Войти
30.04.2022
49
5511

Несправедливо забытые жанры

Время бежит с невероятной скоростью. Вчерашние хиты сегодня стали либо покрытыми пылью окаменелостями, либо всеобщей классикой. Увы, но первый исход событий происходит гораздо чаще. Что уж тут говорить, порой даже целые жанры могут легко оказаться на обочине истории. Именно о таких случаях вопиющей несправедливости мы вам сейчас и напомним. Часто ли вы видите крупных представителей, например, RTS? А давно ли вы показывали мастерство в борьбе за господство в уличных гонках? Вот и мы о том же… Давайте же почтим память некогда популярных жанров, которые сейчас, увы, не имеют и толики того величия, что было когда-то. Разминайте олдскулы, дабы избежать травмы челюстно-лицевого сустава. Сейчас их будет сильно сводить.

Стратегии в реальном времени

Command & Conquer: Red Alert 3

Давно чувствовали себя настоящим полководцем? Причём говорим мы сейчас не о пошаговых стратегиях, в которых вам даётся время подумать. У таковых как раз всё более-менее в порядке. «Цивилизации» до сих пор отнимают у игроков сотни часов жизни, а если и они надоедают, скрасить досуг помогает XCOM. А вот за RTS, в которых решения нужно принимать здесь и сейчас, сегодня по большей части отдувается Creative Assembly, выпуская Total War на любой вкус. Да, представители серии выходят практически каждый год, но разве этого достаточно? Особенно учитывая, что ещё десять лет назад картина в индустрии была совсем иной.

Creative Assembly до сих пор выдают крутые ААА-стратегии

В нулевых и начале десятых практически у каждого большого издателя была собственная серия стратегий в реальном времени. EA радовала фанатов клюквенной Command & Conquer, Blizzard Entertainment выпустила отличную StarCraft 2 и дополнения к ней, Ubisoft тоже старалась удерживать долю на рынке с серией The Settlers. Причём все эти игры зачастую на релизе «шумели» ничуть не тише, чем AAA-экшены и шутеры. Тот же сиквел «Старкрафта» за первый месяц разошёлся тиражом в 4,5 миллиона проданных копий. Сегодня, к сожалению, такие цифры представителям RTS могут только сниться.

Одна из последних заметных стратегий не от авторов Total War — Iron Harvest

За последнее время, кроме, собственно, «Тотальной войны» более-менее заметные RTS можно пересчитать по пальцам одной руки. C 2020-го так и вовсе вспоминаются разве что Iron Harvest и Age of Empires IV. Вот и получается, что любители жанра уже давно сидят на жёсткой диете, лишь раз в год употребляя большую порцию любимого блюда, вынужденно перебиваясь в лучшем случае играми B-категории. Увы, но былого изобилия уже давно нет и совсем не факт, что оно появится вновь. 

Симуляторы бога

Populous — один из первых симуляторов бога

Ещё один почивший стратегический поджанр. Если кто не знает: симулятор бога позволял на себе ощутить, каково это — быть высшим существом, способным влиять на судьбы целых цивилизаций. Одним из популяризаторов жанра в своё время был главный сказочник игровой индустрии Питер Молиньё. Задолго до создания Fable геймдизайнер выпустил Populous — стратегию в реальном времени, в которой не было юнитов в привычном понимании. Нам предлагалось стать неким божеством, ищущим приспешников и набирающим могущество за счёт своеобразных очков веры. Мы могли поощрять жителей планеты, делая ландшафт более благоприятным или же, наоборот, устраивать катаклизмы, чтобы людишки знали о том, что с богами лучше не шутить. Задумка для конца 1980-х была действительно новаторской, а потому и фанатов у жанра набралось немало.

Дебютный трейлер Black & White

После успеха Populous было ещё много подобных проектов, например, Black & White и Dungeon Keeper, но популярность жанра постепенно сходила на нет. Чистокровных представителей становилось всё меньше. Вместо них появились новые подвиды жанра, в которых имелись базовые идеи Молиньё, но они были либо дополнены новыми механиками, либо полностью пересобраны. Взять, например, ту же серию The Sims. По сути, это всё тот же «симулятор бога», но теперь игроки управляли не целой планетой, а лишь небольшой семьёй (или вовсе одним героем). Мы делали с персонажами всё, что взбредёт в голову, а они и не подозревали о нашем вмешательстве в их жизни.

