Войти
07.09.2021
62
3771

Хватит хейтить Bethesda

Тодд Говард — одна из самых одиозных личностей мирового геймдева. Чтобы сосчитать количество грехов, в которых его обвиняют, не хватит пальцев на обеих руках и ногах. При этом критика, на мой взгляд, оправдана максимум в половине случаев. Примером для подражания Bethesda, конечно, не назовёшь, но и столько злобы, сколько источают в её адрес все кому не лень, она вряд ли заслуживает.

Предлагаю для начала определиться, кого конкретно хейтят и за что. Как мы уже разбирали в статье по Fallout 76, существует Bethesda-издатель (Softworks) и Bethesda-разработчик (Game Studios, хотя и Softworks до 2002-го этим промышляла), причём у последней полно региональных ответвлений, на которые скидывают задачи разной степени срочности. Всем этим «управляет» Zenimax (которая появилась ради удобства, когда руководители решили отделить творческую сторону процесса от административной), а с недавних пор появился ещё один уровень власти, Microsoft. Говорить мы будем о первых двух компаниях.

Квинтэссенция аргументов против них звучит примерно так: «Раньше студия-издатель была хорошей, а теперь стала плохой! Делает отстойные игры, гонится, как Electronic Arts, только за деньгами, и постоянно нас обманывает!» Пойдём по порядку и постараемся понять, справедливо ли компанию поливают грязью.

Для всех, но не для каждого

Моральные и, что важно, экономические стандарты основной массы «борцов за справедливость» застряли где-то в середине нулевых, а то и дальше. Посади их в кресло управленца более-менее приличной корпорации — она вмиг обанкротится. Почему? Да потому, что видеоигры уже много лет как перестали быть увлечением для гиков и превратились в бизнес, жестокий и бескомпромиссный. Фраза «Эту игру делали фанаты для фанатов» в 2000-м и 2021-м — два абсолютно разных утверждения. Если раньше подобное заявление можно было принимать за чистую монету, то теперь за ним, скорее всего, стоит некое но. Это но обычно в добровольно-принудительном порядке навязывает издатель: «Сроки поджимают, поэтому давайте полностью вырежем эту главу, продадим её как DLC, а в релизную версию вкрутим донат!» Даниэль Вавра, один из создателей Mafia: The City of Lost Heaven, в подвыпившем состоянии как-то прошёлся по ремейку. В посте на Facebook он высмеял обилие красных бочек и противников, которыми Hangar 13 якобы заменили иммерсивность и «душу», свойственные оригиналу (позже высказывания пропали, но интернет всё помнит). Мем смешной, а ситуация правда страшная: аудитория раскалывается, так как ньюфагов становится всё больше, а завлекать надо всех — и детей, и домохозяек, и офисных работников. Все они имеют собственные, часто противоречащие друг другу потребности, а ведь и «олды» никуда не делись — им подавай то, к чему они привыкли, только лучше. Учесть столько мнений в одной видеоигре теоретически невозможно, поэтому и индустрия бросается в крайности.

Из свежих релизов отличным примером служит Tormented Souls — дань уважения survival horror’ам от инди-студии из 15 чилийцев. Дух Resident Evil и Silent Hill они передали прекрасно, но в техническом плане… Скажем так, игроку нужно самому себя заставлять делать игре поблажки. Пока высокополигональные Леон, Клэр и Джилл радуют прежде всего глаз, от злоключений Каролины Уокер сводит олдскулы. А вот на кого такое нацелено — другой вопрос.

Причём тут Bethesda? Всё просто: им мастерски удаётся усидеть на двух стульях, причём неважно, говорим мы про издательское или игродельческое отделение. Оба радуют проектами на любой вкус благодаря разносторонней направленности внутренних студий. Они не всегда вызывают одинаковые эмоции, но это только подтверждает теорию. Яростное противостояние фанатов DOOM и DOOM: Eternal, восторг, полученный от Prey одними, и возмущение в отзывах тех, кто совсем в неё не въехал — вот он, охват всех аудиторий сразу!

Лукавят, но не врут

Аргумент про качество игр ещё занятнее. Посмотрим на средние показатели с Metacritic. Начиная с 2002 года, из всех проектов, выпущенных Bethesda Game Studios, только три имеют меньше 84 баллов — это The Elder Scrolls: Blades, Fallout Shelter и многострадальный Fallout 76. Bethesda Softworks же как разработчик, напротив, с 1989-го порадовала считанными успешными у игровых изданий тайтлами: тремя The Elder Scrolls (две номерные и Redguard в стиле Tomb Raider), «Терминатором» с закосом под Doom да серией Wayne Gretzky Hockey. Сомневаюсь, что наш «обобщённый» критик имел в виду именно их, говоря о великом прошлом «“Беседки”, которую мы потеряли».

