Лето. Жарко. По крайней мере, у меня дома, пока я пишу эту статью — вас она может застать в дождливое утро или забористую метель. В любом случае речь не о погоде, просто именно сейчас я поймал себя на одной мысли: для меня сезон отпусков, когда на рынке игр, как правило, затишье, связан с новыми открытиями. На безрыбье нет-нет да и откопаешь в разделе «Похожее» или у кураторов Steam какой-нибудь проект, о котором слышишь первый раз, решишь запустить от нечего делать… и поразишься, как это великолепие прошло мимо тебя. Сегодня я поделюсь с вами собственным списком таких находок. Одни из них не так знамениты из-за отсутствия бюджета на раскрутку, других затмили конкуренты с громкими именами, третьи вообще чуть ли не старше нас с вами и успели позабыться. Несмотря на это, все они запускаются без проблем и играются с удовольствием!
Someday You’ll Return
Ближайшие аналоги: Resident Evil VII, The Beast Inside
Вкратце игру можно описать как «горе-отец против зомби-пионеров». Заинтригованы? Познакомиться с Someday меня побудили необычайной красоты скриншоты, тем более я сам бывал в национальных парках Чехии и знаю, какие виды там открываются. Видел даже прототип лестницы на Высокий Хротгар из Скайрима. Визуал действительно впечатляет, особенно с учётом того, что это инди-хоррор. При этом я не насчитал в нём ни одного неуместного скримера: пугают здесь атмосферой, шизоидным самокопанием протагониста и ощущением, что в лесу вместе с тобой кто-то есть.
Главная же геймплейная фишка игры — мастерски преподнесённые головоломки на любой вкус. Самый сложный пазл из «Резика» не сравнится со здешним задачками! Сделаны они так, чтобы исключить «угадайку», но если самую малость пошевелить мозгами, то испытываешь буквально прозрение: «Как я раньше не видел очевидного?» И так почти каждый раз. Мало где гордость за собственную сообразительность превосходит затраченные усилия, и это как раз тот случай. Someday You’ll Return — проработанное психологическое приключение на 20 (!) часов для любителей поломать голову и пощекотать нервы.
Heaven’s Vault
Ближайшие аналоги: Outer Wilds, «Мор»
Студия Inkle сделала себе имя на текстовых квестах, у неё даже свой движок под это дело имеется (очень простой в освоении, так что если в вас умирает сценарист, то вы знаете, что делать). Ещё на планшете я дико горел с хардкорной Sorcery!, где тебя наказывают за каждый неверный поступок. Heaven’s Vault — шаг вперёд, её жанр я бы описал как симулятор археолога-лингвиста: вместе с главной героиней мы исследуем покинутые руины разбросанных по миру лун, ищем артефакты и пытаемся восстановить древний язык. Он строится на графических ассоциациях: начав с лёгких иероглифов типа «человек» и «река», вы сами не заметите, как начнёте угадывать смысл целых предложений.
Грамотная расшифровка поможет понять, почему 350 лет назад развалилась великая империя и что будет с новым миром. Почитать здесь придётся немало, но, в отличие от прошлых проектов разработчиков, это уже полноценная адвенчура со стильной рисовкой, завораживающими видами и интересным лором, объединяющим восточные мотивы, роботов и цикличный конец света. Настоящий подарок для желающих проверить свои знания английского и языковой интеллект.
Blacksad: Under the Skin
Ближайшие аналоги: The Wolf Among Us, L.A. Noire
Блэксэд — не такой уж малоизвестный персонаж. Про его детективные приключения написано несколько томов нуарных комиксов, где человекоподобные животные погрязают в криминальных делах. Чёрный кот — эдакий Макс Пейн от мира природы: потрёпанный жизнью вечно мрачный профессионал с принципами. Завязка сюжета стандартна, мы получаем с виду простой заказ, который в итоге выводит нас на коррумпированных чиновников, воротил преступного мира, химиков-маньяков и других неприятных типов.
