О вкусах, разумеется, не спорят, они индивидуальны, но есть игры, сделанные настолько качественно, что даже сейчас дарят незабываемые ощущения. В дебютном материале рубрики «Всё ещё могёт» речь пойдет о культовом творении по не менее культовой франшизе.
Последние джедаи
Начало 2000-х подарило нам сразу несколько больших игр по «Звёздным войнам»: серию Jedi Knight, оригинальные Battlefront, симулятор элитного клона Republic Commando и, конечно, великолепную дилогию Knights of the Old Republic.
Первую часть разрабатывала легендарная канадская студия Bioware своего лучшего образца: за год до релиза KOTOR они выпустили Neverwinter Nights, за три года – Baldur’s Gate II.
Переговоры с LucasArts начались еще в 1999-м, издатель предложил два варианта сеттинга: параллельно с «Атакой клонов», вторым эпизодом киносаги, либо за 4000 лет до начала первого («Скрытая угроза»). Авторы игры остановились на последнем.
Knights of the Old Republic – один из редких примеров, когда разработчики и издатель сотрудничали плодотворно и креативно: некоторые концепт-арты даже утверждались и корректировались лично Джорджем Лукасом, но, по словам тогдашнего директора Bioware Рея Музики, это было скорее исключением, в основном студии доверяли.
И доверяли не зря, потому что мы здесь не просто историю вспоминаем, а объясняем — почему когда-то крутая игра остаётся крутой по сей день? И наш ответ такой: после KOTOR с KOTOR II не было ещё ни одного столь же высоко оценённого продукта по «Звёздным войнам».
С выхода Knights of the Old Republic прошло 17 лет, и, за это время, как-то мало-помалу индустрия остановилась на мысли, что игры по фильмам – не самая хорошая идея. Очень редко в море посредственности находятся хоть сколько-то любопытные острова, и в основном игры по «Звёздным войнам» — безынтересный проходняк, паразит на теле популярной франшизы. KOTOR же в этом плане не просто остров, а целый континент: здоровенный, удивительный, интересный.
Я твой отец!
Диалоги в Knights of the Old Republic – это не «Да-Нет-[САРКАЗМ]-Расскажи подробнее», а погружение в далёкую, далёкую галактику, во все её мелкие и не очень события: от преступных дел на небольшой космической станции до противостояния глобальных политических сил. Здесь, как и в Mass Effect, каждая фраза несет в себе лорную нагрузку. А вариативности, если продолжать сравнение с ME, в KOTOR, пожалуй, даже больше.
Вам не просто придётся сражаться за свободу, проводить уголовное расследование или участвовать в извращенных любовных перипетиях — на развязку всех этих сюжетов влиять будет не только показатель Харизмы или догадливость игрока, но и очки кармы, с которыми ваш герой может будет джедаем, может ситхом, может застрянет где-то посерединке, а может посерединке между серединкой и джедаем… Короче, всё сложно, на то время вообще революционно (да и сейчас впечатляет), но очень интересно.
Bioware умеют удержать игрока тем, что чередуют антураж происходящего вокруг. На фоне рассуждений о морали и судьбе галактики может проскользнуть гениальный комический ход, который разряжает обстановку и в то же время заставляет произошедшее осесть в памяти.
Кто играл, тот знает, что за комедию в основном отвечает HK-47, опять же, один из лучших спутников всех RPG: маниакально настроенный дроид-убийца, называющий органические формы жизни «мешками с мясом» и наделенный явно большей свободой мысли, чем стоило бы. Помните фильм «Изгой-один»? Я не удивлюсь, если угарного K-2SO писали именно с HK-47. Остальные компаньоны – это тоже не просто набор архетипов — это, как бы наивно не прозвучало, семья.
Ответный удар по Империи
Боёвка также сделана на высоком уровне. Еще в стартовой локации вам и пострелять дадут, и мечом помахать (но пока ещё не световым), и гранату бросить! Всё попробуете, чтоб понять, с чем приятнее бегать в дальнейшем.
Конечно, вам захочется поскорее бегать с лазерной шашкой и не обращать внимания на все эти бластерные карабины и виброножики, но я бы не спешил списывать в утиль всё, что не джедайское. KOTOR изобилует оружием, броней и аксессуарами для любого билда, а также большим количеством используемых предметов. Все это органично вписывается в уникальную боевую систему: за мгновение до начала сражения игра ставится на паузу и дает возможность спланировать до 12 действий.
Как в любой достойной RPG, ключом к успеху здесь является грамотное комбинирование навыков команды, причем не только в бою. Всегда полезно иметь под рукой, к примеру, хакера, так как своего персонажа вы решили качать в другую «мирную» ветку.
Игровые ситуации не всегда будут сопровождаться маркерами на карте и очевидно плохими или хорошими исходами, а у квестов существует сразу несколько вариантов прохождения (здесь разработчики ориентировались на Deus Ex). Правда, некоторые варианты чуть-чуть правильнее других, ведь если вы догадаетесь выполнить миссию нестандартно, то получите больше опыта.
Не спорю, современные технологии способны гарантировать красивую картинку, огромный игровой мир, а также любой из расхваленных мной выше элементов Knights of the Old Republic, но часто ли мы видим, чтобы так совпало, что одна игра соберёт всё в одном?
Попробуйте и убедитесь сами: KOTOR сделан, что называется, с душой, это подтверждает более 40 наград от самых разных изданий и тот факт, что его портировали даже на устройства под управлением Android и iOS (скриншот выше как раз с мобилки).
Это действительно выдающийся интерактивный опыт по вселенной «Звездных войн», соперничать с которым способен разве что сиквел от Obsidian.
Battlefront 1-2, Republic Commando и Jedi Knight 1-2 самые чёткие игры по Star Wars, ещё можно пихнуть сюда The Force Unleashed 1-2.
Играл в КотОР на релизе еще, игра невероятная. Одна из немногих игр по вселенной ЗВ, в которой чувствуется дух старых фильмов! Оба КотОРа люблю очень. Статья интересная. И да, КотОР все еще могёт!
Скоро планирую поиграть в KOTOR. Зашел узнать что примерно меня там ожидает : )
Спасибо за статью, было интересно ознакомиться и что-то да узнать, надеюсь порадует меня КОТОR ; )
Эта игрушка для меня была номер один долгое время) Правильно, что решились поиграть;)
Игра отличная, классика старых РПГ. Думаю, порадует! ))
В итоге "скоро" превратилось в почти год :D
Игра моего детства... Пытался однажды найти торренты... не нашёл. (Ибо незачем было искать то чего нет) В итоге купил стимовскую версию за 300 с чем-то рублей... Жалко что русских субтитров нет...
Ну, фанаты и спустя много лет что-то да делают. Но даже русификаторов этой игры сейчас как таковых нет любительских, что весьма и весьма печально :(
Эм, есть. Как в сообществе Стима лежат, так и на Zone of Games.
Недавно как раз перепрошёл дилогию. Несмотря на возраст до сих пор замечательная игра (хотя 2й по итогу понравился больше).
Многие старые игры даже спустя 20 лет на удивление отлично смотрятся и играются с прежним интересом. А когда речь о линейке ЗВ, то это актуально вдвойне. Сам сеттинг и вселенная потрясающие)
Хоть я и не фанат серии этих игр ,но Стар Варс КОТОР - самый шедевральный стар варс который мне известен,ведь я прошел первую часть около 3-ех раз (1 раз за темную и два раза за светлую),понравилось конечно-же за светлую сторону (темная сторона очень жестокая, на столько что придется убить своих друзей, не буду говорить когда)) )
Ая-яй, некультурно так говорить про такую игру и чудесную статью.
Жаль её преемница в виде онлайн игры особо не развивается, за столько лета даже русский язык не ввели :\
Ну, к сожалению, "свитор" не ориентирован на русский рынок.
Да и в принципе, как вы правильно подметили, на проект подзабили. А жаль, на старте он был многим интересен. :)
Не теряем надежды! Да и, вроде, всё не так плохо, даже в Андромеде можно найти плюсы :)
Так там же подписка: 300 рублей - 30 дней. Как-то не очень бесплатно :D
все dlc, буст к опыту, увеличение максимального уровня, и вроде можно больше персонажей создать
Одна из любимых РПГ. Но вот говорить о большей вариативности в ней.... Нет, ну да, в МЕ концовка всего одна (я про первую и вторую части), но тут-то тоже выбор не шибко широкий - стать злым или хорошим
На счёт лорности - тоже спорно, просто в МЕ текстовой нагрузки меньше. Но, при этом, общее понимание взаимоотношений всех со всеми (в рамках первой части) в МЕ лучше, чем во второй именно за счёт от этого отсутствия просто тонны текста
На мобилке играл.Поднадоело в середине, где на разных планетах надо было искать кусочки карты Кузницы
А так, мне конечно понравилось
Да, дискомфорта не чувстволось))
Просто, левым стиком ходить, а если начинается файт, то уже нажимаешь на предоставленные кнопочки атаки, стана, силы, или гранаты кидаешь
Хорошо, что можно действовать по тактике "Бей и беги"
KOTOR мог и могёт. Даже то что печально известная онлайн-очильня не смогла посрамить доброе имя старой республики!
Прошло время тех частей данной саги
В этой вселенной настало время для игр как Star Wars Jedi: Fallen Order
На нашем сайте игру можно взять на православный ПК по очень вкусной цене ;)
Это понятно, но говорилось о мобильной версии Star Wars: KOTOR. Цена на него 799 рублей.
Вы про Fallen Order? Она вам не понравилась?
Я вот, если честно, с нетерпением жду переиздание LEGO-саги :D Ничего не могу с собой поделать, LEGO SW запала в душу еще с детства)
Благодаря вашей статье попробую эту игру, в свое время я её упустил...
Роман, дорогой наш писатель статей, В Republic Commando не просто клоны-пехотинцы, они клоны-коммандос, спасибо за внимание
Не писать же "симулятор клона-коммандос в Republic Commando", масло масляное) Могу назвать "клоническим спецназом")
KotOR - та игра по ЗВ, которая нужна была Готэму тогда и которая нужна Готэму сейчас
Как по мне норм игра, хоть я и не фанат игр звездные войны.Лично мне больше понравились 2 часть анлишед.
Если честно, не очень люблю подобный сеттинг в играх, по типу Звездных Войн.