Внимание: это пользовательский материал, победивший в конкурсе статей. Мнение автора может отличаться от мнения администрации сайта.
Беспощадная беготня по локациям туда-обратно, жестокий пиксель-хантинг, временами доведённые до абсурда головоломки, настойчивые попытки пройти локацию собственными силами, в конечном счёте оканчивающиеся гуглом текстового walkthrough… Если по вашей щеке (как и по моей, будем честны) в тот же миг прокатилась «скупая мужская слеза» от одних только воспоминаний по геймплею Syberia, Broken Sword или Grim Fandango, то мы однозначно сейчас на одной волне.
Эта колонка посвящена не только нашумевшей классике мира point-n-click-квестов за последний десяток лет, но также затрагивает малоизвестные добротные адвенчуры, затерявшиеся под наплывом популярности громких проектов. Готовы вспомнить, как часами застревали на локации и не понимали, что происходит? Тогда поехали!
Серия игр Syberia (2002-2022) и творчество Б. Сокаля
Брюссельский художник и автор комиксов Бенуа Сокаль, под непосредственным руководством которого в свет вышли все игры Syberia, занимает отдельное место в наших сердечках и по сей день. Именно эта серия игр — вернее сказать, оригинальная дилогия — запомнилась многим любителям приключений за неповторимый сюжет, восхитительные атмосферу и музыку, достойные внимания головоломки и, конечно же, главных персонажей.
После выхода Syberia в мире ещё сильнее заиграл красками жанр квестовых point-n-click-игр. А вы как, захотели «вспомнить молодость» и перепройти данный шедевр? Впрочем, не спешите так сильно — быть может, вас заинтересует и самое первое компьютерное творение Б. Сокаля.
Проект писателя, высоко оценённый на фестивале Imagina и получивший премию PixelINA Award, носит название Amerzone. Игра была выпущена в 1999 году компанией Microïds и повествовала о безымянном журналисте, пытавшемся спасти вымирающий род птиц на загадочном острове Амерзон.
Приключение-квест с видом от первого лица — к слову, сравниваемый с соседом по жанру под названием Myst — включал в себя панорамные экраны, которые игрок мог поворачивать для изучения мира и взаимодействия с предметами, а также функцию управления ресурсами на гидрофлоте. Вместе с тем в 2014 году игра была портирована на мобильные устройства с дополненной опцией в виде системы подсказок и переработанными головоломками. В целом критики оценили игру положительно за живописный на то время визуал, высокое качество видеовставок и проработанный сюжет.
Однако Amerzone, ставшая большим хитом во Франции и набравшая к 2007 году более миллиона продаж, в России так и не обзавелась достаточной известностью. Похожую участь постигли и другие адвенчуры Б. Сокаля — Paradise (2006), Sinking Island (2007) и Nikopol: Secrets of the Immortals (2008).
Последняя, попутно отметим, вышла вполне уникальной и запоминающейся по сеттингу, но неоднозначной с точки зрения реализации игрового процесса. Несмотря на смешанный рейтинг квеста и проблемы с технической стороны, мы всё же рекомендуем обратить внимание на этот самобытный проект, особенно если в распоряжении есть 3-4 часа свободного времени и интерес к комиксам.
Серия игр Broken Sword (1996-2014)
Вне всякого сомнения, поинт-н-клики не ограничиваются лишь творчеством Б. Сокаля. Broken Sword — в народе просто «Сломанный меч» — такой же яркий представитель игровой индустрии квестов. Первая игра серии (Broken Sword: The Shadow of the Templars) была выпущена компанией Revolution Software в 1996 году. Сюжет игры донельзя тривиален: обычный американский турист Джордж Стоббарт в мгновение ока становится свидетелем убийства и начинает собственное расследование. На помощь герою в этом закрученном деле приходит смелая французская фотожурналистка Николь Коллар.
За взаимоотношениями и улётными авантюрами протагонистов игроки могут наблюдать и в следующих частях серии — The Smoking Mirror (1997), The Sleeping Dragon (2003), The Angel of Death (2006) и относительно недавним сиквелом в двух эпизодах The Serpent's Curse (2013-2014).
«Сломанный меч» полюбился нам как за юмор, так и за различные фишки: здесь возможна и смерть героя (в таком случае придётся играть от последнего сохранения), и выбирать различные варианты ответов в диалогах, и «надоедать козлу». Претерпевшая изменения 2D-графика переносит нас в мир 3D уже с третьей игры, а критики то и дело хвалят оригинальную трилогию за сюжет, сложность головоломок, художественное оформление, озвучку и незабываемые эмоции после прохождения. Чего бы нам, обычным любителям пораскинуть мозгами вечерком, могло бы не хватать в адвенчуре? Конечно же, истории любви! Но и этого здесь, как говорится, имеется.
Что мы всё о классике да о классике, спросите вы. Все ведь и так не понаслышке знают о «Сайберии» и «Сломанном мече», на долгие времена закрепивших за собой почётное звание «Лучший квест». И окажетесь абсолютно правы, но ведь нельзя просто взять и забыть об этих «золотых» point-n-click-хитах, в том числе о Full Throttle (1995) и Grim Fandango (1998), ремастеры которых «выстрелили» на ура. Частично мы уже рассказывали о «Полном газе» и «Мрачном Фанданго» в двух других статьях нашего блога — здесь и здесь — поэтому заострять внимание на них сейчас не будем. Лучше поговорим о проектах, зачастую покрытых тонким мраком неизвестности, но всё же имеющих своеобразный потенциал.
Yesterday (2012) и Yesterday: Origins (2016)
Триллерная адвенчура в жанре квест Yesterday (иначе — Y: The John Yesterday Files) увидела свет в 2012 году благодаря студии Péndulo Studios. Испанская компания, в свою очередь, до выхода «Вчера» подарила нам крышесносное (в хорошем смысле) приключение в виде трилогии Runaway — как всегда в своей уникальной визуальной стилистике, но уже с куда большим количеством юмора.
События Yesterday переплетаются с судьбой человека по имени Джон и фамилии, никогда не догадаетесь… Yesterday. По сюжету героя нанимают для расследования убийств бездомных в Нью-Йорке, но всё оказывается гораздо запутаннее и сложнее, чем кажется на первый взгляд.
Квест получил смешанные отзывы, однако геймеры в первую очередь отметили интригующую историю, отлично проработанные диалоги и закадровые юморные вставки, не дающие заскучать во время прохождения. Разработчики не скупились на пасхалки к своим прошлым играм, чем положительно повлияли на любителей находить отсылки везде и во всём.
Забавный факт: для ру-сегмента разработчики переименовали игру
в Yesterday: Mark of Lucifer, дабы попытаться привлечь внимание геймеров к сатанинской тематике. Зачем, а главное на#%я? Остаётся загадкой.
Сиквел Yesterday: Origins был выпущен в сентябре 2016 года и являлся, как ни странно, одновременно и прямым его приквелом. Очередное приключение совмещает в себе и триллер, и детектив, и даже оккультизм. Да, чёрный юмор здесь тоже присутствует, без него ребята из Péndulo Studios были бы сами не свои.
Вторая часть повествует всё о том же главном герое Джоне, тем не менее, теперь доля внимания уделяется и его девушке — Паулине. Вместе возлюбленные пытаются разгадать тайну бессмертия Джона, а мы тем временем мечемся между двумя временными линиями — событиями, произошедшими много веков назад, когда Джон ещё был смертным, и современным миром.
Péndulo Studios в этот раз старалась создать квест на порядок сложнее и длиннее, чем ряд своих предыдущих проектов. Приключение по итогу понравилось далеко не всем — квест вновь получил смешанные отзывы. Игроки же похвалили адвенчуру за дух «старой школы», подачу истории, графику в комиксовом стиле и оригинальные загадки. Часть геймеров посчитала, что сиквел/приквел выдался даже лучше, чем первая часть. А вы как думаете? Поделитесь в комментариях, если имели дело с бессмертием Джона.
1954 Alcatraz (2014)
Ещё одна представительница квестовых адвенчур под названием 1954 Alcatraz сразу же завлекает атмосферой знаменитой тюрьмы Алькатрас. Нуарная повесть о любви, предательстве, денежных манипуляциях, жизни и смерти не оставляет игрока без эмоций: тут интриг и расследований на квадратный метр чуть ли не пуще, чем в «Санта-Барбаре». Поиграть же удастся за двух персонажей — отбывающего наказание Джо и его супругу Кристин.
Разработчики из Daedalic Entertainment наделили квест несколькими концовками и недетским сюжетом, а некоторые игроки даже назвали игру «младшим братом» «Депонии» (Deponia, 2012) — признанную во всём мире фантастическую историю любви в стиле мультяшного поинт-н-клика.
Об играх «ветеранов» из компании Daedalic, на самом деле, можно говорить вечно — не зря их прозвали одним из лидеров двумерных квестов нашего поколения. Помимо «Депонии» и 1954 Alcatraz, они создали ряд неповторимых вселенных и оригинальных игр, таких как Edna & Harvey: The Breakout (2008), The Whispered World (2009), A New Beginning (2010), The Night of the Rabbit (2013), Anna's Quest (2015). Ребята постарались и даже превратили настольную ролевую игру The Dark Eye в очередной квест, наименовав его The Dark Eye: Chains of Satinav (2012) и даже издав сиквел The Dark Eye: Memoria (2013).
Dead Synchronicity: Tomorrow Comes Today (2015)
В 2015 году даедалики выступили в роли издателя для проекта Dead Synchronicity: Tomorrow Comes Today компании Fictiorama Studios. Игра появилась благодаря платформе Kickstarter и отличалась необычным апокалиптическим сеттингом. Игрок управляет персонажем по имени Майкл, амнезиаком, который просыпается в мире, где многие люди страдают неизлечимой болезнью. По сюжету герой исследует местность, пытаясь разобраться в том, что происходит на самом деле, но постоянно сталкивается со странными видениями и снами, затуманивающими его разум и потихоньку сводящими его с ума.
Квест-антиутопия получил в основном положительные отзывы. Геймеры наравне с критиками отметили отлично переданную атмосферу безысходности после «конца света», глубокий суровый сюжет, множество локаций и сложные квестовые загадки.
Игры от студии phoenix online studios
Пока мы ждём очередного шедевра от гениальных немцев, вкратце расскажем о паре-тройке поинт-н-кликов студии Phoenix Online Studios. Разработчики «Феникса» специализируются в основном на интерактивных адвенчурах и мобильных играх.
В список известных выпущенных игр компании входят:
- мрачный детектив в стиле времён 1930-х годов США Face Noir (2013) о сыщике Джеке Дель Неро;
- непродолжительная кинематографичная sci-fi-история Morningstar: Descent to Deadrock (2015) о крушении корабля на планете пришельцев;
- эпизодический графический квест Cognition: An Erica Reed Thriller (2013), рассказывающий об агенте ФБР Эрике Рид и её сверхъестественном таланте видеть прошлое;
- и классическое приключение-триллер Moebius: Empire Rising (2014) о торговце антиквариатом с фантастическим даром устанавливать исторические связи.
Совместно с американскими девелоперами из Pinkerton Road Studio фениксы сотворили ремастер приключенческой игры о Габриэле Найте 1993 года, выпустив в 2014 году Gabriel Knight: Sins of the Fathers 20th Anniversary Edition — переработанный, отполированный HD-графикой квест о расследовании одноимённым писателем серии ритуальных убийств в Новом Орлеане.
В общих чертах все детища Phoenix Online Studios были оценены игроками положительно: где-то за старый добрый геймплей 90-х, где-то — за крутой выделяющийся сюжет и приятные саундтреки, а также за нестандартность и уровень головоломок.
И напоследок…
Конечно, всех поинт-н-кликов/квестов в пределы одной статьи впихнуть невозможно. Да и сам по себе жанр, к сожалению, уже давно считается устаревшим, с каждым годом всё больше теряясь на фоне современных ААА-игр. В то же время на радость квестоманам разработчики стали чаще привносить второе дыхание в классические игры, полюбившиеся многим ещё с детства, клепая ремастеры и выпуская версии с подзаголовком Director's Cut. Нам же лишь остаётся надеяться, что в будущем выйдет какой-нибудь новый качественный ремейк или абсолютно новый шедевр, и мы снова прочувствуем весь неповторимый вайб геймплея «укажи и щёлкни». А вы напоследок расскажите, какой квест всецело и намертво запал в душу вам и не отпускает по сей день.
Если честно, у меня при воспоминании о любимых квестах бегут слезы не ностальгии, а как у дедушки в мемах, который улыбается, но на самом деле по глазам видно, что плачет. Я бы очень хотел чтобы квесты были не квестами по жанру, ведь в них зачастую отличные история, персонажи, визуал и музыка, но геймплей... Я правда не понимаю, как можно любить этот мазохизм, когда вся сложность в том, чтобы вылупить глаза и все заметить в текстурах, а после ещё догадаться, что было у разработчика в голове, когда он придумывал загадку. Но если отбросить боль от геймплея, то мои любимые квесты это Сибирь и Бесконечное путешествие, а ещё очень нравится Книга ненаписанных историй за юмор и веселые динамичные загадки, хочу в нее поиграть ещё разок когда нибудь, спасибо за статью и напоминание :)
The Longest Journey мне тоже понравилась, хотя познакомился с ней всего года 3 назад. Прошел с удовольствием всю трилогию :)
Конец истории меня слегка разочаровал, но все равно было приятно побегать по такой по современному красивой Аркадии и Старку)
Из всех трех частей мне больше всего первая (которая именно квест) и понравилась) Но тут, наверное, дело в том, что мир был абсолютно новый и непривычный, поэтому и изучать его было интересно, а в продолжениях уже всё как-то привычнее воспринималось и не так удивляло.
Я не особо люблю вообще жанр квест. Но мне нравятся некоторые проекты Daedalic. А из игр в статье прошел всю серию Брокен Сворд. И Всю серию Сибирь. The world Before на отлично зашла. Прям на уровне первых частей. Вышло намного лушче посредственной 3 части)
Соглашусь
Квесты сейчас, в современных реалиях, уже выглядят как побочный жанр. Увесисто они смотрелись много лет назад, когда игровая индустрия только протаптывала дорожку в мир