Чем для вас определяется сложность игры? Длиной полоски здоровья боссов? Силой удара врагов? Зубодробительным таймингом? А может всем этим вместе взятым? Вы, наверное, уже заметили, у нас что ни текст, то рубрика, так вот вам новая — «Чего сложного?», в ней будем разбираться с очень-очень спорным вопросом, вынесенным в название.
Она, сложность, в моём понимании — это не совсем то, о чём вы думаете. Всё, что я там в начале перечислил, конечно, добавляет хардкора, но есть куча неочевидной всячины, ставящей палки в колёса казуалу. Да, часто сложность проверяет реакцию, но случается, что вы скипаете игру не потому что не справиться с боссом, а потому что не справиться со скукой, или дело в головоломательном геймплее, где торопиться вроде некуда, но один неверный шаг и всё летит в тартарары, XCOM, например, а бывает, что сюжет — это эмоциональное испытание и сложнее всего вытерпеть его психологический пресс.
Для открытия рубрики я взял один из самых показательных и многогранных примеров нервной, местами нудной, но оправданной и преодолимой сложности — Kingdom Come: Deliverance.
Боегенри
Начнём с очевидного: игра предлагает чудную систему ближнего боя со стойками, направлениями удара, обманными манёврами и мудрёными комбо. Может в обучении фехтование покажется не самым хитрым, но первая же половецкая засада в пух и прах разобьёт вашу уверенность в себе. Вы не господин ведьмак и таких люлей, что вовек не забудете, в основном отвешивать будут вам.
Здесь что ни бой, то перелом, сотрясение или ещё какая-нибудь опасная, неприятная рана. В лучшем случае с разбитой рукой и хромым на одну ногу вы провозитесь с врагами дольше, чем могли бы, но, скорее всего, вас ждёт кровотечение, медленная смерть, загрузка с предыдущего сохранения.
Игра намеренно подсовывает противников с разными типами экипировки: против вас используют как быстрое и мощное вооружение, так и щиты и, разумеется, луки. Если вашему Генри повезёт собрать их всех на поле брани, то геймплей из хардкорного Oblivion превратится в SUPER HOT, но без подмоги из слоу-мо: чтобы выбраться из «Сдохни или умри» недостаточно покрепче держать меч и наклеить над монитором бумажку с Drei Wunder, Zorn Ort и другими могучими комбо, придётся, как Шерлоку Холмсу у Гая Ричи, планировать заранее и порядок убийств, и приёмы, и передвижение по локации. И всё равно последний враг может так неудачно стукнуть вас по черепу, что тот треснет аж до рейдж-квита.
К слову про могучие комбо, мало просто открывать их в древе умений, нужна постоянная практика, нужно отрабатывать их в каждом бою, заучивать наизусть, а то и действительно выписывать на бумажку, как выписывали в детстве суператаки для Mortal Kombat и читы для San Andreas. Это один из примеров того, как KCD заталкивает вас в шкуру Индро, заставляя попотеть и вашего героя, и вас лично. У меня есть несколько знакомых, которые так тужились, чтоб вылепить из крестьянина мастера меча, что прохождение растягивалось до умопомрачительных двух сотен часов, но оно того стоило.
Конечно, существуют и другие формы поединка. Освоения требует даже такой, казалось бы, пустяк, как кулачный бой (гори в аду, Кунеш). А лично я ну никак не дружил с клинками и, как только выдалась возможность, предпочёл им лук. Гуляющий прицел и движущиеся мишени, некоторые из которых защищены броней, быстро учат целиться сразу в голову и точно рассчитывать траекторию полёта.
Попробуйте походить в Kingdom Come только с луком: ни в одной игре вы не почувствуете себя настолько криворуким дураком в начале и настолько крутым снайпером, когда наловчитесь! И да, я в курсе про Сhivalry и Mordhau. Даже в битве с боссом, которая, по идее, должна проходить на мечах, я парировал, блокировал, в итоге ни разу его не зацепил, забил и подумал: может быть, и тут сработает тактика «шального хэдшота»? Сработает. Десятки часов тренировок окупились.
Имиджих
В процессе прохождения нам много раз напоминают, что в Средние века людей ой как встречали по одёжке. Мало какая RPG может похвастать настолько большим влиянием внешнего вида на мирные скилы.
В Kingdom Come проверка красноречия проходит не только стандартным образом, то есть исходя из прокачки навыка. Для убеждения купца, дворянина, стражника или бездомного бродяги нужен подходящий гардероб, с ржавым мечом да без модной шапки повернуть диалог в нужную сторону не факт что получится. Знать, например, пошлёт к чёрту чумазого Индржиха, а торгаши могут и цены заломить немытому, вонючему страннику. Но стоит чисто искупаться, переодеться из кольчуги в шёлковый халат, как вдруг скидки везде как на Гейбсторе, а челядь в диалогах пресмыкается.
Или не в шёлковый халат, а в громоздкую чёрную броню, и не меч рыцарский на пояс прицепить, а разбойничью дубину за спину повесить, и теперь вас может не так уважают, зато побаиваются, а значит хватит жить дружно, быкуйте в диалогах!