К слову, Terminator: Future Shock была первым продюсерским опытом сами знаете кого

Стараясь гнуть свою линию, Тодд Говард и компания приняли несколько спорных решений — в том числе перевести Fallout из изометрии в 3D с камерой от первого лица. Кстати, в очередной раз напоминаю, что без их участия серия прозябала бы сейчас где-нибудь в одном ряду с Legacy of Kain и Dino Crisis, но да ладно! «Тру фанаты» постапокалипсиса всё равно оказались недовольны, остальные это недовольство подхватили, и каждый новый «Фолыч» (кроме, может, New Vegas) подливал масла в огонь костра, на котором собирались сжечь неугодных сообществу игроделов. Последней каплей для многих стал как раз Fallout 76 — к тому моменту уже почти весь мир следил за «этой фирмой, которая из чего угодно сделает TES с багами». Да, игру ещё долго будут ассоциировать с одним из худших стартов продаж в истории, да, подписка Fallout 1st пока вряд ли себя оправдывает (особенно по российской региональной цене), но разве это не уравновешивается многочасовыми бесплатными DLC и тем, что на проект в современных реалиях не забили? Раз за разом мы видим, как гиганты индустрии раскручивают продукт, а поддерживать как будто и не планируют — и именно тот факт, что «76-й» жив уже почти три года, причём без выклянчивания денег у покупателей, заставляет задуматься: а стоит ли грести «Беседку» под ту же гребёнку? На её месте условная EA просто незаметно прикрыла бы сервера.

Компания Говарда посвятила экспериментам с микротранзакциями те свои продукты, которые лучше всего для них подходят, вместо того, чтобы маскировать pay-to-win, как, например, Square и Ubisoft. Вспомните наборы Praxis в Deus Ex: Mankind Divided и ускорители опыта в Odyssey: вы покупали игру, чтобы в неё играть, а затем издатель предлагал доплатить, чтобы вы могли пройти её быстрее, то есть играть меньше! Ни в трёхмерных «Фоллаутах», ни тем более в одиночных частях TES такой схемой и не пахнет.

Рыбак рыбака

Самый очевидный признак того, что компания шла верной дорогой и достойна как минимум уважения — её покупка Microsoft, активно развивающей игровое подразделение. Сделка сыграла на руку обоим её участникам, ведь одни получили финансовую стабильность, а другие — сразу несколько талантливых команд, годами набиравшихся опыта бок о бок друг с другом. Даже в средненькой Wolfenstein: Youngblood над лором покорпели как следует — на помощь пришли Arkane, которых хлебом не корми, дай только историю каждой кружки прописать. Bethesda как издатель довольно часто принимала неверные и чересчур радикальные решения, теперь же, на пару с намного более опытными коллегами, до мирового признания в позитивном ключе рукой подать. Только представьте, на что способны id Software, MachineGames и Tango Gameworks с деньгами!

Не спешите вторить любому мнению в интернете, в том числе самому заплюсованному. Да, «Беседка» часто обещает больше, чем может сразу выполнить (сразу, подчеркну!), страдает от собственных амбиций, но стабильно зарабатывает, обрастает внутренними студиями и инвесторами и подаёт всему игровому миру гордый пример: оставаться на плаву, идя напролом против течения, возможно!

Роман Машинский
До сих пор играет в Fallout 4
почитать еще
комментарии 62
25.Aug.2022 в 13:20
0
0

Правильно, надо не хейтить, а покупать больше версий Скайрима!

Свернуть  1
До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов
25.Aug.2022 в 13:26
M1k0L
1
0

Весь "Скайрим" на "Гейбсторе" уже раскупили, Тодд явно доволен)

До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов
02.Jul.2022 в 19:18
0
1

Bethezda делает прекрасные игры)

Свернуть  1
До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов

Хочется верить, что так оно и будет дальше :)

До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов
25.Sep.2021 в 17:31
1
0

Провел в 4фолыче 150 часов, закрыл все миссии и длс. Обожаю эту игру.

Свернуть  1
До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов
1
0

А сколько часов геймплея ждёт в сюжетных модах.. :)

До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов

Ну не знаю. Я особо никогда не хейтил беседку, но все эти завывания "Купи Скайрим", давно ставшие мемом, порядком поднадоели(сколько можно пинать труп игры, выпущенной аж 10 лет назад). Да и фолыч 76 выдался довольно провальным судя по мнению большинства.

 7
До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов
12.Sep.2021 в 15:44
1
1

Эта скотина заслуживает только смерти и вы кстати тоже, ГДЕ МОЙ АРКАНУМ?!

 10
До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов