Есть такая компания — Deloitte, это международный гигант по аудиту и консультированию бизнеса, не так давно она провела хорошее исследование, выяснившее, что 91% потребителей программного обеспечения принимают условия пользовательских соглашений не глядя. Если вы в этот процент входите (а вы входите, среди молодежи показатель вообще достигает 97%), то у меня для вас хорошая новость: в нашем блоге открывается рубрика, где мы вместе раскусим сложности и раскопаем интересности в документах, которые привыкли вслепую скроллить.
Предметом дебютного разбора станет, разумеется, соглашение с конечным пользователем Steam — самого популярного игрового магазина, лидера индустрии и автора кучи стандартов цифровой дистрибуции, в том числе и юридических.
За что платим?
Вы покупаете в Steam игры? Нет. Подковыка уже здесь, в ключевой задаче магазина — в продажах, и продают вам не игры, а право в них играть. Именно поэтому в договоре вы обозваны не «игроком», не «покупателем», а «подписчиком», а сам договор называется «Соглашение подписчика Steam»:
«Являясь Подписчиком, Вы можете получить доступ к определенным услугам, программным продуктам и контенту, доступному Подписчикам Steam. Под термином «Контент и Услуги» в настоящем Соглашении понимаются программный клиент Steam и любые другие программные продукты, контент и обновления, которые Вы загружаете или доступ к которым Вы получаете, используя Steam, включая в том числе видеоигры, игровой контент и программное обеспечение, связанное с Устройствами, корпорации Valve или сторонних производителей, а также любые виртуальные объекты, обмен, продажа или покупка которых осуществляется на игровом рынке подписок Steam; под термином «Подписки» в настоящем Соглашении понимаются права доступа к Контенту и Услугам и/или права пользования Контентом и Услугами, доступ к которым Вы получаете с помощью Steam»
Зачем же так всё усложнять, придумывать какие-то подписки и права доступа? Из-за судебной практики Европейского союза в отношении вторичного рынка видеоигр. Уже лет десять Steam пытается найти хитрый способ сделать так, чтобы определённые нормы не применялись к цифровой дистрибуции.
Дело в том, что внутри единого экономического пространства ЕС предусмотрена свобода перемещения товаров. Игры – это товар, из чего следует, что даже в цифровом виде у покупателя не должно быть проблем с их перепродажей, но Valve с этим категорически не согласна и кнопочку, чтоб распродать Библиотеку, игрокам не выдаёт, чем нарушает европейские правила.
Судебные споры продолжаются по сей день: в сентябре 2019 французский суд официально признал подобную политику незаконной, а аргументы о том, что «это же подписка!», отмёл, ведь игры в Steam приобретаются навечно, а значит это вполне себе товар.
Если Valve проиграет апелляцию, то пользовательское соглашение, и всю индустрию вместе с ним, ждут большие перемены. Но мы же говорим о судебной сваре государства и корпорации-гиганта, тянуть эти дрязги они могут ещё очень, очень долго, так что пока всё по-старому.
За что платят?
Другой интересной темой является правовое регулирование пользовательского контента, особенно после того, как Valve стащили DotA 2 прямо из-под носа у Blizzard. Последние учли это в соглашении к Warcraft III: Reforged, но об этом в другой раз.
Раздел «Лицензия на использование Контента игр Valve в Фан-арте» встречает нас ободряюще:
«Корпорация Valve ценит сообщество Подписчиков, занимающихся художественным творчеством, создающих литературные произведения и аудиовизуальные продукты на основе сюжетов и персонажей игр Valve («Фан-арт»)»
Отметим, что здесь компания затрагивает только собственных персонажей из собственных игр, на которые имеет исключительные интеллектуальные права, в то время как для использования контента других разработчиков требуется отдельное разрешение. Но мало кто запрещает или жёстко регулирует творчество по своим играм, чем Valve-то выделяется? Тем, что разрешает на этом творчестве зарабатывать, пускай и с оговорочкой:
«Коммерческое использование контента некоторых игр Valve разрешается через такие функции, как Мастерские Steam или Игровой рынок подписок Steam»
А дальше приводятся особенности регулирования таких отношений. Создатель пользовательского контента передает корпорации Valve и ее аффилированным (влияющим на управленческие решения) компаниям международное, неэксклюзивное право на использование, воспроизведение, модификацию, создание производных работ, распространение, передачу, транскодирование, перевод, трансляцию и иную передачу, а также на публичный показ и публичное воспроизведение Вашего Пользовательского контента и производных от него работ с целью использования, распространения, продвижения и включения в службы Steam, игры Steam и другие предложения Steam, включая Подписки.
