки. Ну и внешний вид Безымянного немного режет глаза (Не канон!)
Ну, в оригинальной игре боевая система была как раз таки аналогом того же "For Honor", правда с упрощенной системой блока. :)
Полагаю, что в современной игре она будет смотреть весьма архаично, да и отпугнет потенциальную аудиторию.
Насчет внешнего вида - это дело вкуса. :)
Два года назад перепроходил, Великая игра!Вот не получается найти хоть что-то подобное, чтобы так же затягивала.....Elex уже не то(
Эх, а я вот давненько в "Готику" не заглядывал. Хотя как только купил себе ПК в далеком 2007 году, первая часть серии стала моей первой купленной ПК-игрой)
Пока что разговоры шли только о ремейке первой части, а там, вероятно, если он зайдет, то могут и вторую часть тоже осовременить)
У Возвращения есть проблемы с уж очень большим количеством доп контента, в итоге ты в какой то момент просто устаешь от того, сколько там всего
Я и не спорю, просто в самой игре об этом чуть ли не прямым текстом говорится)
Сам я уже очень давно играл в "Готику", честно, уже и не помню всех тонкостей))
Сколько я на то время убил нервов что бы понять как в неё играть на своей печке xD
Надо как нибудь в готику сыграть, а то пылится в библиотеке ждёт свой черёд
Ох, расскажите, как вам игрушка (после прохождения). Я понимаю, что это классика, но сама тоже пока не играла :)
Я конечно не WItch, но расскажу, какие ощущения после прохождения. Они шикарны. Постараюсь избежать спойлеров к сюжету. После прохождения остается приятное чувство завершенности, тобишь, ты понимаешь, что завершил кусок истории Безымянного главного героя, что ты смог спасти мир от драконе
Драконей угрозы( рассказывается в самом начале игры), смог одолеть полчища сильнейших врагов, помочь людям Хориниса, помочь друзьям из первой части, а также одолеть сильнейшего последователя Бога тьмы ( Из длс "Ночь ворона"). Также часто ловил себя на мысли о том, что мне грустно. Да, я победил всё и вся, но хочется большего. К сожалению, в игре 6 глав + среднего размера длс. Может показаться, что много, но на самом деле время при прохождении летит очень быстро. В общем, игра оставляет лишь приятные впечатления. Настоятельно рекомендую.
Вы правы! Игра просто шикарная. В свое время принесла столько же приятных впечатлений, как и позже вышедший Ведьмак 3.
Универ, алкоголь, девушки, слабый комп... Вся готика в свое время как-то мимо прошла. )
Не только мимо вас :D
Как-то в своё время не интересовали игрушки подобного плана. А сейчас не хочется проходить, так как всё ещё есть проекты, которые интересны больше)
Сам я тоже не играл в 4-ку, поэтому об игре в свое время судил только по отзывам. Насколько помню, проект в основном ругали за плохую сюжетную кампанию, неинтересные квесты и за кривизну в целом.
Возможно, свою роль сыграло то, что четвертую часть делала уже не Piranha Bytes. Вероятно, новые разработчики просто не смогли понять, что делало "Готику" именно "Готикой", и сделали нечто по мотивам.
Как по мне,обе первые хороши.Аддон тоже зашёл.Третья и (боже упаси) Аркания ваще не катит.
Честно не играл ни в одну :) в те времена только PS была доступна. Но даже сейчас смотря видео и скриншоты, поражаешься и это в 2002 году. Игра до сих пор выглядит хорошо.
Рекомендую попробовать) Можно с первой части начать и посмотреть, зацепит или нет. Игрушка хоть и старенькая, но реально до сих пор способна затянуть)
конечно могёт,раньше игры делали с душой а не как сейчас бабла срубить
Да и сейчас есть игры, в которые разработчики вкладывают душу. При этом даже если речь идет про ААА-проекты. Взять хотя бы God of War, Death Stranding, Detroit: Become Human, The Last of Us 2, Red Dead Redemption 2, Cyberpunk 2077 или Ghost of Tsushima. Это все крупные проекты, но видно, что разработчики выкладываются ради них по полной, вкладывают душу. И это я молчу про инди-сектор. То есть не могу согласиться с тем, что сейчас игры "с душой" больше не делают. Еще как делают! ;)
Ну, теперь только ждать ремейка первой части... Посмотрим, сделают ли из него что-то годное по духу, или же мы увидим RE3
И такие настолки, когда в них на то время было уже куча всего и куча разных механик: непонял
Просто браво, сразу видно писал человек который действительно играл в игру, а не смотрел прохождение. (За воспоминание о пещере в начале игры отдельный лайк) Статья заставила вспомнить все проведенные в ней часы и ностальгически всплакнуть.
спасибо, я еще сейчас дал второй шанс Елексу (на релизе он был совсем какой-то кривой) И ВООБЩЕ ИЗ НЕГО НЕ ВЫЛЕЗАЮ, рекомендую