Геймплейно Under the Skin — это «Telltale, который мы заслужили». Здесь есть прокачка отношений с персонажами («Клементина это запомнит»), QTE, немного point-and-click’а. На релизе у игры были технические проблемы, но со временем их поправили, и сейчас детектив способен подарить полтора десятка часов нелинейного игрового опыта, наполненного шокирующими твистами.
Terminator: Resistance
Ближайшие аналоги: Fallout 4, Metro 2033, The Last of Us
Что может получиться у студии средней руки, если ей поручить игру по одной из самых печально известных в этой сфере франшиз? В ответ на этот вопрос я иронично усмехнулся и скачал Resistance с целью посмеяться пару часов и оформить возврат. Каково же было моё удивление, когда я прошёл её запоем за несколько дней! Такое ощущение, что авторы «Терминатора» трезво оценили свои перспективы, не стали прыгать выше головы и просто позаимствовали из популярных игр то, за что их любят. Вы с лёгкостью узнаете, откуда здесь перекочевали механики взлома, крафта и многое другое — мини-игру из первой Mass Effect и ту особо не замаскировывали! Причём в данном случае это только к лучшему, ведь сеттинг франшизы очень схож с другими постапокалиптическими тайтлами. Вышел отличный то ли мод, то ли кроссовер, то ли вариация на тему на движке Unreal Engine 4.
Расстраивает только, что игрожуры заведомо отнеслись к Resistance как к проходняку. «Шестёрки» и даже «пятёрки» могут вас отпугнуть, но поверьте: если вы любите трёхмерные «Фоллауты» и «Метро» Глуховского, тут точно есть к чему присмотреться.
Phantasmagoria
Ближайшие аналоги: The Dark Pictures: Little Hope, Full Throttle
Девяностые были золотой эпохой квестов: игроки ломали головы над хитрыми задачками и часами занимались пиксель-хантингом, а сам жанр в это время развивался и обрастал различными ответвлениями. Одним из них были игры в стиле Full Motion Video — прототипы современного интерактивного кино. Актёров снимали на камеру, оцифровывали и помещали в двухмерные рисованные уровни. И знаете, в этом до сих пор что-то есть! Когда я играл в «Фантасмагорию», то как будто осваивал новый жанр, который мог существовать только тогда.
Игра с учётом технологий того времени была огромной и занимала целых семь дисков. Ровно столько в ней и глав — они повествуют о том, как популярная писательница и её муж-фотограф переезжают в криповатый особняк и день за днём сходят с ума. Точнее, крыша едет в основном у супруга, а героиня пытается раскрыть леденящие душу тайны этого места. Атмосфера здесь во всех смыслах сумасшедшая — и само поместье, и ближайший городок населяют донельзя эксцентричные персонажи, а под конец, когда можно проиграть, экрану Game Over предшествуют сцены прямиком из низкобюджетных хорроров: лопающиеся фальшивые головы, галлоны кровищи и всё то, что бы сейчас точно запретили в Германии и Австралии.
Gorogoa
Ближайшие аналоги: нет
Одна из самых упоротых игр на моей памяти. Gorogoa предлагает поистине психоделический опыт, где надо ещё и думать. Игровой процесс целиком и полностью посвящён искажению понятия «пространство» — предметы из картин и фресок переходят в реальный мир, затем обратно, а потом фреской становишься сам ты. В мозгу что-то ломается, но ощущения отличные. Если не хотите покупать, посмотрите хотя бы видеопрохождение без комментариев, уверен, непременно оцените.
Return of the Obra Dinn
Ближайшие аналоги: детективные романы
Все вы наверняка знаете Papers, Please от Лукаса Поупа — игра завоевала сердца геймеров благодаря простому, но напряжённому геймплею и необычному сеттингу, где мы выступали в качестве пограничника. Это не единственный проект автора: монохромная Return of the Obra Dinn отправляет нас на заброшенный корабль начала XIX века. Задача игрока — при помощи мистического амулета выяснить, каким образом лишились жизни либо пропали без вести вообще все пассажиры судна. Геймплей строится на исследовании статичных, но при этом до жути насыщенных событиями сцен: на одной матросы играют в карты, на другой их уже пожирают морские демоны. Чтобы восстановить, кто есть кто, и распутать клубок интриг, вам придётся применить логику, внимательность и знание мореходных обычаев того времени, например, привычку французов носить тельняшки.
Отдельного внимания достоин саундтрек: с ним диорамы играют новыми красками (в однобитной-то игре), а по коже бегут мурашки.
Parasite Eve
Ближайшие аналоги: Resident Evil 3, Resonance of Fate
Небольшое консольное отступление! Как и Silent Hill, серия Parasite Eve уже довольно долго находится, так сказать, в стазисе: о новых частях ничего не слышно, а цивилизованному миру хватает ремастеров Resident Evil. На самом деле, сравнения с хитом Capcom условны, так как провести точную параллель с геймплеем «Евы» достаточно трудно. Боёвка совмещает классическую JRPG’шную систему Active Time Battle и позиционирование в реальном времени. Освоить сложновато, в первых боях разбегаются и глаза, и пальцы, зато в конце вы так прокачаете мелкую моторику, что сможете побеждать рядовых мутантов, не получая урона.
Игра вышла в ещё одну славную эпоху — релиз пришёлся на пик популярности survival horror’ов. Разработчики Parasite Eve решили взять одноимённый роман и продолжить его сюжет, рассказав о заражении Нью-Йорка неизвестной инфекцией. В результате многие формы жизни превращаются в отвратительных существ (CGI-сцены вызывают жуткие чувства даже сейчас), а Айя, обычная сотрудница полиции, оказывается втянута в разборки с самой эволюцией. В итоге перед нами смесь ужастика, японской ролевой игры и экшена — веский повод научиться пользоваться эмулятором PS1!
OST здесь тоже цепляет: редкий случай, когда трек из игры не грех добавить в плейлист любимого музыкального сервиса.
Call of the Sea
Ближайшие аналоги: The Witness, What Remains of Edith Finch
И снова пример, когда головоломки сложнее среднего выводят привычный жанр на новый уровень. Первое время Call of the Sea — типичный симулятор ходьбы. Дама рассуждает о пропавшем муже, отношениях, своей болезни, а в это время нас потчуют потрясными тропическими пейзажами. Первую загадку решить тоже не составляет труда: побродил по лесу, нашёл указатели — и готово. Именно в этот момент игра выдаёт такую дозу мистики, сюжетных подробностей и деталей, что дух захватывает. «График» усложнения головоломок примерно такой же, как в первой игре этой подборки: каждый пазл строится на чём-то своём — от тайминга до ориентирования на местности. Сценарий не отстаёт: мифы тихоокеанских народов обретают жизнь прямо на глазах у игрока. Подсказки дают минимальные, но, опять же, тем большее удовлетворение приносит продвижение в глубины острова.
Shantae: Half-Genie Hero
Ближайшие аналоги: Super Meat Boy, Ori and the Blind Forest
Я долгое время не понимал двух вещей: почему платформеры такие сложные и зачем в метроидваниях столько бэктрекинга. К тому, что обе вещи могут приносить удовольствие, меня приучила именно Шанте. Half-Genie Hero, наверное, самая лёгкая часть серии — уже во второй половине завалить вас станет математически невозможно благодаря невообразимому количеству сердечек. Тем лучше, на мой взгляд, она подходит для знакомства с реалиями жанра. По мере прохождения в городе-хабе появляются новые торговцы, а найденные в одних локациях предметы и умения открывают дополнительных проходы в других. Словом, абсолютно ненапряжная беготня туда-сюда с юморными диалогами и под зажигательную электронную музыку с арабскими гармониями. Шик!