Проще говоря, пока Valve разрешает вам зарабатывать на её идеях, вы разрешаете Valve зарабатывать на вас, это соглашение действует покуда контент лежит в Мастерской. Отметим, что фанатские работы Соглашение тоже классифицирует как подписку, чтоб, не дай бог, не судиться ещё и по этому поводу.
За что расплатимся?
Мой любимый раздел Соглашения растолковывает «нормы поведения в Интернете». Богатое на трактовки название будто бы намекает, что сейчас нас начнут грузить про «не корми тролля» и не сливай в беседу токсичные отходы, но на деле пункт посвящен читам. Мы соглашаемся их не использовать, не препятствовать прямо и косвенно работе античитов, а также проводить все сделки на Торговой площадке вручную: любая автоматизация под запретом.
Правила поведения в Steam – это отдельный документ, ссылка на который содержится в Соглашении подписчика. Из интересного там можно выделить, неожиданно, запреты на проведение опросов и конкурсов, создание (внезапно!) финансовых пирамид и сбор адресов электронной почты.
А, ну и клеветать, оскорблять, домогаться, преследовать и угрожать тоже нельзя, так что да, не кормите троллей, не сливайте в беседу токсичные отходы.
За что не поплатятся?
В самом начале Соглашения нам большими буквами рекомендуют ВНИМАТЕЛЬНО ОЗНАКОМИТЬСЯ С ПУНКТОМ 11. Он, как и значительная часть договора, посвящен отказу от ответственности и разрешению споров в судебном порядке. Два этих вопроса занимают почти половину от всего документа.
Почему так много? У американских компаний пользовательские соглашения основаны, и я там приводил пример с ЕС, на негативном судебном опыте, а ещё их юридические тексты изобилуют непривычно подробными для европейца формулировками. Это имеет непосредственное отношение к особенностям местного правоприменения.
Соединенные Штаты (а также Великобритания, Австралия и некоторые другие страны) принадлежат к англосаксонской правовой семье и исповедуют так называемое «общее право», где всем правит судебный прецедент. Это значит, что суд, при вынесении законного решения, в первую очередь будет смотреть не на закон, как бы дико это ни звучало, а на исход дела в похожих случаях из прошлой практики.
Понятно, что Valve оказывает услуги на территории всего мира, и пользовательское соглашение должно учитывать правовые особенности огромного количества стран, не теряя при этом однородности формулировок, и что местным судам вообще нет дела до того, где там базируется главный офис корпорации, но самая большая заноза в заднице Гейба — это именно злосчастное «общее право».
На картинке ниже можете посмотреть, какие страны способны доставить фирме больше всего проблем: синим отмечены государства с «общим правом», голубым — со смешанной правовой системой.
Вернёмся к ПУНКТУ 11. Valve, её отделения и поставщики услуг отказываются от предоставления любых гарантий по Steam, контенту и услугам и подпискам, а также от любых вытекающих из общего права обязанностей в отношении Steam, контента и услуг и подписок, в том числе от ответственности за халатность и недостаток квалифицированных усилий.
Столько букв, и всё ради того, чтобы страны англосаксонской правовой семьи лишний раз тебя не оштрафовали. Если расшифровать ПУНКТЫ 7-11, то выходит, что вы соглашаетесь не предъявлять Valve претензий, если, например, из-за несоответствия системным требованиям у вас сгорит компьютер или если разработчики засунут в игру майнер.
При игре в бета-версии вы должны сохранять полные резервные копии любой системы, в которой она будет устанавливаться, то есть, если вы пошли в мамкины тестировщики, а пришли к синему экрану смерти и переустановке Windows, то сами виноваты. Я до примеров не докопался, но я ж выше писал, что Соглашение пляшет от прецедентов, а значит, что такие строчки появились неспроста, кто-то где-то когда-то попытался Valve за это засудить.
Кстати, сейчас подать на Valve в суд уже непросто: по Соглашению вы обязуетесь отправить компании на почтовый адрес свою претензию в письменном виде и, прежде, чем меряться адвокатами, попытаться разрешить дело тет-а-тет. А ещё коллективные иски подавать нельзя, даже если государство говорит, что можно (но никто не пробовал, так что пока я не знаю кто круче — Соглашение или Федеральные законы).
Что примечательно, ПУНКТ 11 не распространяется на страны Европейского союза, а также на канадскую провинцию Квебек (там какой-то особый правовой статус).
И ещё раз про перепродажу: Соглашение не исключает торговлю Подписками и подробно раскрывает механизм обмена ими, но, поскольку «Подписками» здесь названо вообще всё, то речь идёт, я думаю, о коллекционных карточках и чём-то похожем. Дай игрокам также свободного меняться играми и всё, экономика Steam крякнется похлеще любого репака.
Более того, без согласия Valve вы не можете даже другу, который пришел к вам в гости, дать погонять в недавно купленную новинку:
«Вы не имеете права продавать или предоставлять за плату право пользования своим Аккаунтом или иным образом передавать право пользования своим Аккаунтом, а также Вы не имеете право продавать, предоставлять за плату право пользования или иным образом передавать право пользования своими Подписками, кроме случаев, когда это явно разрешено настоящим Соглашением (включая любые Условия подписки или Правила использования) или иным образом разрешено Valve»
Справедливая плата?
Законно ли всё, что я описал? Да. Точнее, дело даже не в том, законно это или нет, ведь такие неудобные для пользователя пункты есть в соглашениях любой крупной фирмы. Важно то, что вы, а не закон, уже со всем этим согласились.
Этот материал мог вас напугать, внушив, будто злая Valve писала Соглашение так, чтоб всех заткнуть и всех надуть, при случае, но всё не совсем так.
Подозрительная запутанность отдельных пунктов — это заслуга самих геймеров, каких-то особо хитрых или мстительных юзеров, судебные тяжбы с которыми послужили Steam уроком, и теперь в тексте что ни строчка, то перестраховка, а чтобы эта перестраховка помогала на территории всего мира, приходится выкручиваться, закручивая совсем уж лихие формулировки. Хотя, компании, наверное, везёт, что читают Соглашение только 9% пользователей, а вчитывается и того меньше, и до массовой паники «в смысле подписка, а не покупка?!» дело никогда не дойдёт.
Правовые документы читать тяжело, но занятно, так что ждите где-нибудь через месяц новый разбор, а сейчас буду рад видеть ваш юридический анализ и примеры других интересных документов, которые мы по привычке промотали, в комментах.
То чувство когда входишь в 97% ; ) Хотя я как то раз читал лицензию полностью ради интереса и больше не тянуло это дело делать :D Зато теперь процент ознакомившихся с лицензией будет повыше ) А мы с другом похоже те еще нарушители лицензии, ведь иногда даем попользоваться своей библиотекай друг другу )
Помню как то раз лицензию Мэйл ру читал и там был пунктик, что то вроде - "Ваш аккаун запрешается к пользованию друзьями, семьей... Его запрещено передавать по наследству или дарить своим родственикам..." Мне это показалось весьма забавным )
Да в лицензионных соглашениях вообще много разных специфичных моментов. Отдельным особняком стоят лиц.соглашения с дисков Фаргуса :D
Звучит как интересная тема для новой такой статьи :D Я примерно представляю что там может быть ... ; D
Ух, сложное чтиво, но интересное! Узнал много нового о пользовательском соглашении Steam, спасибо! :)
Кнопки "Мне нравится" у статей нет, но вот поделиться таким интересным чтивом в соцсетях вы можете ;)
Опечатка в начале статьи "на «игроком», не «покупателем», а «подписчиком»". Думаю там должно быть "не игроком". В остальном полезная и познавательная статья.
Мы рады, что вам понравилась статейка) У нас еще много чего есть почитать!
Рады, что статья вам пришлась по вкусу :)
Впереди ещё много интересного!
после такого хочется зайти во всякие ориджины егс и почитать лицензионное соглашение...
На самом деле, в рф та же фигня с организациями, продающими "право на использование" лицензий каких-нибудь антивирусов, например. Все постоянно стелят себе соломку. Но было интересно, как это делают юристы стим. Спасибо за статью!
Правовая часть всегда с кучей лазеек)
Рады, что статья вам понавилась!
Приятно знать, что что-то новое для себя вы все же почерпнули из статьи)
Впервые я столкнулся с Steam когда хотел купить Half-Life 2, а в те давние времена интернет в моём любимом Мухосранске не везде было. Да и потом я относился скептически к этой платформе. Но потом понял, что это удобно, когда не нужно беречь диски с игрой от повреждений, можно почти всегда без проблем играть по сети, так же во многих играх есть мастерские для модов. Также скидки, а особенно скидки от GabeStore))
Стим действительно удобная платформа, собрал в себе всё, что можно: и отзывы, и моды, и скриншоты, и форумы :)
Вот только сегодня как раз опубликовали :))))
https://gabestore.ru/blog/tonkosti-dogovora-egs
Не хватает статей чтобы получить ачивку Многабукф lvl 2
там нужно 15,а статей 14(((
Хитрый гейб. Хитрый, но умный. Но вот чаще всего говорят про Стим, а остальные лучше?
Мне кажется, что все говорят про Стим хотя бы потому, что он был одним из первых магазинов-игровых платформ.
Совсем недавно ведь была буча по поводу "нововведения" в соглашении Uplay - блокировка аккаунта, если не пользуешься площадкой более 6 месяцев. Но из-за того, что почти никто не читает эти соглашения пользовательские, на этот пункт просто никто ранее не обращал внимания, хотя он был всегда.
В целом, все лаунчеры и их политика схожи, поэтому рассмотреть тонкости договора будет проще на самом популярном среди геймеров клиенте :)
Дак "подписка, а не покупка" это у всех сервисов лаунчерных, разве нет?
Ну, пожалуй, кроме GOG, где сразу пишут, если есть желание и возможность, например, что игра DRM-free
Не думаю, что Steam отменят подписку, даже если проиграют суд Европе, им это просто не выгодно.
Очень интересная статья :)
К счастью или сожалению, мы живем в мире, где за все требуется плата, а в мире игр - это вполне логично. Люди по несколько лет работают в плотном графике, что бы создать творение с полного нуля, создавая новое, непохожее, что бы о нем говорили, играли и имелся шанс на продолжение или хотя бы DLC.
Покупая даже диск в магазине, за условно, 500р - ты покупаешь не коробочку, не диск, а, как помните, код внутри. Диск - лишь установка, ты можешь скачать и с другого ресурса, допустим, а вот без кода ты уже ноль без палочки. И даже код мог крикнуть тебе "а всё, ты уже активировал" и потерять игру навсегда. Платформы Steam, Uplay говорят тебе - пока ты играешь, мы имеем радость предоставить тебе игры за суммы, что поставили на них издатели, но если ты свалил, будь добр, либо играй, либо забывай. И разумеется для человека, который заплатил более 10к в игры, забирал всякие раздачи и т.д, будет обидно узнать, что он лишь пользователь, играл в чью-то игрушку, а раз ты забыл о нас - то верни!
Здорово, что статья оказалась для вас полезной :) Будем и дальше пилить подобные интересные и полезные материалы!
Рад, что вам пригодилась) В будущем планируем подготовить нечто похожее и по другим соглашениям.
Игры - это не товар, а интеллектуальная собственность. У игры нет физического воплощения. Игры на дисках - это интеллектуальная собственность издателя, положенная на диск.
А интеллектуальную собственность нельзя продать как обычный товар. На ее использование нужна лицензия. Стим получают особую лицензию от издателя, которая позволяет им использовать товар в коммерческих целях и на создание новых лицензий для новых людей. И вот уже новые люди когда покупают игру, они получают не игру, а именно лицензию на не коммерческое использование без срока действия, то есть, пока существует стим, который выдал эту лицензию, то будет существовать и твоя лицензия. Даже если сама игра перестанет продаваться из-за, например, истекшей лицензии на музыку у издателя, то ваша лицензия не потеряется никуда.
Именно поэтому ты не покупатель, а подписчик. Именно поэтому другу нельзя давать играть в твои игры, ибо по закону, ты не владеешь игрой, ты лишь можешь ее использовать. И использовать можешь конкретно ты и никто другой. Лицензия завязана конкретно на тебе.
Кстати, именно поэтому играть в игры для PS, купленные с рук, нельзя. Ты не покупаешь лицензию. Вася, у которого ты купил игру, не имеет возможности дать тебе лицензию, как Steam или Sony. Ты отдаешь ему деньги. Он дает тебе игру.
Об этом даже в соглашении Sony есть отдельный пункт на пару строчек. Короткий, емкий, но отдельный пункт.
Никого за это не наказывают, просто закон этого требует.
Так что, покупка игр с рук - это такое же пиратство, как и скачать с торрента игру. Ты не платишь издателю денег и не получаешь лицензию на использование интеллектуальной собственности.
UPD: У этого есть и такие неожиданные стороны, как, например, если ты получаешь лицензию, то не важно где и как ты будешь играть - тебе можно. Даже если спиратишь.
Я, например, просто брал игры в EGS, и потом играл на пиратке.
Лицензию получил - никаких проблем с точки зрения закона.
Вот только такая неожиданная сторона не работает на разных платформах. Купил игру на PC, фигушки кто тебе даст халявную копию на PS или Xbox))
Не, ты меня не понял. Я это к тому, что ты получив лицензию имеешь право играть в игру. И если скачаешь пиратку, купив игру в каком-нибудь магазине, то со стороны закона тебе ничего не будет.
А вот давать тебе игру бесплатно никто не будет.
Читать пользовательское соглашение пусть и необходимо, но уж очень уныло. А тут информацию подали в легком и интересном стиле. Спасибо за статью.
Рад, что вам понравилась наша статья) В будущем мы планируем развить рубрику и столь же интересно рассказать и о других подобных штуках)
Прекрасный автор Роман Машинский. Мне очень нравятся его работы, спасибо за его труд!
Всегда пожалуйста! Мы планируем сделать целую рубрику с такими интересностями, так что заглядывайте еще)
Нужны статьи про настолочки. И ключи в магазине от настолок на пк XD
если бы не прочитал, никогда бы не узнал, что вот так всё со стимчанским
Не ну приятно что кто-то ковыряется в соглашении. Интересно порой такие выжимки почитать.
Да, такие выжимки читать удобнее, чем полотно непонятного текста из оригинального соглашения :D
Поработав в аудите, и не такое можно узнать о разных компаниях, и впринципе, в любом соглашении достаточно подводных камней, главное, внимательно читать
Я читал соглашение при установке игры Гвинт на телефон. Это пока единственное соглашение в моей жизни, которое я читал с удовольствием, потому что у CD project текст поделен на два столбика , один-официальный,сложный, юридический язык и второй - милый, забавный, с заботой написанный, понятный и простой разговорный. Какие же они крутые.
Очень грамотно написанный и интересный материал по такой теме. Если мне игра нравится и она есть на GOG, я стараюсь покупать ее там. Все-таки психологически многие из нас стремятся именно "владеть" своей коллекцией, а Steam как раз благодаря своей модели хоть и более популярен для издателей, все-таки в полной мере этого сделать не позволяет.
Мне кажется, тут больше работает правило, пока работает "сервис" всем можно будет пользоватся. Даже GFWL, хотя уже официально закрыт, дает скачивать игры. У меня там хоть и 10 игр, но все же...
Вы бы видели на какое соглашение вы подписываетесь в Epic Game Store, там вообще могут в любой момент отнять у вас доступ к игре без объяснения причин и вы с этим соглашаетесь.
Вполне возможно, что в рамках нашей рубрики мы как раз и рассмотрим это самое "что похуже" :D