Point-and-click-квесты

Point-and-click-квесты были на пике популярности в 1990-х. О, эти шедевры Тима Шейфера и LucasArts… Сколько же хвалебных од им было написано... Даже мы не так давно снимали перед ними шляпу, но повторяться не будем. Скажем лишь, что когда-то аудитория очень любила хороший юмор, качественно прописанных персонажей и увлекательные сюжеты. Впрочем, кто виноват в том, что жанр ушёл на покой — вопрос открытый. Но факт есть факт — чистокровные квесты уже давно ушли в инди-сегмент и растеряли былую популярность. Справедливости ради, они эволюционировали и превратились в нечто иное, сохранив при этом некоторые особенности ранних представителей. В первую очередь речь идёт об интерактивных фильмах. Fahrenheit, Heavy Rain, игры от Telltale и SuperMassive Games — все они похожи на старые point-and-click-проекты. Пусть и без былого юмора и головоломок, зато с нелинейными историями и качественной постановкой. Можно ли считать эту замену выгодной? Возможно. Однако иногда берёт невыносимая ностальгия по былым временам.

Текстовые адвенчуры

С Colossal Cave Adventure в 1975 году началась история текстовых квестов

И снова приключения, но уже больше похожие на книги. Текстовые адвенчуры занимали нишу главного источника крутых сюжетов в игровой индустрии до того, как технологи позволили разработчикам снабжать проекты полноценной визуальной составляющей. В конце 1970-х и начале 1980-х реалистичность графики достигалась не за счет мощности видеокарты (пусть и не без этого), а границами воображения геймеров. Чаще всего в текстовых квестах повествование велось от первого лица, что позволяло заметно повысить вовлечение игроков. Вчитываясь в текст, мы сами рисовали в голове невероятные пейзажи и додумывали образы персонажей. Авторы лишь задавали вектор полёта фантазии, стараясь доступно пояснять, что вообще происходит с героями.

Индустрия уже давно стремится к тотальному упрощению, а потому и популярность подобных адвенчур уже вряд ли когда-нибудь вернётся. Согласитесь, мало кому захочется сидеть перед монитором и читать огромные текстовые блоки. Впрочем, сказать, что жанр мёртв полностью, тоже нельзя. Сегодня его представители вполне неплохо чувствуют себя на мобильных устройствах. На Android и iOS есть множество проектов, в которых история разворачивается в рамках переписки. Мы отправляем сообщения персонажам и постепенно раскрываем их мотивы и характеры. Да, былым величием и не пахнет, большие сюжеты с отыгрышем в эти рамки впихнуть крайне сложно, зато, например, триллеры в подобном формате смотрятся весьма интересно.

Уличные гонки

Легенда

Помните, как круто было гонять по ночным улицам в той же Need for Speed: Underground? Мы тоже помним. Теперь назовите хотя бы пару игр про стритрейсинг, которые выходили за последние пять лет. Да, была NFS: Payback, ещё NFS: Heats… А что-нибудь вне рамок великой некогда серии? Можете не ломать голову, таковых больше не было. Сегодня практически полностью за аркадные гонки отдуваются мастера из Playground Games с серией Forza: Horizon, только вот никакой эстетики адреналиновых ночных заездов по переулкам мегаполисов в ней никогда не было. А ведь ещё недавно ситуация была совершенно иная. 

В 2000-х не только Electronic Arts радовала любителей бессмысленного и беспощадного тюнинга. Juiced, Burnout и Midnight Club до сих пор миллионы геймеров вспоминают с теплотой на душе. Да, изначально вся эта романтика была вдохновлена первыми частями «Форсажа», и сейчас все знаковые атрибуты выглядят слегка нелепо, но ведь никто не мешает грамотно переосмыслить жанр. В той же NFS: Hot Pursuit 2011 года не было ни гигантских спойлеров, ни наклеек на авто, ни неоновых подсветок, однако игру любят до сих пор. Обидно, что жанр уличных гонок пытается реанимировать одна лишь EA. Представьте, что было бы, если бы Rockstar Games решились возродить Midnight Club? Разумеется, не в виде кошмарного ремастера (да, да, вы знаете о чём мы). К сожалению, имеем то, что имеем. Остаётся только ждать очередного выпуска «Жажды скорости» и надеяться, что в тот раз всё будет как минимум хорошо.