Deadly Premonition
Ближайшие аналоги: Alan Wake (сюжет), Grand Theft Auto III (техническое исполнение)
В заключение самый шедевральный и самобытный проект, с которым мне довелось столкнуться. К Deadly Premonition не может быть нейтрального отношения — одни критики ставили ей десять баллов, другие — кол. Я солидарен и с теми и с другими: игра дарит столько же поводов её ненавидеть, сколько и влюбиться по уши.
Суть такова: в американской глубинке происходит зверское ритуальное убийство. Это дело поручают агенту ФБР, специалисту по таким преступлениям. Однако он и сам не совсем в себе — у Йорка есть воображаемый друг Зак, и до самых титров непонятно, сюжетный это ход или пресловутое разрушение «четвёртой стены». Дальше — больше: после недолгого вступления, в котором почему-то появляются зомби, мы отправляемся исследовать город. Это, возможно, самый иммерсивный опыт, что мне дарили видеоигры. У каждого жителя своё расписание и цепочка заданий, совершенно необязательных, но проливающих свет на ценные лорные детали. Ну а вишенкой на торте в какой-то момент становится осознание того, что всё население Гринвейла на самом деле с приветом. Несмотря на рекордное количество технических проблем, я с упоением прошёл Deadly Premonition на нескольких платформах (оказывается, игры на Switch тоже умеют крашиться!), а теперь терпеливо жду, пока сиквел доберётся до ПК.
Что-то я затянул! Обычно материалы получаются компактнее, а тут ещё от нескольких позиций пришлось отказаться. Как бы то ни было, буду рад, если хотя бы одна игра из списка вам приглянётся, и призываю делиться в комментариях своими находками, поднимем уровень геймерской эрудиции наших читателей!
За Фантасмогорию, Parasite Eve И Deadly Premonition Уважение огромное. Но вот Примонишн вещь можно назвать гениальной, если бы не геймплей скучный. Но вот сама атмсофера, сюжета.... Все безумно и гениально в хорошем смысле слово. почти как Твин Пикс в мире игр. Кстати, на Твин Пикс там есть отсылки))
Если в игре или любой другой сфере есть гипертекстуальность (отсылки, читаемые или не очень очевидные), то это уже хороший проект, я считаю, а не пустышка :)
ох какая интересная статья! Аж прям очень зашло! Даже себе в избранное скинул в ВК, чтобы не потерять и всегда смог зайти, чтобы поиграть во что-то новое
То чувство, когда ты смотришь на часть этих игр, в их всех называют либо мусором, либо проходником)...
Статья интересная, но как по мне если не во что играть, играйте в стратегии????
Не для всех работает. На многих этот жанр нагоняет скуку. А когда нечего делать, а жанр душит дополнительно, это не вариант, как мне кажется)
Наверняка у каждого из нас есть какая-то нейтральная игрушка в рукаве, которая всегда придёт на помощь в ситуации, когда ну совсем не во что играть.
Я в сессионках спасаюсь от такого, например.
Сам не ожидал тут увидеть. В детстве очень эта игрушка нравилась, хоть ни разу так и не прошел. А пугала похлеще первых трех "Резидентов". По крайней мере, меня)
Отличный список, спасибо! За большей частью из подборки чутка следил, но ни во что пока так и не поиграл. Ближе всех к установке и запуску Blacksad - даже уже куплен. И комиксы про него хороши. Это я говорю как человек, который большую часть жизни относился к комиксам с пренебрежением. Но потом со мной случились Blacksad и Fables. И теперь я готов признать свою неправоту. Комиксы вполне могут быть классными.
А я вот, наоборот, в детстве очень любил комиксы, а потом как-то к ним охладел, что ли) Но в любом случае согласен, что среди них есть очень крутые штуки!