Такое же внимание уделяется одежде и в стелсе, причём руководствоваться вам предлагают не цифрами в статах, а здравым смыслом. Да, можно подсмотреть, что у чёрных лосин заметность ниже, чем у красных шаровар, а латные боты, по характеристикам, громче мягких кожаных сапог, но разве это не очевидно? Воровать в кольчужных варежках не так удобно, как в тканых перчатках или даже голыми руками — не те времена, чтоб переживать за отпечатки пальцев.
Но легко сказать — ходи как пан, ведь чтобы одеваться как знать, нужно и зарабатывать как знать, потому что этот трекляный шёлковый халат стоить может дороже вашего меча, доспеха, ботинок и жизни, а гроши (чешская валюта), зарабатывать долго.
Как и в любой другой игре, в какой-то момент вы будете купаться в золоте, но в KCD этот момент наступит ближе к финалу, где-то за шестидесятым часом прохождения, и это у меня Гендржи был прокачан как бык, конь был прокачан как бык и мы лутали каждый труп до трусов и, как два быка, таскали весь шмот, что могли, торговцам. Терпение и гринд всё перетёрли, но какой ценой?
Мини-игрндро
И под конец поговорим про опциональные мини-игры: взлом, кражи и алхимию. Это, товарищи, трындец. Я думаю, что каждый, кто пробовал взламывать (особенно до патча, который немного всё упростил), воровать и алхимичить, хотя бы раз всё это проклинал и выходил поплакать и котов пообнимать. Любая из этих мини-игр — это сложный, очень сложный, ненормально как-то сложный процесс с минимальным шансом на случайный успех.
Я там выше писал то же самое про боёвку, и здесь повторюсь — чтобы достигнуть в игре мастерства, какого угодно, игрок должен прокачивать и Жиждрыха и себя: воровство и отпирание запертых дверей отмычками, особенно до нормальной прокачки, требуют филигранного владения мышью (или стиками геймпада, причём трудно сказать, где сложнее), молниеносной реакции и хирургической точности. И по сторонам не забывайте смотреть, ведь провал в таких вещах шумный и заметный, не хватало ещё в тюрьму сесть из-за сундука с носком и чёрствой булкой.
То же самое с алхимией. Когда впервые заходишь в хижину с сосудами, мехами и мешочками, глаза разбегаются, но кажется, что всё это тут стоит так, для красоты, а жать придется только на рецепты в книге. Ничего подобного: один раз ошибся, недомешал или перегрел смесь – и вперёд, заново искать ингредиенты либо тратить деньги на их покупку. К тому же наш герой, если не найти учителя, читает с трудом, и для вас слова в тексте превращаются в белиберду, что добавляет пикантности расшифровке и так непонятных рецептов.
Грамотно сделанные хардкорные игры, после преодоления всех трудностей, оставляют на душе только гордость и восхищение за свою усидчивость и скилл, и, на этот раз в «Чего сложного» я взял именно такую игру.
Главным открытием для меня, при разборе Kingdom Come: Deliverance, оказалось, что она, по сути, пытается быть VR-игрой не используя VR-технологии. Без шлема за пятьдесят тысяч и контроллеров ещё на двадцатку, с простым монитором и знакомой клавамышью, она вытворяет немыслимое — боевой системой и мини-играми напрягает всё тело, по-разному заставляя тебя изголяться, чтобы не проиграть. Полное погружение без переплат, СМС и регистрации.
В комментариях вы можете рассказать, почему автор — казуал, а игра на самом деле очень лёгкая, а также поделиться личным опытом как о KCD, так и о других сложных, на ваш взгляд, играх, где иной босс или целый уровень рвал нервы, ломал геймпады и выбивал клавиши, ну а у меня всё! Пойду ждать вторую часть и немного побаиваться — чего же они прикрутят к ней.
Замечательная игра, местами сложноватая, особенно по началу, но это крутой проект. два раза с удовоьстием прошел
С самого начала ставит игрока под холодный душ и показывает, что это не казуальная рпгшка :)
Такое мы уважаем
Отличная статья! Игра лишь сложна в начале, а со временем бои будут нереально простыми, благодаря парированиям, с помощью которых любого врага можно выиграть
В игре очень много интересных механик, например влияние внешнего вида на реакцию людей. Но местами реализм все таки излишен, как мне кажется. Сохранения через алкоголь вообще странная странность. Вроде и не реализм, да и неудобно как-то. Слышал, многие жаловались на эту систему. Боевку тоже местами лихорадило XD
Эта хардкорность и средневековая тематика меня в ней и привлекают, но я так и не могу засесть за нее, потому что знаю, на этот хардкор нужно много времени и сил :D
Спасибо за интересную статью, было любопытно узнать об этом игровом опыте )
Мы очень рады, что наша статья вам понравилась!:)
На самом деле не очень много, как мне кажется. Ну если сравнивать с другими опен ворлдами типо скайрима или ведьмака XD
Я мало играл в средневековые игры, но у меня ещё осталось желание в них поиграть. KC:D только усилил это желание, нужно будет его пройти, но для начала - купить! :D
Обожаю KCD. Игра безжалостна к тем, кто к ней не относится серьёзно, и щедра на эмоции (и не только) с теми, кто проходит её вдумчиво и с толком. Тут наскоком не получится, игра действительно заставляет вживаться в каждую кражу, каждый бой, каждый дополнительный квест. А сколько юмора, самоиронии, нелепых ситуаций) В какой-то момент затянуло так, что оторваться уже было невозможно
Изначально самое сложное было поиграть на ультрах ) Потом разрабы просто выпилили самый хардкорный пункт настроек )
Если вы найдете человека, который скажет, что жизнь в старину была хорошей, рядом с природой и экологически чистыми продуктами, то посоветуйте ему сыграть в эту игру. Конечно, игра не может перенести в то чудесное время, где царапина - это смерть, а выйти в соло против пяти врагов является самоубийством. Но может ознакомить с миром без магии и эльфиек в бронелифчике.
> Но может ознакомить с миром без магии и эльфиек в бронелифчике.
Согласен! Поистине редкий в наше время игровой опыт!
Лайк, конечно, за Лапенко, но....
Сложность - это не вот про такие вещи, как тайминги, полоска хп и прочее. вон, в андромеде сложность определяет, за 1 секунду ты убьёшь врага или будешь колпуать его 2 часа условно. Это не сложно, это скучно.
Тайминги и аккуратность не делают DmC сложным, они заставляют тебя делать его красивым с его невероятными комбо и прочим!
На мой взгляд - уровень сложности должен добавлять именно сложности - давать противникам больше разнообразия в движении, использовании укрытия, прикрытия друг друга, использования гранат и магии (в зависимости от истории) и тд. Вот что такое сложность, а не вот это вот всё.
Хотя да, алхимия и взлом - это хорошо, равно как и давно забытые (почему-то, наверное, из-за лени) встречи по одёжке=)))
Играл я в это дело, на боёвке горела жопа очень сильно, до конца так и не прошел.
Наверное нужно вернуться...
Хорошо если вы будете продолжать в том же духе, хорошей новостной игро-аналитики много не бывает.
Лежала долго в списке на прохождении...потом плюнул и удалил, ведь список большой, а данная игра требует много времени, но после Вашего обзора...однозначно надо будет пройти. Люблю такие игры, где настолько всё продумано. Спасибо
Будет здорово, если потом поделитесь впечатлениями об игре на страницах нашего сайта :)
Люблю сложности. Попробую как-нибудь купить и поиграть. Спасибо за познавательную статью.
Прекрасная игра, прошел все квесты, включая второстепенные, , впечатления остались положительными
Поделитесь вашими впечатлениями об игре в разделе отзывов на нашем сайте?)
У вас та же проблема, что у меня? Куча купленных игр, а играть во все некогда? :D
Полностью согласен с автором статьи, игра сложная, но проходимая, от неё остаётся уйма впечатлений, не все из них хорошие, но есть что рассказать! Потратив в Steam часов 100 на эту игру, но так и не насытился этой игрой, всегда хочется возвращаться к такой красочной игре!
Может быть, оставите отзыв об игре на ее страничке у нас в магазине? С удовольствием почитаю)
Прочитал и мне действительно понравилось! Теперь появилось достаточно сильное желание попробовать эту игру.
Что сказать,обзор хороший и людям которые не играли очень сильно захочется в неё поиграть
Кстати, сегодня стартует очередная раздача - The Ecsapists 2, Killing Floor 2 и Lifeless Planet: Premier Edition. Не упустите)
Если возможно, могли бы вы в будущем добавлять ссылки на товары, о которых идет речь? Это было бы удобно, сразу нажать на героя обзора и если что купить)
Будем рады, если после прохождения поделитесь с нами впечатлениями от игры :)
Вообще, самое сложное в этой игре, это имя ГГ. Я чуть язык не сломал, пока пытался его выговорить. Даже на разных языках его по-разному перевели)
Хоть я и выучила почти наизусть приёмы, всё не как не удается их исполнить. То враг увернётся, то парирует, то сам мне люлей даст
У меня вообще история невероятной странности. Взял я значит игру бесплатно в EGS, скачал, установил, нихрена о ней не знаю, начал играть. Прохожу пролог (то место, где ты ещё за мальчишку играешь или т.п.), пошёл к пьянице за деньгами. Он дал мне люлей и прогнал. Затем я пришёл к нему снова, уже с братками. Дали ему люлей, но потом я не мог найти вещи, которые можно было взять для оплаты долга. Вышел, удалил, не вспоминал как страшный сон.
Я забросил эту игру из-за этого реализма. Но, думаю к счастью, из-за этого обзора захотел скачать её ещё раз. Спасибо!
Странно, у меня лично местами горело из за багов. И иногда из за реализма. Вот вроде выиграл бой, с бронированным рыцарем который продлился 20 минут, а гг все равно умер от кровотечения. Игра явно не для меня...
Согласен насчёт боёвки. Очень долго привыкал к ней, и в начале всегда ловил люли от врагов
Спасибо за статью! Было очень интересно и приятно почитать про игру, о которой мало знал, но всё никак не подворачивался шанс потрогать.