Сегодня в Блоге мы с вами поговорим о прыжке веры. Нет, это не «изящная» подводка к статье про Assassin’s Creed, как вы могли подумать, просто в новой рубрике «Не зря поиграл» я буду рассказывать про нестандартные для нашего рынка или не особо распиаренные проекты, на покупку которых надо ещё решиться. Спойлер: покупка себя полностью оправдывает. В дебютном материале буду погружать вас в нестандартный перезапуск японского бандитского экшена с ноткой абсурда.
К азиатским играм и их любителям у нас всегда относились с подозрением: мол, странный ты какой-то, рисованных полуголых девок да орущих парней разглядываешь (легко отделывались только самые стилистически «озападненные» серии типа Resident Evil и, конечно, Dark Souls). Забегая вперёд, скажу, что Yakuza: Like A Dragon подкупает именно тем, что ни персонажи, ни сама игра не стесняются выделиться самым что ни на есть фриковатым образом и получить долю осуждения за то, что они не такие как все. Напротив, разработчики и их герои даже этим гордятся.
Но это вердикт, основанный на многочасовом игровом опыте. Покупал я всё же кота в мешке: в серии был не особо силён, а в самый первый заход (Yakuza 4 на PS3) испытал культурный шок и надолго забросил игру про Казуму Кирью и компанию. Не думаю, что среди читателей Блога много «якудзоэкспертов», но тем лучше: так у меня эффективнее получится донести до вас свои ощущения.
«Наруто» для взрослых
От Like A Dragon я тоже был в шоке, однако на этот раз полностью в хорошем смысле! С самых первых моментов и с интервалом минут в 20, а то и меньше, игра неустанно потчевала меня максимально нешаблонным контентом: от поехавших персонажей до ломания четвёртой стены.
Кого мы традиционно привыкли видеть главными героями JRPG? Бравых молодцев с горящими глазами в стильной одежде и не уступающим им в героизме и харизматичности компаньонов. Здесь же данную концепцию переработали в корне: история новой «Якудзы» вертится вокруг живущего детскими идеалами 42-летнего мужика. Вначале от этого воротит, но недолго, настолько интересный у него бэкграунд. За воспитание Ичибана отвечали токийские куртизанки (он с детства жил в так называемом soapland, почитайте, что это такое, не пожалеете) и серия Dragon Quest. Оригинально, правда? А ведь это не всё: после пролога образу инфантильного протагониста добавляют ещё изюминки, так как его почти на два десятилетия изолируют от общества. И вот он один в родном, но незнакомом городе, где все вейпят и ходят уткнувшись в смартфоны, за душой у него ни гроша, а на уме только поиски бывшего босса. Сюжетно ситуация абсолютно уникальная, эдакий драматический аниме-герой по версии НТВ.
Спутники Ичибана ничем ему не уступают: в первые часы вас познакомят с копом, которому почему-то плевать на собственную карьеру, и бездомным алкоголиком. Не самый «героический» ростер, но для данной игры лучше некуда.
Бандитский Йокогамск
Разработчики перелопатили вообще все классические механики японских ролевых игр. Олды, наверное, помнят, что в ранних «финалках» была такая вещь, как профессии. Любого сопартийца можно было развивать как хилера, лучника, монаха — да кого угодно, лишь бы баланс в команде не запороть. Тут так же, но поскольку в современном мире магии не существует, то условный «бездомный паря» (это название профессии) кастует огонь следующим образом:
Ещё он владеет заклинанием призыва голубей:
Ладно, скиллы угарные (в обоих смыслах), а что там с врагами? Как разнообразили их, если фэнтези под запретом? Верно, 50 с лишним часов мутузить быдловатое хулиганьё и подвыпивших офисных работников — занятие не самое весёлое, поэтому Ичибана в определённый момент начинает «крыть»: его излишне богатое воображение превращает враждебно настроенных жителей Йокогамы в пивных берсерков (beerserker, уловили?) и иных демонических гадов.
А я и не против!
Таким вот иронично-абсурдным духом пропитано вообще всё в этой игре. Не думайте, что это превращает игровой процесс в клоунаду — перед нами по-прежнему классическая для серии история о предательстве и искуплении. Прелесть Like A Dragon в том, что миссии по типу «отгадай, кто мочится в реку» и фотофильтры с собачьей мордашкой только подчёркивают драматичность серьёзных моментов. Не каждый сценарист так сможет.
Мы просто шли искать работу
Рассуждать о мастерстве Ryu Ga Gotoku Studio можно долго, но лучше я покажу вам на конкретном примере, что из себя представляет типичный день Ичибана Касуги после отсидки.
Итак, мы в Йокогаме в компании непонятно зачем увязавшихся за нами корешей. Идём искать работу, благо, крыша над головой уже есть, а это сразу +100 к престижу на собеседовании. Казалось бы, вот она, метка задания, совсем рядом, но ещё ближе опциональный диалог. Как его не послушать?
Выясняем, что наш новый бездомный знакомый водит дружбу с местным школьником и ищет, что подарить тому на день рождения. Ичибан знает, что главное — не подарок, а внимание (квест так и называется), и предлагает найти ингредиенты для хенд-мейда, в данном случае книжной полки. В итоге доски мы получаем, отметелив секцию каратистов (на живых оппонентах им тренироваться полезнее), а гвозди — отобрав биту с гвоздями у мелкого бандита. Логично же.
И тут начинается самое интересное. Маршрут к последующим точкам сайд-квеста построен так, что вы обязательно наткнётесь на одну из многочисленных мини-игр, причём они часто тоже оформлены как небольшие миссии. Сначала я на 10 минут застрял в зале игровых автоматов, играя в реально существующую классику 1986 года от Sega…
…а потом посетил кинотеатр. Это вообще пока самый угарный уровень за всё время, что я провёл в игре: хозяин заведения негодует, что молодёжь ходит на сеансы классического японского кино, чтобы поспать (потому что оно очень скучное), слово за слово, Ичибану достаётся бесплатный билетик, но кино про Робо-повара оказывается и правда дико унылым, поэтому бороться со сном теперь предстоит и нам. Мини-игра напоминает упоротую версию «Ударь крота»: быстро нажимаем нужные кнопки, пока овцы не отправили нас к Морфею.
В случае успеха растут социальные навыки главного героя, ведь он не только научился чему-то хорошему из фильма, но и владельца уважил.
Культурно просветившись, направляемся дальше. Там нас ждёт…
Битва с эксгибиционистом. И это не главный поворот новой допмиссии: после победы нас на чашечку чая пригласит к себе профессор, который собирает данные о суджимонах (так он называет самую опасную категорию людей).
Ну что, сколько отсылок к Эшу и Пикачу сумели найти на пяти скриншотах? Пишите в комментариях, я вот девять насчитал.
Дальше я уже принципиально бежал конкретно к имениннику. Вручаем ему в кои-то веки его полку, вступаем в конфликт с его отцом, а после небольшой драки (в игре так часто бывает) восстанавливаем справедливость и смотрим трогательную сцену.
До места работы в ту игровую сессию я так и не дошёл. Собственно, этим игра и цепляет: на каждом углу обязательно будет «по-якудзовски» нелепая ситуация, в которые на протяжении прошлых семи частей постоянно попадал Казума, и они с юмором выводят из зоны комфорта как новичка в серии, так и опытного ценителя JRPG. В обоих случаях это приятно, просто если разбираться в теме, то приятно вдвойне.
Когда пошаговую «Якудзу» анонсировали, многие подумали, что это такой прикол, розыгрыш. Но нет: франшиза реально нуждалась в перезагрузке, и ребутнули её на славу. На моём счету много пройденных JRPG, но Like A Dragon подарила настолько неповторимый опыт, что я как будто заново познакомился с жанром. Она иногда даже напоминает музей геймдизайна классических японских ролёвок: там юмористическая отсылка на «Покемонов», тут ретро-элемент из Final Fantasy или Dragon Quest. Я бы сказал, что в целом это игра-признание в любви всему, что воспитало в разработчиках геймеров, игра-благодарность за возможность творить в любимой сфере.
Как вы поняли по названию, поиграл я в неё не зря, и вам советую. Будет ли для меня теперь Yakuza исключительно JRPG? Нисколько. Пройду ли я на кураже прошлые части? Спрашиваете!
Жаль что Yakuza не делают на Русском, ну или ни кто не делает русификатор, та бы игра была ещё в 100 раз круче и интереснее))
Поставьте ПЛИЗ лайк, ачивку хочу :D
Сам даже не думал,что настолько зайдет серия якудзы.Решил взять нулевку по скидке а дальше и остальные прикупил.Теперь осталось дождаться выхода Remastered collection и Song of life.
А я вот что-то никак не начну - не хватает времени на все запланированные к прохождению проекты.
Но когда-нибудь я обязательно тоже окунусь в мир японского безумия :D
На самом деле много годных японских игр мимо нас проходят, та же персона, якудза, ни но куни (упс, лучше на латинице писать), наверно потому что культура наших народов очень сильно отличается
Восток — дело тонкое, так что и игры, пропитанные этим духом, философией и просто взглядом на геймдизайн с наскока не возьмёшь. К тому же Япония поставляет в основном игры нишевых жанров, у которых в целом база ценителей меньше, чем у мейнстримных.
Спасибо за статью. Просто МЕГА байтище на прохождение. Конечно проходить я не побегу, но отношение к серии, с нейтрально-отрицательного к нейтральному, поднялось
P.S отсылку(или нет) увидел 1-2