Call of Duty на колёсах — Split/Second

Не отходя от кассы, помянем ещё один поджанр — экшен-гонки. Да, такой тоже был. Самыми яркими его представителями в своё время были Split/Second, Blur и MotorStorm, выходившая на консолях PlayStation. По сути, это были обычные гонки, но с возможностью делать смертельные подлянки соперникам. Ох, как же было круто подкопить энергии и запустить в опережающего противника огромную шаровую молнию или даже обрушить на него целый небоскрёб, изменив тем самым трассу до неузнаваемости… Жаль, что такого зрелища в гонках мы давно не видели и вряд ли вскоре увидим.

Фантастические спортивные игры

И снова косвенно обратимся к EA. Какая серия сегодня плотно укоренилась на Олимпе спортивных игр? Конечно же, FIFA — симулятор самого популярного вида спорта на планете. К «Фифе» можно относиться по-разному, но факт есть факт — её любят миллионы. Однако есть одно необъяснимое но — попинать мяч можно и в реальной жизни, а, например, в волшебный квиддич с друзьями на площадке не сыграешь. Раньше та же EA это понимала и выпускала видеоигру по мотивам знаменитого соревнования из мира «Гарри Поттера». 

Harry Potter Quidditch World Cup была не единственной фантастической игрой. Когда-то многие издатели экспериментировали и старались делать спортивные игры по самым разным вселенным. Увы, но продолжателей этой традиции осталось не так много. Можно даже сказать, что сегодня за всех отдувается Nintendo, помещая известного итальянского водопроводчика в самые неожиданные условия, например, давая нам возможность сыграть в теннис или поучаствовать в гонках. Жаль, что подобный челлендж доступен лишь обладателем консолей «большой Н». Хотя, фанаты уже начали делать Bloodborne KART… Это, конечно, не Mario Kart, но, согласитесь, что посоревноваться с нечистью Ярнама в умении управлять маленькими машинками тоже весьма неплохо.

Музыкальные игры

Последняя часть основной серии Guitar Hero

Закончим нашу ностальгическую подборку, пожалуй, самым громким (во всех смыслах) почившим нынче жанром. Музыкальные игры в нулевых стабильно мелькали во всех чартах продаж, диски расходились как горячие пирожки, а пластиковые музыкальные инструменты были практически у всех любителей вечеринок. Да, нашу страну эта истерия обошла стороной, но не упомянуть жанр, представители которого легко могли составить конкуренцию таким мастодонтам, как, например, Call of Duty, мы просто не можем. 

Казалось бы, ну идёт в комплекте какая-то непонятная пластиковая гитара с разноцветными кнопками, кому это вообще может быть интересно? А интересно было! Вся суть в том, что те же Guitar Hero и Rocksmith были своеобразной альтернативой опостылевшему многим караоке. Собери компанию друзей, дай кому-нибудь из них «инструмент» и всё — веселье обеспечено. Светлое было время, но сейчас былого величия нет и в помине. «Роксмит» хоть и сохранила чувство веселья, но стала больше обучающим тренажёром для начинающих музыкантов, ибо изначально главной отличительной чертой было то, что для игры требовалась настоящая электрогитара, а не бутафорская. Guitar Hero вовсе пропала с радаров. Теперь нишу заняли такие игры, как Osu! и Beat Saber. Первую сложно назвать компанейской забавой, вторая же требует наличие VR-шлема, который позволить себе могут далеко не все.

Как бы ни было грустно это признавать, большинство жанров из нашего списка, скорее всего, уже не вернут былую популярность. Некоторые представители перекочевали на мобильные устройства, другие переняли особенности иных жанров и стали чем-то новым. Да, чистокровных образчиков упомянутых жанров уже нет, но всё же их наследие живо. Стоит радоваться хотя бы этому. 

А по каким жанрам больше всего тоскуете вы? Не держите в себе ностальгическую боль и делитесь ею в комментариях. Мы вас обязательно поддержим!

Никита Островский
Болеет за настоящий стритрейсинг
почитать еще
комментарии 49
12.Jul.2023 в 00:19
Dbsbbe
24
1
0

У меня олдскулы не свело, потому что я хоть и играл в эти жанры раньше, но уже тогда не особо любил) но многих наверное должно зацепить, у меня есть друг детства, иногда встречаемся, и вот он до сих пор вспоминает старые ртски типа warcraft3 или battle realms, а также нидфорспиды и всякие аркадные гонки, в которые мы мелкие рубились. Была ещё игра называлась "Уличный гонщик" всем двором играли в нее у кого нибудь с компом. Я же больше скучаю по пошаговым играм в духе героев и дисайплс, сейчас такие игры вроде тоже вымирают, даже в Кингс Баунти2 особо играть не хотелось

Свернуть  1
До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов
12.Jul.2023 в 08:18
Dbsbbe
1
0

Ух Герои 3, сколько приятных воспоминаний связано с этой игрой)))

До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов
17.Aug.2022 в 22:56
3
2

NFSU: любим, помним, скорбим x(

Свернуть  2
До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов
18.Aug.2022 в 01:02
Сэм Нюкем
3
2

эх...а саунды там какие топовые;)

До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов
18.Aug.2022 в 19:12
Кирилл П.
3
2

Dx ни в одной другой гонке после NFSMW саундтрек так не цеплял. ну еще в Midnight club LA топ.

До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов
03.Jul.2022 в 18:26
2
2

Вот бы ещё статью с рабочими симуляторами консолей, в Guitar Hero Live бы поиграть, но на ПК её нету, только на плойке :-)

До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов
03.Jul.2022 в 04:48
4
2

Интересно, спасибо

Свернуть  1
До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов
2
2

Не за что :)

До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов
28.Jun.2022 в 15:24
4
3

В принципе разные жанры игр приходилось видеть)

 7
До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов
28.Jun.2022 в 14:05
4
2

Сложно сказать, что некоторые из них позабыты

Свернуть  3
До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов
3
3

Не согласны с автором? Расскажете, почему?)

До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов
28.Jun.2022 в 14:40
Сергей Макеев
6
2

ртс(стратегии в реальном времени) и сейчас выходят, в них играют, кто-то играет в старую добрую классику.
симуляторы бога можно поискать, но сложно.
поинт-клик туева куча игр было выпущенно, и сейчас есть те, кто их выпускают. Я думаю, они всегда будут играбельны

До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов
5
3

Все равно пик популярности тех же RTS'ок уже прошел. Раньше их выпускали крупные именитые студии, это были проекты ААА-уровня. Сейчас если и есть что-то, то скорее ближе к категории В или инди-сектор. Из более-менее такого, что на слуху, "Звездный десант", но до него я даже и не вспомню, когда выходило что-то крупное. Ну, может, только если Total War, но там не чистокровная RTS.

А вот point-and-click крупных за последнее время я тоже не припомню. Может, их и много, но где-нибудь в разделе инди, и они не на слуху. Интерактивные фильмы и симуляторы ходьбы сейчас в большей моде, чем классические квесты.

До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов

Вот это было интересно прочитать, хотя ртс иногда новые выходят

Свернуть  1
До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов

Да, вот недавно только "Звездный десант" вышел. Но все равно RTS'ок сейчас не так много, как в нулевых, а уж тем более от именитых студий(

До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов
26.Jun.2022 в 14:00
4
2

Может на волне переизданий B&W перевыпустят...

Свернуть  1
До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов
3
2

Сейчас настала пора ремейков, так что вполне вероятно

До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов
17.Jun.2022 в 17:55
3
1

Эх а кто ещё помнит Dwarf Fortress?

Свернуть  1
До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов
2
2

Что-то такое когда-то слышал)))

До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов
05.May.2022 в 11:25
3
2

Так то у CnC есть Tiberium Wars, которая совсем не клюквенная, а сюжет поглубже чем у некоторых других AAA-проектов.

Свернуть  1
До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов
4
2

Что, к сожалению, не отменяет того, что серию в итоге погубили, а сам жанр стал нишевым :(

До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов
04.May.2022 в 16:12
3
2

Как всегда шикарно

Свернуть  1
До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов
3
2

Рады, что вам понравилась статья :)

До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов
02.May.2022 в 11:56
2
1

По поводу статьи, кажется еще диаблоиды (вроде так называются, не силен в терминах) ушли в прошлое. Сама Диабло интересна бумерам, Сакред умерла, Титан Квест вроде тоже, остальных не знаю. ААА продуктов не видел

Свернуть  2
До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов
02.May.2022 в 11:57
Лю Трамп
2
1

Или я просто не слежу за ними

До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов

Именно так. Сейчас единственная живая игра подобного жанра - Path of Exile. И то она жива благодаря невероятному древу прокачки, постоянным обновлениям сезонов, контенту и т.д. Даже оригинальный Дьябло далеко не такой популярный.

Сейчас подобные жанры, как и стратегии с ММО, доживают свой век, на мой взгляд.

До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов
02.May.2022 в 11:54
2
1

А можете посоветовать статью или написать при ее отсутствии об играх на основе аниме. Я просто захотел поиграть в игры по знакомым сериям и в стиме мне подсовывают либо "в стиле аниме" либо какие-то поделки 18+ от недоразработчиков. Знаю что есть АОТ (купил 2 часть, но хз что в первой) Фейри Тейл, Черный Клевер, САО. Хотелось бы чтобы рассмотрели не визуальные игры и не файтинги. Что-то крутое качественное, чтобы дух захватывало.

Свернуть  5
До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов
02.May.2022 в 11:59
Лю Трамп
2
1

В идеале чтобы игры были в стиме и были аниме источники (для вдохновения на прохождение)

До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов

Именно статьи у нас нет, однако есть подборка аниме игр, их там 68 штук! :)
Держите: https://gabestore.ru/collections/anime

До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов

Хотелось бы прочитать об их сильных и слабых сторонах и общих впечатлениях

До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов
02.May.2022 в 21:21
Лю Трамп
2
1

В этом случае можно заглянуть в раздел "Отзывы" на страницах игр, довольно часто другие покупатели делятся своими впечатлениями от прохождения

До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов
04.May.2022 в 14:01
Кирилл Р.
2
1

Проблема в том что в подборке GabeStore не все игры представлены, да и я сам хочу найти что-то чего не видел. Я наткнулся на Fairy Tail, AOT, Berserk в стиме случайно без использования тегов. Вообще хотел найти игры именно по аниме/манге, но в гугле попадаются игры "в стиле" аниме. Хз поймете мою проблему или нет, но да ладно. Спасибо за ответы

До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов

Блин олдскулы реально свело

Свернуть  1
До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов
2
1

Есть такое, ностальгия! Вот вспоминаю, как в Populous на сеге играл;)

До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов

а я играла в квиддич кап, потому что он был на диске с поттерами :D
даже тогда скорее не нравилась)

Свернуть  1
До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов

А вот это уже глас народа. Отличное доказательство личным опытом :В

До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов

Хорошая статья, обажаю Rts и квесты, нy и их текстовой вариации в целом неплохо отношyсь. Надеюсь когда нибyдь они еще вернyтся... поживем yвидим )
А так, касательно Rts материала... Не очень yместным выглядит пример с Total War, так как все же она и пошаговая, и в реальном времени одновременно :D Нy и не yпомянyть старые игры в серии Agе of Еmpirеs, которые к словy последние годы вновь перезапyстились и пытаются вернyть былое, кощyнство! ) Ладно хоть про четверкy yпомянyли, и на том спасибо :D

Свернуть  2
До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов

Ключевое слово - пытаются :D

До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов

Ну Дефинитив издания в игру много старичков вернули и новичков привели, так что получилось )

До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов
30.Apr.2022 в 15:39
1
1

На то они и почившие, что стали не интересны, нетехнологичны или еще нечтототам

Свернуть  2
До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов

Это да. Игры могут быть нишевыми, не иметь огромной аудитории, но продолжать существовать многие-многие годы (пример - Хитман). А есть проекты, которые будут забыты за отсутствием интереса у аудитории

До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов

Postal вроде еще держится (лично сам не интересуюсь, но вот мой друг фанат)

До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов