Войти
07.08.2021
37
8387

Кинематограф в компьютерных играх

В наши дни никого не удивишь очередной частью «Обители зла» и звёздами масштаба Рона Перлмана в фильме по Monster Hunter — видеоигры стали значительной и неотъемлемой частью мультимедийной культуры. Так было не всегда: предложи американскому продюсеру году так в 1988-м снять кино по условной Bard’s Tale, так тебя анафеме предадут. И всё же в один прекрасный день идея связаться с игроделами посетила-таки киномагнатов — как это вышло, с чего всё началось и в каком направлении движется, мы и будем сегодня выяснять.

Нельзя сказать, что игровые темы были совсем чужды кинематографу. В восьмидесятых голливудские шишки приметили интересный сеттинг — внутренний мир игрового автомата, тогда это было одно из самых популярных развлечений. Так появился «Трон», но то была киберпанковская фантазия, не больше. Полноценный игрофильм родился лишь в следующем десятилетии.

It’s-a me!

Американские киношники считают каждую копейку (точнее, цент), поэтому для дебютной коллаборации нужно было выбрать ну прямо сверхузнаваемого персонажа, который заманит в зрительный зал даже далёкого от гейминга человека. Дело было в 1993-м, на консолях все фанатели от Super Mario. Одних «именных» тайтлов у него к тому моменту накопилось с несколько десятков, поэтому было решено снять картину именно про их с Луиджи приключения. Ещё и бюджет выделили сумасшедший, около 50 миллионов долларов.

Такая важная веха не могла вызвать нейтральной реакции, ей суждено было стать либо прорывным шедевром, либо пиком абсурдности. Получилось последнее — «Супербратья Марио» до сих пор остаются одним из худших фильмов в своей нише и имеют среднюю оценку в 4,1 балла на сайте IMDb (наш «Кинопоиск» — его русскоязычная копия). В принципе, реакция критиков понятна, ведь тогда просто не знали, как нечто подобное снимать. Параллельно творящемуся на экране сумбурному экшену Марио и Луиджи пытаются наладить эмоциональную связь, и это приходится настолько не к месту, что целостность произведения разваливается на глазах. Сценарий переписывали столько раз, что актёры в конце концов на него забили и всерьёз воспринимали ту редакцию, которую им предоставляли непосредственно перед съёмкой соответствующей сцены. Разумеется, это сказалось на качестве даже самых успешных дублей.

Процесс производства постоянно затягивался, требовал новых финансовых вливаний (изначально студии выделили всего 2 миллиона) и сопровождался токсичными выходками членов съёмочной группы. Рассказывает Боб Хоскинс, исполнитель роли Марио, в интервью Guardian:

"Супербратья" — худшее, в чём мне доводилось участвовать. Это был е#%ный кошмар. Два режиссёра, причём муж с женой — оба настолько надменные, что кто-то принимал это за талант. Их собственный агент в один момент велел им свалить с площадки! Е#%ные идиоты.

Чтобы хоть как-то успокоить нервы, «Марио» и «Луиджи» регулярно наклюкивались, как перед съёмками, так и между дублями. Решитесь на просмотр — приглядитесь к мимике и грации актёров.

Несмотря на коммерческий провал, смелость и авантюризм создателей фильма достойны уважения. К сожалению, они переборщили именно с игровым аспектом: даже Сигэру Миямото, придумавший знаменитого водопроводчика, согласился, что авторы больше пытались продублировать игры, нежели снять хорошее кино. В итоге Nintendo согласились на следующую полнометражку по своему бренду лишь через 25 лет. Хотя и «Супербратьям» время пошло на пользу: из просто плохого фильма они превратились в «настолько плохой, что хороший».

Fight!

Провал Super Mario Brothers нисколько не напугал других акул индустрии — напротив, в концепцию игрофильмов начали активно вкладываться! Два очередных ярчайших примера того, как не надо их снимать — это «Двойной дракон» (3,8 на IMDb) и «Уличный боец» (4,0), оба 1994 года выпуска.

Первому стоит отдать должное: картина вполне соответствует лору игры и не пытается изобрести сюжетный велосипед. В то время отношение к подобного рода произведениям было чисто коммерческим — их воспринимали исключительно как способ заработать на известной франшизе, «ведь эти геймеры схавают всё на свете». Собственно, из-за такого подхода к зрителю «Дракон» и провалился. Критики окрестили его «зрелищем менее интеллектуальным, чем детские мультики» и даже милые пасхалочки типа игрового автомата с Double Dragon не смогли спасти картину от разгрома по всем фронтам.

И вот на сцену выходит ещё один гигант — Capcom с легендарным Street Fighter. Бюджет и каст очень амбициозные: 35 миллионов и сам Жан-Клод ван Дамм на пике своей карьеры («В поисках приключений» с ним обожаю до сих пор)! Мировые сборы помогли фильму окупиться почти втрое, но это доказало лишь то, что Universal Pictures, в отличие от упомянутых ранее фирм, умеют продавать. Это по-прежнему была невероятно бредовая поделка, в которой усилия ван Дамма и Рауля Хулии, ещё одной иконы кино девяностых, вызывают, как говорится, испанский стыд.

В 2009 году вышла ещё одна полнометражка, про Чун Ли (3,7 на IMDb)

Жадных до прибыли продюсеров, которые по-прежнему ориентировались строго на цифры, успех «Уличного бойца» только воодушевил. «На что же?» — спросите вы. Да на то же самое — продолжать «доить» популярные игры без оглядки на художественную ценность. Тем удивительнее, что в такой атмосфере родился качественный проект! Если вы смотрели «Смертельную битву» 1995 года, то прекрасно меня понимаете. Вместе с сиквелом она собрала 173 миллиона при общем бюджете в 48, а главное — попали в яблочко и с атмосферой, и с персонажами. Пока у Capcom самого американского американца играл бельгиец, New Line Cinema при поддержке Midway создала просто идеальных Рейдена и Шан Цунга. Жалко, конечно, что возрастной рейтинг не дал простора для кровавых спецэффектов, но то была эпоха других стандартов. О любви фанатов и разработчиков к фильму говорит и ностальгический пак для Mortal Kombat 11, который озвучивали те самые актёры.

Сердца геймеров наконец-то были покорены, но в плане качества обеим картинам было далеко до идеала. Они страдали от зашкаливающего пафоса и безыскусного сценария, но по сравнению с предыдущими попытками стали прорывом.

Чем больше, тем лучше?

Однако не одними файтингами един гейминг! К 2001 году популярность набрала ещё одна героиня, так и просившаяся на экран — Лара Крофт. За плечами расхитительницы гробниц было четыре игры приличного, иногда даже великолепного качества, что Paramount Pictures посчитали отличным заделом. На главную роль взяли восходящую звёздочку по имени Анджелина Джоли.

Ещё там снимался Дэниел Крейг — будущий Джеймс Бонд

Провал ранних игрофильмов помог киношникам нащупать правильный путь. Tomb Raider оказался под завязку забит спецэффектами, опасными трюками и соблазнительными ракурсами, считай, фансервисом — именно этого зритель и ждал. Лента собрала чуть больше четверти миллиарда долларов, породила не столь успешный, но прибыльный сиквел, а также по хорошей традиции была разгромлена критиками. В IGN ей поставили даже не единицу, а ноль целых ноль десятых балла, а на портале Variety заявили, что в игре было в разы больше креативности и осмысленности. Вот только это уже мало кого волновало: дорога была проторена, ниша найдена, и глубина сюжета и характеров ещё долго занимали в ней одно из последних мест. Яркий тому пример — соотношение «бюджет-качество-сборы» каждой из бесчисленных «Обителей зла».

Все киноадаптации «Резиков» (ну, может, кроме первой) в художественном плане являются преступлениями против творчества, но приносят огромные деньги. При этом Джеймс Кэмерон, тот самый режиссёр «Аватара» и «Титаника», назвал дебютный Resident Evil с Милой Йовович своим любимым «порочным удовольствием». С ним я в этом соглашусь: тут с первых сцен понятно, что нужно отключить мозг и просто наслаждаться.

Голливудские акулы почувствовали запах крови. Середина нулевых ознаменовала новый этап — адаптацию всего и вся. Киноделы просекли, что эстетические стандарты можно игнорировать полностью, лишь бы название было узнаваемое да протагонист похож. С 2005-го по 2014-й свет увидели такие «шедевры», как Doom, два «Сайлент Хилла», «Макс Пэйн», «D.O.A.: Живым или мертвым», «Хитмэн», «Принц Персии», Need for Speed и «Теккен». Последний провалился настолько, что в Америке минул кино и отправился сразу на DVD (это одна из худших вещей, что могут произойти с картиной). В это же время начал «творить» самый одиозный создатель игрофильмов. Вы его прекрасно знаете, ведь это…

Уве Болл

Встречайте: человек, который практически угробил веру в индустрию. Единолично! О нём впору писать отдельную статью, но я постараюсь уместить все его «подвиги» в несколько абзацев. Главный вопрос, который возникает у всех, кто видел хотя бы одну его работу, это: «Как ему раз за разом выделяли финансы?» Всё просто: мэтр нашёл лазейку в родном немецком законодательстве. Она позволяла списывать 100% бюджета снятых в Германии фильмов на налоговые вычеты, то есть даже в случае провала картины инвесторам возвращалась почти вся её стоимость! А провалы стали синонимом карьеры Болла: «Фар Край», «Бладрейны» и «Постал» на киносайтах едва дотягивают до средней оценки в 3 балла.

Денег хватало на приглашение самых знаменитых актёров — к примеру, оскароносца Бена Кингсли

Уве не просто Личность с большой буквы. Вся его деятельность будто бы обличает продажность игровых издателей и слепое копирование сюжетов, будь то хорошо или плохо для бизнеса в целом. Он вызывал критиков на боксёрские бои (и каждый раз побеждал), обещал отойти от дел, если миллион человек подпишет соответствующую петицию (а потом отказывался от этой затеи), связывал политику США с «Трансформерами» и «Мстителями» — одним словом, готов был на всё ради идеи. Даже снять фильм по Warcraft.

Новые игроки

Blizzard ему, ясное дело, отказали. Изначально компания договорилась делать кино по своей ключевой франшизе с Сэмом Рэйми, известным, например, по «Человеку-пауку» с Тоби Магуайром, но позже он решил заняться другими проектами. Новый режиссёр, Данкан Джонс, первым делом переписал сценарий, а из этого, как мы знаем, редко выходит толк. В итоге фильм хоть и заработал баснословные деньги (которых, по слухам, всё равно не хватило для статуса коммерчески успешного), но вышел скомканным и вялым. Несмотря на это, Legendary Pictures дали «Варкрафту» второй шанс и в настоящий момент работают над новой киноадаптацией.

Тогда же оживилась Ubisoft. В «Кредо убийцы» вбухали 125 миллионов долларов, напичкали графикой, наняли актёров уровня Майкла Фассбендера («Голод», «Люди Икс: Первый класс») и Марион Котийяр («Жизнь в розовом свете», «Такси»), но планку качества фильм всё равно не держит, немного не дотягивая до приемлемого уровня ровно во всех аспектах.

И вот 25 лет прошли, и Nintendo решилась на возвращение в кинематограф. Оно прошло более чем успешно: «Детектив Пикачу» хоть и страдает от ставших привычными недостатков, но это вполне качественная картина, на голову превосходящая бездумные боевики и зомби-конвейеры. Здесь уделили внимание и внутреннему миру героев, и развитию их отношений, и показали покемонский мир под неожиданным углом — конфетка! И всё же не скажу, что это мой личный фаворит.

Пальму первенства я бы отдал «Сонику». Ещё во время съёмок Sega и Paramount активно взаимодействовали с комьюнити, чего стоит одна только история с редизайном ежа. Правда, мне сначала показалось, что это хитрый пиар-ход, но нет — уход в «анимешность» действительно пошёл ему на пользу. Ну а образ Джима Керри — это что-то с чем-то, жалко, у меня усы не растут, а то бы полностью его копировал.

Почти тридцать лет ушло на то, чтобы фильм по видеоигре сделал комбо: одновременно понравился фанатам, вызвал одобрение у критиков и окупился. Это не значит, что стандарт качества вырастет («Соник» и «Пикачу» — это скорее исключения из правил), а Йовович с мужем перестанут клепать незнамо что, но вот ожидания от ребута Assassin’s Creed, сиквела «Варкрафта» и долгостроя Uncharted с Томом Холландом у меня точно повысились!

Роман Машинский
Смотрел кино за вас
почитать еще
комментарии 37
13.Aug.2021 в 21:01
3
0

Оченб жду продолжение "Варкрафта"

Я любитель этой серии игр с детства, ах ностальгия...

Свернуть  2
До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов
2
0

Экранизация была вполне на уровне! Тоже хотелось бы увидеть продолжение :)

До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов

Почти все её ждут, а её всё нет :с
Это так странно, одна из немногих экранизаций игр, которая зашла геймерам, но в тоже время фильм отходит от некоторых канонов, обычно такое не прощают, а тут такой парадокс

До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов

Эх, надеюсь"Варкрафт 2" все же увидит свет ) Мне фильм очень понравился. Детектива Пикачу не смотрел, но Соником также остался доволен )
А про Уве Болла не слышал вообще :D Было бы интересно и полную статью про него в таком случаи почитать и его "творчестве" .
Спасибо за интересную статью )

 8
До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов

А ведь есть люди, которые недовольны Джимом в Сонике. А еще создатели Соника сделали то, что считалось незаконным - прислушались к критике и исправились.
Спасибо за статью! )

 22
До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов

Мне кажется экранизации игр просто прокляты. Вот только последние две упомянутые в статье нормальные и ещё более менее недавний портал комбат

До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов
07.Aug.2021 в 15:09
4
0

Уве Болл. Да, знаем такого "творца". Лучше бы и не знали никогда.
Статья очень интересная, спасибо за информацию!

До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов