Войти
28.10.2021
20
3514

Игры и комиксы: история любви

Видеоигры и комиксы так долго считались гиковскими темами, что не могли однажды не пересечься. Случилось это далеко не сразу — взаимодействие индустрий походит на историю романтических отношений длиной в несколько десятков лет. Оба их участника пытались найти друг друга на разных стадиях своего развития, что вылилось в несколько самобытных периодов.

Знакомство

Первые попытки перенести персонажей комиксов в виртуальный мир датируются концом семидесятых — началом восьмидесятых. Супермен залетал даже на Atari 2600, но в целом про этот этап рассказывать особо нечего. Основной целью 99% проектов было привлечь внимание к герою, и с задачей минимум они обычно справлялись. Технологии и бюджет в то время находились на таком уровне, что Росомаха лупил противников… ногами.

Десятилетие, пестрящее успешными тайтлами, началось в 1989-м, когда на игровые автоматы, а чуть позднее на NES пожаловала вторая часть «Черепашек-ниндзя». Выход был приурочен ко второму сезону мультсериала, а на бумаге любители пиццы обитали с 84-го (если полистать первые выпуски, возникает впечатление, будто художник очеловечил черепах из-за хронического неумения рисовать людей). Teenage Mutant Ninja Turtles выделялась среди других beat ‘em up’ов яркой мультяшной стилистикой, отзывчивым управлением и важным для фанатов коопом. Раскидывать приспешников Шредера и бороться с уникальными боссами вдвоём с другом было веселее даже не вдвойне, а в квадрате! Когда «Денди» пришла в Россию, оценил TMNT и я.

Соперничество

Из двух крупнейших издателей, Marvel и DC, последние почти всегда интересовались геймингом активнее. Они буквально бомбили консоли «Бэтменами» — качество, конечно, оставляло желать лучшего. Ярче всех себя проявила Batman Returns, выпущенная для раскрутки одноимённого фильма. Высокотехнологичная для 1992-го графика, оригинальная постановка пары уровней, запоминающийся саундтрек — играм по фильмам для положительной рецензии тогда надо было немного.

Конкуренты ответили мощно: для X-Men придумали свой собственный игровой автомат, который поддерживал шесть игроков на одном экране! Тогда это был полный крышеснос — Циклоп, Колосс, Гроза, Росомаха, Ночной змей и Ослепительная эпично раскидывали врагов фирменными способностями. Что и говорить, идеальное попадание в самый популярный жанр девяностых! Кстати, сам комикс «Люди Икс» тогда тоже переживал перерождение благодаря культовому автору Крису Клэрмонту. Он чуть ли не единолично прославил средненькую франшизу, написав среди прочего арки «Дни минувшего будущего» и «Тёмный феникс».

Тут начали суетиться менее известные издательские дома, а также сами игровые компании. Достойный клон Contra про динозавров с пушками получился у Sega по малоизвестному произведению «Динозавры по найму», а Comix Zone вообще стала классикой жанра. В неё можно поиграть даже сейчас на ПК без танцев с бубном.

В Mega Drive & Genesis Classics вам даже виртуальную олдскульную комнату выдадут

Олды с лёгкостью назовут вам пяток других примечательных восьмибитных комикс-проектов — от Marvel Super Heroes, прототипа Marvel vs. Capcom, до RoboCop vs. The Terminator по кроссоверу Dark Horse, но, как и в любых отношениях, конфетно-букетный период однажды закончился.

Время приключений

После «золотых» девяностых начался длительный застой. Его начало ознаменовала Superman 64, ставшая эталоном недалёкого подхода «И так купят, ведь у нас на обложке *имя супергероя*». Она до сих пор считается одной из худших за всю историю: один-два балла из десяти — это маловато даже по стандартам игр-адаптаций. Нормально в ней нельзя было делать ничего, разработчики умудрились запороть и управление, и искусственный интеллект, и оптимизацию. Хотя стоит отдать маркетологам должное, проект долгое время держался в лидерах продаж Nintendo 64.

Про Кларка Кента вообще не так много игр в силу его неуязвимости — где тут вызов?

Эпоха beat ‘em up ушла, а с ней ожидаемо забарахлил конвейер однотипных клонов. Расцветали изометрические RPG и адвенчуры — не самые подходящие для супергеройского пафоса направления. Но ведь и комиксы бывают не только о качках в обтягивающих костюмах! Например, ещё в 1987 году художник Стив Пёрселл создал Сэма и Макса — антропоморфных пса и кролика, раскрывающих дела в неповторимой манере. Вот они, идеальные кандидаты для эксцентричного квеста! Таковым в 1993-м стал Sam & Max Hit the Road, а делали его короли интерактивных приключений, LucasArts. Игра отличная, но в нашем случае большую историческую значимость несёт Sam & Max Save the World, вышедшая 14 лет спустя.

Офис полицейских-фрилансеров тогда

Офис полицейских-фрилансеров сейчас

А вот как кабинет выглядел в печатном варианте.

Новую, цифровую жизнь в малоизвестные графические творения вдохнула компания Telltale. В момент, когда она стояла на деловом распутье, руководители придумали надёжный план: брать недорогие, но колоритные вселенные и превращать их в адвенчуры на собственном движке. От этого выиграли все — разработчики «обработали» мультики «Уоллес и Громит», Homestar Runner (из этого вышла максимально упоротая Strong Bad's Cool Game for Attractive People), а также комиксы «Боун», «Ходячие мертвецы» и «Сказки». За последний мне было обидно больше всего, когда я узнал о закрытии студии: неужели мы никогда не увидим продолжения The Wolf among Us, моего Telltale-фаворита? Но вроде бы всё-таки увидим.

«Боун» — история про маленьких лысых человечков, сочетающая трагикомичные и фэнтезийные элементы

За разработкой проектов по крупным франшизам, как правило, пристально следят собственники этих самых франшиз и не дают сделать ни шага в сторону. В ранних же «теллтейлах» авторам развязывали руки, и они мастерски комбинировали стиль изначального произведения с оригинальными сюжетными линиями. «Волк среди нас» запомнился как необычная нуарная повесть, юмор «Сэма и Макса» вы не встретите больше нигде, а первый сезон TWD и сейчас способен довести до слёз проработкой взаимоотношений Ли и Клементины (о них наш креативный директор даже накатал лонгрид в Steam, но ссылку оставлять запретил).

Шутка из нулевых

Ещё один классный малобюджетный пример — The Darkness. Для PS3-эксклюзива Starbreeze Studios взяли за основу даже не комикс, а одного-единственного персонажа, Джеки Эстакадо из серии Witchblade. Его образ переделали под более мрачный и мафиозный, в игру впихнули неимоверное количество жестокости — в итоге вышел достойный проект на твёрдую восьмёрку. Найти оригинал для третьей «Соньки» сейчас можно разве что на диске, зато на ПК есть не менее годный сиквел.

В комиксах Эстакадо — мускулистый рыцарь в бирюзовом прикиде

Но и «большая двойка» на месте не сидела. Начало нулевых запомнилось горой третьесортных поделок Marvel, однако тем ярче среди них сияли такие бриллианты, как Spider-Man 2 по фильму Сэма Рэйми (в ней не поленились крайне реалистично реализовать полёты на паутине), Ultimate Alliance (36 персов разносят всё на свете!) и The Punisher — это вообще главный шедевр категории B, что я знаю.

Спасибо за озвучку, Дмитрий Дюжев!

DC на рубеже десятилетий выдали ответочку, потрясшую мир гейминга. За четыре года на свет появились четыре топовых продукта: Arkham Asylum (2009), Arkham City (2011), Arkham Origins (2013) и Injustice (2013). Да, отдувался за всех в основном Брюс Уэйн, но кому как не ему было этим заниматься после оглушительного успеха кинотрилогии Нолана? Деньги Warner Bros. и талант Rocksteady доказали скептикам, что игра по комиксу может быть по-настоящему крутой по современным меркам. Простая, но увлекательная боёвка, идеальный баланс между стелсом, экшеном и исследованием — всё это стало стандартом жанра и даже породило несколько до боли похожих проектов (привет, «Тени Мордора»). Начался очередной виток отношений.

Любовь

Две индустрии сегодня сотрудничают так тесно, что буквально слились воедино. Четыре (ну, может, три) «Аркхема» и Spider-Man для консолей от Sony — образцовые open-world’ы, а костюм Паука с модными белыми элементами даже попал в кроссовер «Паукогеддон».

Разумеется, сомнительных релизов от этого меньше не стало: условно-бесплатные гриндилки, крошечные платные VR-уровни и мобильные тайм-киллеры были и будут. Однако выросло и число тайтлов, над которыми действительно старались, зачастую привлекая тех самых сценаристов. Marvel’s Avengers, к примеру, выглядит высокобюджетно и играется весело, прямо как аркадные «Люди Икс» из девяностых. Но мы-то с вами знаем, что Square Enix хлебом не корми — дай придумать сомнительную бизнес-модель. «Благодаря» добровольно-принудительному превращению игры в подобие лутер-шутера пользователи встретили «Мстителей» довольно холодно. А жаль — лично я от сюжетной кампании остался в восторге.

Или взять совсем свежих «Стражей Галактики», к которым приложил руку сам Дэн Абнетт, легендарный писатель и сценарист Warhammer 40,000, Alien: Isolation и много чего ещё. Я чисто физически не смог достаточно в них поиграть, поскольку они вышли почти в один день со статьёй, но критики сходятся в «зелёных» оценках. Некоторые даже видят в приключениях Звёздного лорда заявочку на игру года. Такое, скорее всего, вряд ли случится, но перед нами очередной качественный шаг к прибыльному сосуществованию игр и комиксов, за плоды которого не стыдно. Акул бизнеса обычно трудно убедить, что успех проекта не гарантируется узнаваемыми героями — надо и над сюжетом, и над отношениями, и над геймплеем поработать. В Marvel’s Guardians of the Galaxy одинаково хорошо справились со всеми этими задачами. Теперь Square можно и над новым Deus Ex задуматься!

Перспективы у союза самые радужные. Нам посчастливилось наблюдать, пожалуй, наиболее зрелищный этап переплетения видеоигр и комиксов. Взаимодействие налажено в обоих направлениях (хотя ни одной хорошей графической новеллы по игре я не встречал), а что будет дальше — посмотрим. Планка поднята настолько высоко, что к одним только Gotham Knights, Suicide Squad и Midnight Suns от Firaxis приковано внимание комьюнити по всему миру.

комментарии 20
02.Jul.2022 в 19:10
0
1

Да по комиксам игры прям отличные получились и по своему достойны внимания) Спасибо за статью прекрасную)!

Свернуть  1
До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов

Всегда рады делиться материалами наших авторов! :)

До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов

Спасибо Роману за хорошую статью. Читал с большим интересом

Свернуть  2
До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов

Гейбстор без Ромы и его статей был бы уже не тем Гейбстором! :)

До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов

Да полностью с вами согласен

До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов

Спасибо Роману за интересную статью )
Надо бы как нибудь сыграть в новых мстителей да и стражей, в целом интересуют проекты, посмотрим что там да как лично )))
Я если из комиксного во что играл, дак это в Росомаху : Начало ) Ну тут скорее даже по фильму ;D
Очень годная игра, с которой связано много приятных воспоминаний... До сих пор диск лежит на полочке с ней ;P
Ну и еще немного поиграл в ЧП, разные игры, а в общем целом все... по жанру комиксов )

Свернуть  5
До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов

Если не путаю, тоже в этого "Росомаху" играл на PS2 - прикольная тема. А так, конечно, мне сложно перечислить все игры по комиксам, что я проходил. Как и Рома, в детстве залипал в "Черепашек-ниндзя". Прошел все части на "Денди" и вроде как все на "Сеге". На этих же консолях еще разных "Бэтменов" проходил. Про Паучка любимые игры на PS1 и Spider Man 2 на PS2 - если из классики. Ну и на PS4|PS5 "Пауки" доставили. Injustice еще, ну и там другие разные игры по комиксам. Про Людей Икс тоже на "Денди", "Сеге" и PS1 играл. Marvel vs. Capcom первые три части. Ух, всего не припомнить!

До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов

Ну у вас по крайне мере не хилый списочек набирается !)
Я меньшее число проектов по комиксам и про супергероев заценил )

До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов

При этом сами комиксы я особо сейчас уже не читаю. Хотя в детстве читал много - тех же "Черепашек" и "Паучка")

До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов

Понимаю :D
У меня в детстве тоже комиксы и с черепашками, и с паучками были )
Сейчас уже не особо но тогда помню с другом все время карточки с них собирали или почитать друг другу давали )
Черепашек было не так много, больше пауков, но вот у моего двоюродного брата, такая приличная стопка комиксов с черепахами была, и еще плюсом коробка карт :D

До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов

А я еще плакаты из этих комиксов по стена развещивал)

До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов
4
0

Куда ни пойду, везде вижу Дружелюбного Соседа :D

 8
До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов