Войти
07.03.2022
32
6728

Эволюция игр Piranha Bytes

Каждая игра Piranha Bytes, которую я запускал, через пару часов вызывала желание всё бросить, нажать кнопку «Удалить» и избавить себя от дальнейших страданий. Однако, как и в случае с творениями From Software, азарт брал верх, и в итоге «Готики» и ELEX увлекали и не отпускали до последнего. В игровом сообществе есть противники подхода студии. Готовя статью, я заметил, что во многих источниках «клонирование» Gothic рассматривают в негативном ключе. Утверждают даже, что немцы боятся выпускать что-то помимо вариаций на тему их самого успешного продукта. Предлагаю взглянуть на все проекты команды и составить беспристрастное мнение, к чему она пришла за 20 с лишним лет.

Ты даже не гражданин!

Первая «Готика» при всех её недостатках — игра культовая, особенно в СНГ. Для западных журналистов, следивших за разработкой с беты, она вообще стала откровением. Взгляните на один из ранних скриншотов — и всё поймёте.

Напоминает модные сейчас демейки

Итоговый продукт, во-первых, получился в разы привлекательнее, во-вторых — бросил вызов стандартам. Piranha Bytes сразу обозначили собственный тренд — уход от привычных для жанра канонов. Немцы предложили игроку учить способности не на ходу, а у учителей, и сделали упор на исследование, в процессе которого приключения находят героя сами. Любопытство вознаграждалось, но это не всегда было положительное подкрепление: жестокий и обманчивый мир Долины Рудников учил быть готовым ко всему.

Критики оценили оригинальный подход. Журнал GameLive PC поместил игру на третье место в списке лучших RPG 20012002 годов. Уступить Morrowind и Dungeon Siege — вполне успешный дебют для малоизвестной компании.

Gothic преподала многим урок в плане дизайна мира. Да что там — преподаёт до сих пор! Если во многих современных играх NPC предстают сборищем заполняющих локации моделек, то там это было настоящее общество.

Вторую часть делали с оглядкой на отзывы к первой. Она стала на порядок труднее, в ней усложнили систему владения оружием и добавили новых врагов. Возможно, именно тогда начал формироваться образ немецкого геймдева как поставщика одних из самых сложных игр на планете.

Персонажи давали протагонисту больше простора для взаимодействия с социумом, а сюжет как будто уже тогда решили вечно концентрировать на спасении мира. Не худший вариант, учитывая тот факт, что Piranha Bytes отдавали приоритет не твистам, а раскрытию героев.

В сиквеле студия также провела небольшой эксперимент с возвращением игрока в знакомые локации (что позволило бы сэкономить ресурсы на создании новых). Оказалось, пользователям это нравится. Что Gothic II, что ELEX II, вышедшей 20 лет спустя, ностальгический элемент только к лицу, поскольку изведанные ранее области заботливо наполнены контентом.

Думаю, порог вхождения в Gothic II ещё выше, чем в оригинал, но с этим порогом студия умеет работать филигранно. Если осилите первые несколько часов, где вас уничтожает всё и вся, то обязательно познаете новый сорт удовольствия. Его можно сравнить с моментом, когда у тебя наконец-то начинает что-то получаться в соулс-лайках.

Третья «Готика» стала бы гигантским шагом вперёд, не вмешайся в её рождение пресловутый конфликт разработчика и издателя. JoWooD сильно торопили «пираний», и без того загибающихся под гнётом амбиций. В результате масштабная игра, поразившая всех на E3 в 2006-м, вышла непростительно сырой. Пусть геймер привык к тому, что Piranha Bytes дорабатывают проекты после релиза, в случае с Gothic 3 багов было слишком много. Как это часто происходит, их впоследствии поправили сами игроки (привет, Bethesda).

В геймплейном плане триквел есть за что похвалить. Боевая система преобразилась (правда, не без фанатских патчей) и заставила игроков оттачивать навыки фехтования, а приключение стало нелинейным. Игрок сам должен был складывать сюжетную мозаику, бродя из города в город.

Новое плавание

Что делать, если издатель отобрал у тебя права на фирменную франшизу? Правильно — по имеющимся проверенным лекалам создать новую! После третьей «Готики» разработчики рассорились с JoWooD и приступили к созданию Risen — проекта в жанре «игра Piranha Bytes» в сеттинге тропического острова. В нём прослеживались уже не просто узнаваемые, а железобетонные «готические» стандарты — NPC, обучающие навыкам, противоборствующие фракции (ими стали инквизиторы и бандиты) и обширный мир, ждущий исследования.

Многие фанаты называют боёвку Risen лучшей среди всех творений «пираний». Как и в «Готиках», рубка сопровождается активным перемещением вокруг противника. К этому добавили особые умения, а также подло расставили по локациям ловушки — и каждая схватка стала незабываемой.

К моменту выхода Risen 2 напористость студии принесла плоды. «Пираньи» изобрели отдельный поджанр RPG, а главное — обрели верную фан-базу, с упоением играющую в каждый новый продукт компании (в неё сейчас вхожу и я). К тому же сиквел побил рекорды цифровых продаж для студии — в Steam это самый популярный её проект. Нововведений в нём было не так много, но команда попала в яблочко практически со всеми. Появилась пиратская тематика, в которой классных игр в принципе не так много, повествование стало глубже, а мир — живее. Фаны мигом смели игру с виртуальных полок.

Третья часть «морской Gothic» с подзаголовком Titan Lords запомнилась значительными (по меркам Piranha Bytes) экспериментами с геймплейными механиками. На кораблях наконец-то стало можно плавать и вступать в морские сражения. Увеличилась площадь внутриигрового мира, биомы стали разнообразнее, а недоработки прошлых «Ризенов» разработчики довели до ума.

Издержки производства

Высокая степень погружения стала частью ДНК «пираний». Как и баги на релизе — виной тому нежелание переходить на чужие движки. Со времён Gothic солидную часть разработки занимало выискивание ошибок в собственном софте, причём к выходу игры от них никогда не избавлялись полностью. Сначала практика показала, что оно того стоило. «Готика» хоть и выжимала из компьютеров все соки, зато погружала игроков в трёхмерный мир, живущий своей жизнью. В начале нулевых это было не то что редко — почти беспрецедентно!

Многолюдный Хоринис из сиквела тоже не жалел геймерского железа, а вот бесшовный континент из третьей части оказался уже неподъёмной ношей, причём как для авторов, так и для издателей. Даже лишний год разработки не спас игру от того, чтобы стать техническим кошмаром (я, кстати, тогда думал, что это всё не баги, а фичи). К счастью, общими усилиями авторы и игроки подняли проект с колен. Сегодня в интернете полно гайдов по превращению «Готики 3» в привлекательную, а главное, стабильную RPG.

Неприятности заставили компанию пересмотреть подход к разработке. С начала создания Risen и по сей день отделы тесно взаимодействуют на каждом этапе, а значительные изменения обсуждаются с издателем.

«Пираньи» ревностно оберегают свой творческий подход. Бьорн Панкрац, один из ключевых людей в фирме, в интервью рассказал, что над проектами в разное время трудились всего от 10 до 30 «штатных» сотрудников, готовых беспрекословно следовать олдскульной «готической» формуле. А вот аутсорсеров при этом, как правило, больше в несколько раз — их количество может достигать 150 человек. Лично я не знаю, как к этому относиться. С одной стороны, Piranha Bytes сохраняет идентичность, которую так ценят поклонники, с другой — тормозит сама себя.

Светлое постапокалиптическое будущее

После пиратской трилогии пришло время новой франшизы. В свежей истории нашлось место и научной фантастике, и фэнтези. Боевую систему ELEX делали с нуля — по словам Панкраца (который тут ещё и музыку писал), здесь она представляет из себя нечто компромиссное, что понравится и любителям комбо, и ценителям сюжета, не заморачивающимся на драках. Разумеется, в релизной версии было полно багов, но несколько недель спустя игру было не узнать.

На мой взгляд, именно первая ELEX поможет вам определиться с отношением к студии. Хейтеры «пираний», как обычно, плюются от самоповторов и иронизируют, что самым заметным новшеством стал реактивный ранец. Да, местами архаичный геймдизайн зайдёт не всем, зато взгляните на сеттинг, на исследование! Джетпак добавил в успешную формулу, где исследование всегда стояло на первом месте, новое измерение — вертикальное. Меня особенно порадовал сбор трофеев в гигантских башнях-преобразователях. Каждая из них — многоэтажный рассадник врагов, но никто не мешает прибегнуть к паре хитростей и избежать ненужных конфликтов на пути к вершине (и даже там можно пройти мимо тщательно запрятанных ценностей).

В ELEX новыми красками играет и ставший привычным выбор фракции. Вместе с союзниками вы выбираете и стиль боя, так как бойцы каждой из воюющих за Магалан сторон — это адепты уникальных школ использования элекса. Превратит его Джакс в магические потоки, вкачает псионику или научится крафтить шприцы с допингом, решает игрок, делая сюжетный выбор.

ELEX II стала ещё «вертикальнее», чем первая часть, предложила неочевидные варианты развития отношений с фракциями и населила изменившийся Магалан кучей живых персонажей. Она продолжила (кто бы сомневался) классический геймплейный курс Piranha Bytes, уделив особое внимание новому символу геймплейной свободы — реактивному ранцу. Скажу даже так: теперь он олицетворяет подход компании к созданию вселенных. Нам позволяют исследовать каждый уголок ландшафта и подталкивают к использованию смекалки. Мгновенно стать в разы сильнее, стащив у высокоуровневого монстра ценный лут, здесь сложно, но можно.

А была ли эволюция?

Как вспоминает Панкрац, после анонса ELEX даже преданные фанаты задавались вопросом: «Будет ли игра более высокобюджетной и, соответственно, прогрессивной?» Ответ у «пираний» всё тот же:

Одна из причин, почему ELEX сохраняет нашу фирменную самобытность и глубину — это низкие затраты на разработку. Если бы мы расширились, появилось бы больше людей, а с ними и больше мнений. В итоге пострадала бы идеологическая целостность проекта

Компания делает нишевые игры на стыке RPG и immersive sim. Упорство и умение гнуть свою линию несмотря ни на что помогли ей развиться не столько количественно, сколько качественно. Пусть многим кажется, что нам каждый раз преподносят «Готику» под новым соусом — на деле каждый проект «пираний» намного глубже, вариативнее и иммерсивнее предыдущих.

А теперь бонус для тех, кто любит идти до конца (ведь именно этому нас учат игры студии) — тест на внимательность.

Сколько раз в тексте упоминается слово «Готика» в разных формах?
Тест
комментарии 32
25.Nov.2022 в 00:43
1
0

Готика 2 Ночь ворона моя любимая экшен RPG, учитывая что никакая другая игра PB не достигла её успеха, то я сомневаюсь что PB пошла по пути эволюции.

Свернуть  1
До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов
0
0

Эта самая лучшая для меня часть Готики) Но и вот в тот же Elex, спустя долгое время, тоже с удовольствием поиграл в обе части;)))

До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов

Обожаю игры "Пираний" даже Элекс первый и второй хорош. Хоть они меня местами и напрягали. именно однобразие второй половины элексов.

Свернуть  1
До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов

Удобно быть человеком, который не играл ни в одну из их игр. Я с вами соглашаюсь! :D

До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов
28.Jun.2022 в 15:56
0
1

Прикольная статья не особо играл игры от этой компании.Хоть трилогия готики и первая часть элекс имеется.Может пройду их как появится возможность.

Свернуть  3
До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов
0
1

А когда вы успеваете статьи читать? Вы же по комментарию в минуту оставляете ;)

До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов
28.Jun.2022 в 18:42
Сергей Макеев
1
1

любой человек преуспевающий во всем читает статьи так что некоторые я раньше посмотрел,но не оставлял комментарий,некоторые сегодня поэтому так быстро и выходит)

До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов
1
1

Спасибо, что вернулись и поделились комментариями ^_^

До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов
28.Jun.2022 в 14:19
0
0

Интересно было почитать

Свернуть  1
До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов
0
1

Приятно слышать, спасибо за комментарий :)

До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов
14.Apr.2022 в 16:34
0
0

кто может подсказать, если до этого не играл, в готику стоит ли поиграть сейчас?

Свернуть  3
До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов

Как минимум, попробовать стоит) Ценник на трилогию не такой уж и большой, 129 рублей: https://gabestore.ru/game/gothic-universe-edition, но если затянет, так затянет! Разумеется, рекомендовал бы пробовать с первой. Честно, сам в нее играл давно, и не знаю, как воспринимается сейчас, но вообще RPG крайне годная с отменной симуляцией жизни у NPC.

До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов

ух ты с такой скидкой грех не попробовать)

До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов

Видел, уже прикупили) Надеюсь, знакомство будет приятным. Поделитесь потом впечатлениями)))

До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов