Войти
07.09.2021
63
6425

Хватит хейтить Bethesda

Тодд Говард — одна из самых одиозных личностей мирового геймдева. Чтобы сосчитать количество грехов, в которых его обвиняют, не хватит пальцев на обеих руках и ногах. При этом критика, на мой взгляд, оправдана максимум в половине случаев. Примером для подражания Bethesda, конечно, не назовёшь, но и столько злобы, сколько источают в её адрес все кому не лень, она вряд ли заслуживает.

Предлагаю для начала определиться, кого конкретно хейтят и за что. Как мы уже разбирали в статье по Fallout 76, существует Bethesda-издатель (Softworks) и Bethesda-разработчик (Game Studios, хотя и Softworks до 2002-го этим промышляла), причём у последней полно региональных ответвлений, на которые скидывают задачи разной степени срочности. Всем этим «управляет» Zenimax (которая появилась ради удобства, когда руководители решили отделить творческую сторону процесса от административной), а с недавних пор появился ещё один уровень власти, Microsoft. Говорить мы будем о первых двух компаниях.

Квинтэссенция аргументов против них звучит примерно так: «Раньше студия-издатель была хорошей, а теперь стала плохой! Делает отстойные игры, гонится, как Electronic Arts, только за деньгами, и постоянно нас обманывает!» Пойдём по порядку и постараемся понять, справедливо ли компанию поливают грязью.

Для всех, но не для каждого

Моральные и, что важно, экономические стандарты основной массы «борцов за справедливость» застряли где-то в середине нулевых, а то и дальше. Посади их в кресло управленца более-менее приличной корпорации — она вмиг обанкротится. Почему? Да потому, что видеоигры уже много лет как перестали быть увлечением для гиков и превратились в бизнес, жестокий и бескомпромиссный. Фраза «Эту игру делали фанаты для фанатов» в 2000-м и 2021-м — два абсолютно разных утверждения. Если раньше подобное заявление можно было принимать за чистую монету, то теперь за ним, скорее всего, стоит некое но. Это но обычно в добровольно-принудительном порядке навязывает издатель: «Сроки поджимают, поэтому давайте полностью вырежем эту главу, продадим её как DLC, а в релизную версию вкрутим донат!» Даниэль Вавра, один из создателей Mafia: The City of Lost Heaven, в подвыпившем состоянии как-то прошёлся по ремейку. В посте на Facebook он высмеял обилие красных бочек и противников, которыми Hangar 13 якобы заменили иммерсивность и «душу», свойственные оригиналу (позже высказывания пропали, но интернет всё помнит). Мем смешной, а ситуация правда страшная: аудитория раскалывается, так как ньюфагов становится всё больше, а завлекать надо всех — и детей, и домохозяек, и офисных работников. Все они имеют собственные, часто противоречащие друг другу потребности, а ведь и «олды» никуда не делись — им подавай то, к чему они привыкли, только лучше. Учесть столько мнений в одной видеоигре теоретически невозможно, поэтому и индустрия бросается в крайности.

Из свежих релизов отличным примером служит Tormented Souls — дань уважения survival horror’ам от инди-студии из 15 чилийцев. Дух Resident Evil и Silent Hill они передали прекрасно, но в техническом плане… Скажем так, игроку нужно самому себя заставлять делать игре поблажки. Пока высокополигональные Леон, Клэр и Джилл радуют прежде всего глаз, от злоключений Каролины Уокер сводит олдскулы. А вот на кого такое нацелено — другой вопрос.

Причём тут Bethesda? Всё просто: им мастерски удаётся усидеть на двух стульях, причём неважно, говорим мы про издательское или игродельческое отделение. Оба радуют проектами на любой вкус благодаря разносторонней направленности внутренних студий. Они не всегда вызывают одинаковые эмоции, но это только подтверждает теорию. Яростное противостояние фанатов DOOM и DOOM: Eternal, восторг, полученный от Prey одними, и возмущение в отзывах тех, кто совсем в неё не въехал — вот он, охват всех аудиторий сразу!

Лукавят, но не врут

Аргумент про качество игр ещё занятнее. Посмотрим на средние показатели с Metacritic. Начиная с 2002 года, из всех проектов, выпущенных Bethesda Game Studios, только три имеют меньше 84 баллов — это The Elder Scrolls: Blades, Fallout Shelter и многострадальный Fallout 76. Bethesda Softworks же как разработчик, напротив, с 1989-го порадовала считанными успешными у игровых изданий тайтлами: тремя The Elder Scrolls (две номерные и Redguard в стиле Tomb Raider), «Терминатором» с закосом под Doom да серией Wayne Gretzky Hockey. Сомневаюсь, что наш «обобщённый» критик имел в виду именно их, говоря о великом прошлом «“Беседки”, которую мы потеряли».

К слову, Terminator: Future Shock была первым продюсерским опытом сами знаете кого

Стараясь гнуть свою линию, Тодд Говард и компания приняли несколько спорных решений — в том числе перевести Fallout из изометрии в 3D с камерой от первого лица. Кстати, в очередной раз напоминаю, что без их участия серия прозябала бы сейчас где-нибудь в одном ряду с Legacy of Kain и Dino Crisis, но да ладно! «Тру фанаты» постапокалипсиса всё равно оказались недовольны, остальные это недовольство подхватили, и каждый новый «Фолыч» (кроме, может, New Vegas) подливал масла в огонь костра, на котором собирались сжечь неугодных сообществу игроделов. Последней каплей для многих стал как раз Fallout 76 — к тому моменту уже почти весь мир следил за «этой фирмой, которая из чего угодно сделает TES с багами». Да, игру ещё долго будут ассоциировать с одним из худших стартов продаж в истории, да, подписка Fallout 1st пока вряд ли себя оправдывает (особенно по российской региональной цене), но разве это не уравновешивается многочасовыми бесплатными DLC и тем, что на проект в современных реалиях не забили? Раз за разом мы видим, как гиганты индустрии раскручивают продукт, а поддерживать как будто и не планируют — и именно тот факт, что «76-й» жив уже почти три года, причём без выклянчивания денег у покупателей, заставляет задуматься: а стоит ли грести «Беседку» под ту же гребёнку? На её месте условная EA просто незаметно прикрыла бы сервера.

Компания Говарда посвятила экспериментам с микротранзакциями те свои продукты, которые лучше всего для них подходят, вместо того, чтобы маскировать pay-to-win, как, например, Square и Ubisoft. Вспомните наборы Praxis в Deus Ex: Mankind Divided и ускорители опыта в Odyssey: вы покупали игру, чтобы в неё играть, а затем издатель предлагал доплатить, чтобы вы могли пройти её быстрее, то есть играть меньше! Ни в трёхмерных «Фоллаутах», ни тем более в одиночных частях TES такой схемой и не пахнет.

Рыбак рыбака

Самый очевидный признак того, что компания шла верной дорогой и достойна как минимум уважения — её покупка Microsoft, активно развивающей игровое подразделение. Сделка сыграла на руку обоим её участникам, ведь одни получили финансовую стабильность, а другие — сразу несколько талантливых команд, годами набиравшихся опыта бок о бок друг с другом. Даже в средненькой Wolfenstein: Youngblood над лором покорпели как следует — на помощь пришли Arkane, которых хлебом не корми, дай только историю каждой кружки прописать. Bethesda как издатель довольно часто принимала неверные и чересчур радикальные решения, теперь же, на пару с намного более опытными коллегами, до мирового признания в позитивном ключе рукой подать. Только представьте, на что способны id Software, MachineGames и Tango Gameworks с деньгами!

Не спешите вторить любому мнению в интернете, в том числе самому заплюсованному. Да, «Беседка» часто обещает больше, чем может сразу выполнить (сразу, подчеркну!), страдает от собственных амбиций, но стабильно зарабатывает, обрастает внутренними студиями и инвесторами и подаёт всему игровому миру гордый пример: оставаться на плаву, идя напролом против течения, возможно!

