Конфликты и кризисы сопровождают человечество с незапамятных времён. События, способного пошатнуть устои цивилизации, мы с вами не застали (и это не может не радовать), зато в видеоиграх таких сценариев полно. Для сегодняшней статьи я прошерстил сюжеты нескольких сотен проектов и разделил виды постапокалипсиса на несколько категорий. Надеюсь, вы откроете для себя что-то новое и поучаствуете в голосовании в конце материала.
Мозги!
Мало кто равнодушен к расчленению зомби всеми возможными способами. Признаюсь, я прошёл крайне мало игр в подобном сеттинге, но удовольствие от процесса, пусть и не завершённого, всегда получал колоссальное. Объединяет такие игры, как World War Z, The Walking Dead, Left 4 Dead и Dead Rising, две вещи: орды мертвяков, от которых иногда откалываются отдельные индивиды (они-то и пугают игрока больше всех), и жёсткие социальные реалии. Как бы крепко ни выглядели союзы выживших, каждый ставит во главу угла свои интересы. Исключения из этого правила порождают как трогательные запоминающиеся истории о, считай, семейных отношениях между двумя чужими друг другу людьми, так и нелепые абсурдные ситуации. Вспомните, как в L4D2 персонаж-затворник отказывался спасать героев, пока те не принесут ему колы.
Причины, по которым ожившие мертвецы всем докучают, разнятся. Иногда, как в Nazi Zombie Army, их магическим образом воскрешают, но чаще всего всему виной…
Вирус
С него, например, всё пошло наперекосяк во вселенных The Last Of Us и Resident Evil. Пусть «пандемийная» тематика сильно пересекается с прошлой категорией, эпидемия не всегда ведёт именно к зомби-апокалипсису. Resistance: Fall of Man, хит времён PlayStation 3, рассказывает о разработанном в российских лабораториях вирусе химер, вырвавшемся на свободу. В альтернативной истории западные спецслужбы пытаются заглянуть за «красный занавес», но видят лишь города-призраки. После этого на Европу обрушивается нашествие мутантов.
В Tom Clancy’s The Division по миру расходится искусственно созданная модифицированная версия оспы. Это приводит к экономическому краху и всеобщей паранойе. Такими же мрачными настроениями наполнен и внутриигровой мир Prototype 2. Если первая часть проходит в относительно спокойных условиях, то сиквел с самого обучения бросает игрока в эпицентр разрушений, безумия и отчаяния.
Бывает так, что люди просто-напросто траванулись распиаренным напитком и начали мутировать — с этого начинается Sunset Overdrive. От заразы не защищён и сам протагонист: в Dying Light 2 игроку непозволительно долго находиться в темноте, иначе вирус захватит организм Эйдена.
Возможно, A Plague Tale: Innocence тоже можно отнести к «вирусной» категории. В реальной жизни тогдашняя чума сошла на нет, но мистический характер болезни и вещи, которые она вытворяет с обществом, наталкивают на мысли об эдаком средневековом постапокалипсисе.
Вторжение извне
Устроить конец света могут внешние субъекты. «Википедия» и теги Steam считают, что современные части XCOM постапокалипсисом не являются, но взгляните на две части и спин-офф как единое произведение. Что это, если не история упадка человечества и последующего симбиоза с инопланетянами?
Часто цивилизацию губит погоня людей за научным прогрессом. Революционные эксперименты «Чёрной мезы» привели к созданию тоталитарного государства в худших традициях Восточной Европы девяностых, а «Странник» с Марса, давший землянам в Destiny технологии будущего, в итоге стал предвестником почти полного уничтожения человеческой расы.
Из других миров на Землю вторгаются не только инопланетяне. Сэм Бриджес из Death Stranding борется с призрачными существами из другого измерения (хотя чаще всего он просто грамотно их обходит), а у Синдзи Миками в Ghostwire: Tokyo японскую столицу захватили ёкаи — японские мифологические чудища.
Восстание машин
Технологический скачок конца прошлого века породил логичный вопрос: «А вдруг наша техника когда-то станет умнее нас самих и решит, что нам тут не место?» Самое известное кинопроизведение на эту тему — «Терминатор». Хороших игр по нему, правда, раз-два и обчёлся, отдувается за всех Terminator: Resistance. Обязательно зацените, если любите механики из Fallout, Metro и TLoU — игра только из них и состоит, но как раз этим и хороша.
Новой классикой на тему восстания машин стала серия Horizon. Первая часть освежила представления игроков о постапокалипсисе, старательно вписав в него племенную эстетику, а «Запретный Запад» сыграл на самобытности и только развил выигрышную формулу.
В 2010 году вышла Enslaved: Odyssey to the West. Проект примечателен тем, что в нём Ninja Theory пересказали известный китайский роман «Путешествие на запад» на постапокалиптический лад. Сеттинг сильно напоминает Horizon Zero Dawn, а геймплей — другие игры студии, например, Hellblade.
Социально-экономический
Порой наш вид становится жертвой собственных неуёмных желаний. В некоторых произведениях они приводят к тому, что у человечества банально кончаются ресурсы. Так произошло во вселенной Mad Max — хотя причину конца света открыто назвали только в фильме «Дорога ярости». Многие «нейтральные» граждане, лишившись ресурсов, переметнулись на тёмную сторону, поэтому противостоят Максу в основном бандиты.
Тяга к богатству сгубила и исследователей Пандоры — не обнаружив на поверхности почти ничего ценного, колонисты из Borderlands мигом переключились на перегрызание друг другу глоток.
Любопытный лорный трюк провернули авторы Homefront. Они вывели на ведущие экономические роли главного антагониста мировой политики — Северную Корею. Страна, само собой, направила все силы на ослабление Соединённых Штатов: устроила дефолт, продала вооружение и технику собственного производства, а потом отключила её и начала аннексию. В таких суровых условиях герои серии пробивают себе путь к свободе.
Ядерный
Пожалуй, самый распространённый наряду с зомби мотив — та же серия Wasteland родилась в 1988-м и радует поклонников до сих пор. Оно и понятно — в такое уж время мы живём. С момента изобретения ядерных бомб прошло не так много времени, а более грозное оружие, к счастью, пока не набрало «популярность». Во вселенных Fallout, Metro и, например, Far Cry New Dawn отправной точкой послужила разрушительная бомбардировка, стеревшая с лица земли целые города и заразившая всё вокруг радиацией. Чуть не включил сюда и «Сталкера», но он больше про последствия катастроф, имевших место в реальности.
Метеоритный
Космос способен «порадовать» не только враждебными формами жизни, но и огромными астероидами. Произойти после столкновения может что угодно, однако раскол в обществе гарантирован. Лучше всего это демонстрируют дилогии Rage и ELEX. В обеих планету населяют несколько группировок, которые на дух не переносят друг друга. Главное достоинство проекта Piranha Bytes в том, что игроку предоставляется множество вариантов взаимодействия с конфликтующими сторонами. Зато в «Ярости» можно как следует оторваться в яркой постапокалиптической песочнице!
Религиозный
Кажется, мы забыли про «литературный» конец света — а ведь его облюбовала, например, Atlus. Любая номерная Shin Megami Tensei, хардкорная старшая сестра серии Persona, начинается с того, что боги что-то опять не поделили и устроили апокалипсис. Протагониста вплетают в происходящее по-разному, но всякий раз его ждёт под сто часов приключений, заставок и сложнейших битв.
Христианские представления отражает Darksiders: главными героями серии выступают не кто иные, как всадники Апокалипсиса. К третьей части список действующих лиц пополнили далеко не библейские фигуры, а геймплей сместился в сторону соулс-лайков, но глобальный сюжет по-прежнему вращается вокруг хрупкого баланса между Раем и Адом.
Природный
Наконец, против людей может восстать сама Мать-природа, наслав на наш род тот или иной катаклизм. Таковым сделали Ганона в Breath of the Wild — мы привыкли видеть главного врага Линка кем угодно, но не «бедствием», регулярно очищающим мир от следов пребывания цивилизации. Сражение с настолько беспрецедентным врагом — одна из причин, по которой некоторые считают игру лучшей в истории.
«Наказала» нас планета и в BIOMUTANT — Древо жизни уничтожает изнутри неизвестная отрава, а протагонист бегает по миру, закрывает знаки вопроса и устраняет её источники. В целом у игры довольно много параллелей с BotW.
Бедствия в I Am Alive породило токсичное землетрясение, а за ним последовал откат социума до состояния «войны всех против всех». Помните вообще такую игру от Ubisoft? В ней ведь были довольно амбициозные для своего времени идеи! Например, врагам можно угрожать пустым пистолетом и надеяться, что они проглотят наживку, или притворно сдаваться, чтобы затем начать неожиданное наступление.
Существует также «неочевидный» вид постапокалипсиса, где сказочные замки и волшебные создания на самом деле являются порождениями глобальной катастрофы. Сюда относятся Adventure Time (Pirates of the Enchiridion, к слову, неплохая такая JRPG) и Kingdom Hearts. Сюжетное обоснование тамошним концам света узнаете сами, а теперь настало время демократического опроса.
Ну наверное, выживать хотелось бы в фоллаут4 и именно при игре за институт - всегда чистая вода, душ и все прелести утраченной жизни)
В четверку не играл, а в третьей, помню, была какая-то локация вроде райского сада) Только уже забыл, были ли подвох :D
А я наоборот третью не осилил, а четверка понравилась, хотя в целом... мне кажется, особого смысла в третий нет играть, но вот в нью вегас видимо придется, уж больно нахваливают :D
Больше всего нравятся игры с Ядерным постапокалипсисом. На втором месте уже зомби-апокалипсис. Дальше места не расставлял.)
Игр про зомби-апокалипсис множество, уверен, найдете себе по вкусу :) Многие Dying Light хвалят, например (но сам я в нее не играл).
Думаю, не столько любопытство, сколько другие, менее хорошие черты человеческой натуры...
Это да, тут такие игры, что на многие из них кучу времени надо)))
Учитывая на сколько он жадный, то выживать будет сложно)
Я тоже похвалил Рому за статью, на что он ответил, что изначально задумывал что-то другое. Но, как мне кажется, получилось очень круто!
В "Spider-Man: Web of Shadows" классно передана атмосфера вторжения симбиотов на землю. Тоже своего рода постапокалипсис был)