Использование эмуляторов в 2022-м — что-то из области серой морали. С одной стороны, они облегчают жизнь любителям старых консолей, с другой — немного попахивают пиратством. Я пришёл к такому мнению: если доступа к консоли ты сейчас не имеешь, но в своё время законно купил для неё игру, то можно спокойно наслаждаться ей на другом устройстве. У меня до сих пор хранятся почти все картриджи с «Покемонами», диски Heavy Rain, Yakuza 4 и Resonance of Fate из тех времён, когда про 4K-ремастеры никто не слышал. Да и те же Nintendo 64 и GameCube сейчас банально трудно раздобыть. Они и в девяностых-нулевых были для геймера из СНГ в диковинку, поскольку Nintendo не слишком высоко котировала наш рынок.
Самый же животрепещущий вопрос — это доступность старых игр на оригинальных носителях. Возьмём Conker’s Bad Fur Day, самый нецензурный проект N64. На «Авито» и «Юле» я его вообще не нашёл, а пользователи Ebay предлагают купить лицензионный картридж за несколько тысяч рублей без учёта доставки (есть лоты и за 8000, и за 35000). Словом, использование эмуляторов — это как моральная дилемма, так и отличный лайфхак. Если решите поэкспериментировать, сориентироваться в утилитах вам поможет этот небольшой материал. Также я поделюсь личным опытом в тех случаях, где у меня он имеется.
PlayStation
О стабильном запуске на компьютерах игр для PS4 и тем более PS5 говорить не приходится. Зато до ума довели RPCS3, ПК-аналог PlayStation 3. Привыкайте к чудны́м названиям, их в статье будет много.
Работает на нём не всё — до конца пройти можно 70% вышедших игр, в том числе эксклюзивы, не получившие некстген-ремастеров. Однако вам понадобится относительно мощный ПК с видеокартой уровня Nvidia GTX 900-й серии и немного терпения, поскольку отдельные игры довольно капризны. Для одних (Asura’s Wrath) придётся искать на Reddit текстовый файл с кастомными настройками, для других (Metal Gear Solid 4) — рыться в архивах и ставить определённую версию эмулятора.
Разработчики настаивают на том, чтобы с помощью их программы вы запускали только лицензионные образы с Blu-ray-дисков, и я их поддерживаю. Для третьей «Соньки» эпоха забвения ещё не наступила (я свою даже недавно отремонтировал), да и рынок «вторички» пока жив.
При запуске нас встретит окно, требующее скачать официальную прошивку. Это можно абсолютно легально сделать на сайте Sony. После предупреждения о вреде пиратства можно приступать к настройке. Среди обилия вкладок вам потребуются разве что GPU и Pads. В первой выставляются графические настройки, во второй — настраивается контроллер. Что приятно, акселерометр DualShock 4, если у вас он есть, полностью поддерживается.
Далее «вставляем» в программу образ избранным вами способом (в идеале с диска в Blu-ray-приводе) и ждём, пока скомпилируются шейдеры. Процесс это небыстрый, как вы можете знать по порту Detroit: Become Human. После этого можно наконец-то играть и крутить настройки графики в зависимости от производительности.
Эмуляторы PS1 и PS2 находятся практически в идеальном состоянии. ePSXe и PCSX2 запускают почти 100% игр и позволяют, если нужно, настраивать регион BIOS (как разработчики Spyro «региональным» способом боролись с пиратством, читайте в отдельном материале). В состав программ включено множество плагинов, посвящённых устройствам ввода, графическим адаптерам и другим аспектам эмуляции.
С начала разработки свою роль сыграло и сообщество — сейчас один поисковый запрос помогает решить любые проблемы с частотой кадров, дёрганым изображением и визуальными артефактами. За неимением компьютерных ремастеров я с огромным удовольствием прошёл Suikoden II, Metal Gear Solid 3 и обе части Parasite Eve.
Кстати, о «Еве». Третью часть несправедливо забытой франшизы решили превратить в тактический шутер от третьего лица и выпустить на PlayStation Portable. Опробовать The 3rd Birthday и другие портативные проекты позволяет PPSSPP (нет, ну и нейминг у них, в самом деле). Он качественно апскейлит текстуры до современных разрешений, но в начале непривычное управление вызывает небольшой дискомфорт. У PSP всего один стик, поэтому способов поворота камеры разработчики напридумывали уйму, и не все из них удобные. Зато интерфейс, пожалуй, лучший среди всех «конкурентов».
Sega
Иногда геймерская душа рвётся поностальгировать. Хоть на рынке сейчас достаточно переизданий классических платформеров типа Aladdin, The Lion King и Maui Mallard in Cold Shadow, иногда хочется зависнуть с несмышлёным ИИ-напарником в World of Illusion или пощекотать нервы на гоночном уровне Battletoads. Я для этих целей использую Gens, но есть и другие варианты. Эмулятор поддерживает занятные графические фильтры и поможет вам закрыть список SEGA-годноты, не вошедшей в компьютерную коллекцию Mega Drive and Genesis Classics.
Nintendo
Nintendo очень трепетно относится к своей интеллектуальной собственности, поэтому эмуляторы Switch мы обсуждать не будем. Да и не особо честное это дело — консоль на пике и не собирается сбавлять обороты. С редкими же для нас GameCube и Nintendo 64, а также чуть менее редкими Game Boy Advance, DS и Wii познакомиться можно.
Самый популярный Nintendo-эмулятор — это Dolphin. Он «знает» сразу две консоли — Wii и GameCube. Причём если у вас сохранились контроллеры от приставок, их тоже можно настроить и получить максимально иммерсивный опыт. Работоспособность чувствительного к движениям Wii Remote проверена лично мной — окружающие предметы не пострадали.
Запустить упомянутый выше Conker’s Bad Fur Day, а вместе с ним Perfect Dark, GoldenEye 007 и другие эксклюзивные хиты позволит Project64 (всё-таки чудаковатые названия — удел эмуляторов PlayStation). Он тоже умеет подтягивать графику, но в древнюю архитектуру самой приставки упираются даже самые мощные ПК. Как ни старайтесь, определённые эффекты так и останутся в низком разрешении, а fps повысится только ценой ускорения геймплея в два раза. В общем, исторически достоверный опыт гарантирован.
Для знакомства с хитами «Денди», которой у меня не было, я использую SNES9x. Может, он и не лучший, зато самый простой в плане интерфейса. На нём я прошёл (каюсь, с читами) «нулевую» часть Persona — Shin Megami Tensei If… Если вам кажется, что третья SMT — это хардкор, адский dungeon crawler 1994 года развеет все иллюзии.
Многие старые и портативные консоли, причём не только от Nintendo, успешно эмулирует RetroArch. Список поддерживаемых платформ и приставок у него впечатляющий, но всё зависит от мощности устройства — запуск игры для PS2 на слабеньком «Андроиде» может оказаться чреватым.
Для эмуляции Nintendo DS лучше всего подойдёт компьютер и мышка, ведь многие проекты на ней заточены под тачскрин. Функцию добротно реализовали в DeSmuME.
Microsoft
Эмуляторы для оригинальной Xbox никогда не пользовались особой популярностью — то ли из-за технических особенностей, то ли в силу слабой популярности консоли. Самый актуальный выбор на сегодня — CxBx Reloaded. Он не слишком требователен, работает в том числе на Linux, но запускает лишь 16% от общего числа игр.
За эмуляцию Xbox 360 отвечает утилита с красивым названием Xenia. Она позволяет полностью пройти 280 игр, а свежая версия от января 2022 года поддерживает технологию AMD FidelityFX Super Resolution. Я жду возможности заценить эксклюзивную дилогию Naruto (Rise of a Ninja и The Broken Bond), но оба проекта пока крашатся в процессе геймплея.
Призываю не увлекаться и использовать эмуляторы только как крайнюю меру. Издатели активно работают над переносом классики на современные игровые устройства, а разработчики часто «обновляют» старые проекты с большой любовью. Линейку Final Fantasy Pixel Remaster, к примеру, могли бы штамповать, как на конвейере, но нет — шестую часть задержали для работы над ошибками, допущенными в прошлых. В тех же случаях, когда серию отложили в долгий ящик, не грех воспользоваться помощью эмуляции. Игры — это искусство, приобщиться к нему допустимо и таким необычным способом.
Было интересно ознакомиться с различными эмуляторами, вспоминаю как в далекие времена пользовался эмулятором мобильных игр java. Эх, времена..
А у меня вот идет личный марафон игр по "Звездным войнам". Ух, сколько же я разных эмуляторов за короткий срок перепробовал, пока играл в проекты 1982-1993 гг.) Благо теперь вроде как пошли в основном игры, которые уже есть на ПК)
Если вспомнить ремастеры Silent Hill 2-3 от Konami, то тут стоит призадуматься, а нужны ли ТАКИЕ ремастеры)
А если попробовать эмуль PS2 + 2к или 4к скейл разрешения + HD текстуры от фанатов? Будет почти как ремастер.
Хороший вопрос, на который сложно дать однозначный ответ. Лично мое мнение: если игру легально никак не купить (б/у-рынок не в счет, так как с перепродажи картриджей и дисков издатели и разработчики ничего не имеют), то эмуляция - это не пиратство, а единственный разумный способ познакомиться с классикой игровой индустрии. Но если классические игры официально можно купить (в том же стиме сейчас куча всяких сборников с классикой), то в этом случае это уже пиратство.
Я сейчас прохожу классические игры по "Звездным войнам". В проекты 80-х вообще никак не поиграешь, кроме как через эмуль, но вот, например, Super Star Wars 1991 года перевыпустили на PS4. Поэтому я честно ее приобрел, хотя и мог спокойно сэкономить и поиграть на эмуле SNES.
А будет ли считаться пиратством эмуляция какой-либо игры для пк на современные телефоны на том же Android, при условии, что оригинальная версия пк игры приобретена в лицензионном виде?
Я в свое время играл в великий Morrowind через эмулятор на Android, а сейчас задумался, не пиратство ли это?
Думаю, так: если на Android нет официальной версии этой игры, то это не пиратство. А если есть, то пиратство.
Например, сам я лично покупал на Android некоторые части Final Fantasy (а они там недешевые), хотя эти же части у меня легально были куплены на другие платформы.