Роман Машинский
До сих пор играет в Fallout 4
почитать еще
комментарии 63
16.Jul.2023 в 09:54
Dbsbbe
24
0
0

Две копии Скайрима этому автору за адекватность! И третью за скрин из TESO :)
Ну а хейтеры... "Haters gonna hate", да и фиг с ними, в общем-то.

До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов
25.Aug.2022 в 13:20
M1k0L
16
2
0

Правильно, надо не хейтить, а покупать больше версий Скайрима!

Свернуть  1
До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов
25.Aug.2022 в 13:26
M1k0L
2
0

Весь "Скайрим" на "Гейбсторе" уже раскупили, Тодд явно доволен)

До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов
02.Jul.2022 в 19:18
2
1

Bethezda делает прекрасные игры)

Свернуть  1
До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов

Хочется верить, что так оно и будет дальше :)

До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов
25.Sep.2021 в 17:31
3
0

Провел в 4фолыче 150 часов, закрыл все миссии и длс. Обожаю эту игру.

Свернуть  1
До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов
2
0

А сколько часов геймплея ждёт в сюжетных модах.. :)

До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов

Ну не знаю. Я особо никогда не хейтил беседку, но все эти завывания "Купи Скайрим", давно ставшие мемом, порядком поднадоели(сколько можно пинать труп игры, выпущенной аж 10 лет назад). Да и фолыч 76 выдался довольно провальным судя по мнению большинства.

 7
До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов
12.Sep.2021 в 15:44
2
2

Эта скотина заслуживает только смерти и вы кстати тоже, ГДЕ МОЙ АРКАНУМ?!

 10
До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов
09.Sep.2021 в 04:38
11
2

Я тут решил заглянуть со своим бесполезным мнением. :)

Вообще вся статья как-то больно напоминает работу "адвоката дьявола": мол да, наш клиент совсем не святой, но вы видели за что люди получают 18 пожизненных? Вот где настоящее зло!

Cейчас сама "Bethesda" хорошие игры не делает, а лишь издает их.
Doom? Так это ID Software. Prey? Arkane Studios. Fallout NV? Obsidian.
Причем пример последнего явно показал то, что Fallout можно сделать в духе оригинальных частей и сделать хорошую игру даже на таком "великолепном" движке, как Gamebryo.

Что же делает Bethesda? Скайрим. В очередной раз продает Скайрим. Скайрим, где интересные и креативные задания можно пересчитать на пальцах одной руки.

В Морровинде, для прохождения гильдейских заданий, необходимо было расти по карьерной лестнице. Для данного роста необходимо было не только проходить задания от различных мастеров гильдии, но и развивать навыки, соответствующие той гильдии, в которой вы состоите.
Продолжение ниже.

Свернуть  4
До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов
09.Sep.2021 в 04:43
Дмитрий Л.
10
2

Причем одного навыка было недостаточно: необходимо было развить, условно говоря, один на 60 пунктов и еще два на 30. Система, аналогичная Скайриму, была, конечно, но развить персонажа до уровня "мастер во всем" и сделать это честным путем - это та еще работенка...


В Обливионе данная система, в целом, сохранилась. Звания, постепенный рост в гильдиях, даже задания стали сложней и креативней... А потом пришел Скайрим, где главой "коллегии Винтерхолда" может стать персонаж, который владеет ДВУМЯ ЗАКЛИНАНИЯМИ УРОВНЯ НОВИЧКА. Я один вижу в этом проблему?

Ранее у нас был, как ни странно, отыгрыш. Отыгрыш в ролевой игре, удивительно! Играешь за хитрого воришку - значит ты не "воин", а значит в "гильдии бойцов" далеко не уедешь. Логично? Логично. (привет, реиграбельность)


Скайрим же явно деградировал... Во всем, ну кроме графики и боевой системы (хотя она также крайне примитивна даже на момент 2011 года).

До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов
09.Sep.2021 в 04:54
Дмитрий Л.
9
2

А теперь о самом болезненном лично для меня: Fallout.

Да, данная серия никогда не была прямо таки "крайне серьезной игрой" и юмор в ней всегда присутствовал. Вместе с тем люди, которые оправдывают Bethesda, используя данный аргумент, просто путают "теплое с мягким".

У нас был проработанный мир, жестокий и суровый, а в нем был такой же жестокий и суровый юмор, порой граничащий с абсурдом.
Что же сделал мистер Тодд? Ну, вы посмотрите на этот непередаваемый праздник жизни и веселья в Fallout 76. Мир, дружба, жвачка, позитив(чик)!

Если кратко, то я из-за творений по типу Fallout 3/4/76 и Skyrim чувствую себя несколько... оскорбленным! Разработчик удаляет различные глубокие механики, сложные задания, различные элементы, которые делали геймплей сложней и интересней.

Вот так постъядерные пустоши превратились в невиданный зоопарк, состоящий из минитменов и поселений из двух человек, а архимагом может считаться персонаж, который ни одной магической школы не прокачал.

До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов
09.Sep.2021 в 04:59
Дмитрий Л.
9
2

Подводя итог:

Игры, созданные самими Bethesda, можно охарактеризовать двумя словами: деградация и упрощение. (А я вот как-то глупей и проще с возрастом не стал, по крайней мере мне хочется в это верить :D)

Деградация сюжетной составляющей. Упрощение геймплея, дабы "никто не ушел обиженным".
Если со вторым я еще могу смириться, так как это позволяет охватить более широкую аудиторию, то с первым - ни за что.

Не прекращу хейтить, пока Bethesda сама не начнет делать нормальные сюжетные игры, а "любителям устроить очередной забег в поисках Шона" я могу лишь посоветовать поиграть в хорошие РПГ. :)

До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов
15.Sep.2021 в 16:32
Дмитрий Л.
4
2

И еще чуть-чуть добавлю:
Не вижу я в "Bethesda" никакого "движения против течения". Скорее уж они неумело барахтаются, стараясь сделать что-то "актуальное".
Да-да, я снова про Fallout 76, который представляет из себя сетевой проект с прикрученной монетизацией и наспех "прибитыми" режимами. :)

Знаете кто идет против течения и остается на плаву, делая хорошие игры? Larian, Obsidian, inXile на худой конец, но уж точно не Bethesda.

До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов
08.Sep.2021 в 20:58
3
2

В принципе согласен с мнением автора, хватит беспричинно хейтить "Беседку". Почему то все вопят о том что компания скатилась, но никто конкретно не говорит почему они так считают. Однако стоит понимать чет Bethesda тоже не ангелы. Взять тот же Fallout 76, который на старте был настолько забагованным, что просто отказывался запускаться, а если и запускался, то обязательно впечатления портили болванчики в позе T, или не прогружающиеся текстуры. Спорное решение ввести подписку на и без того полумертвую игру, зачем то добавить баттл-рояль (ведь их так мало в игровой индустрии). Как по мне, было бы лучше, если бы Bethesda поступила с 76 так же, как и Square Enix с первой версией FF XIV, которая сейчас является одной из самых популярных MMO в мире, несмотря на то что на старте он была абсолютно унылой и попросту никому не нужной.

Свернуть  1
До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов
08.Sep.2021 в 21:00
konmitnik
2
3

Также в "беседке" очень бесит тот факт, что они как будто забили серию TES, ибо хоть каких-то новостей о 6 части нет, но есть очередное (вроде бы 13 по счету) издание Скайрима, куда просто включили моды. Поэтому хейтить Bethesda просто за то, что они якобы "скатились" не стоит, однако и спускать им все с рук тоже, иначе мы так никогда и не дождемся игры своей мечты от в принципе неплохих игроделов.

До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов
08.Sep.2021 в 14:25
1
3

Так то да

Свернуть  1
До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов

Приятно знать, что вы согласны с нашим мнением)

До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов
07.Sep.2021 в 17:55
2
2

Беседка на фоне остальных "коллег" вообще идеальной кажется))

Свернуть  1
До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов

Хватит хейтить "коллег" "Беседки" :D

До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов