Мир игр LEGO — не только весёлые экшены по разнообразным франшизам, как и продукция фирмы — не одни лишь конструкторы. В цифровой мир корпорация входила в качестве состоявшегося предприятия, известного на весь мир, но это не избавило её от проблем, с которыми сталкиваются даже самые крупные издатели.
История датской компании LEGO Group началась в далёком 1932 году. Почти весь XX век обороты только росли — патентовались фирменные кирпичики-блоки, строились парки развлечений, игрушки отправлялись в космос. Вопрос выхода видеоигр про жёлтых человечков, появившихся в 1978-м, был вопросом времени. В середине девяностых это время настало.
Остров везения
К своему излюбленному на сегодня жанру фирма пришла не сразу. Первая LEGO-игра вообще была скорее маркетинговым проектом — Fun to Build вышла лишь на японском рынке. Детям из Страны восходящего солнца предлагалось собирать виртуальные конструкторы в четырёх различных биомах и участвовать в мини-играх. Присутствовал и свободный режим, где можно было экспериментировать со встроенными моделями и изобретать свои.
Создать виртуальное произведение по продукции датского гиганта пытались и раньше, причём без согласования с правообладателем. В 1991-м студия FairLight решила взять и пропиарить парки развлечений Legoland в надежде, что проект найдёт издателя в лице LEGO. Последние удивительным образом так и не связались с разработчиками, и Linking Leroy Visits LEGOLAND канула в Лету.
В 1996 году было основано подразделение LEGO Media, основной задачей которого стал контроль за разработкой видеоигр. Процесс приобрёл централизованный характер. Дебютной игрой, вышедшей на персональных компьютерах, стала LEGO Island. В ней игроку в распоряжение давали целый остров, наполненный контентом и пасхалками. Протагонист по имени Pepper Roni развозил пиццу, катался на лыжах, кастомизировал окрестности и строил средства передвижения под руководством механика Bill Ding (оцените нейминг).
Игра взяла награду Академии интерактивных искусств и наук, да к тому же отлично продалась — в США она почти вошла в десятку самых прибыльных проектов за 1997 год.
К тому моменту для LEGO обычным делом было, например, воскресить настоящий город: экономика родного Биллунда благодаря компании выросла до беспрецедентных высот. LEGO Island же сильно помог Mindscape — разработчик до этого испытывал огромные финансовые проблемы, а после поднял продажи на 70%.
Конец тысячелетия ознаменовался экспериментами. Как и многие производители игрушек, LEGO в тот период активно искала нишу на рынке видеоигр. Три тайтла, выпущенных в 98-м, нацеливались на совершенно разную аудиторию — это были симулятор шахмат (по нему я, кстати, и научился в них играть), железнодорожно-градостроительный симулятор и песочница. Компания не привязывалась к конкретному разработчику и смело инвестировала в перспективный рынок.
Спойлер
Неожиданно, правда? LEGO Creator: Harry Potter, волшебный sandbox, вышел в один год с мультиплатформенным «Философским камнем».
Игровому отделу LEGO развязали руки, разрешив даже не фокусироваться на «строительном» аспекте. LEGO Friends была посвящена будням гёрлз-бэнда — с девчонками надо было репетировать сценические номера и посещать различные мероприятия.
В детстве у меня было две любимых LEGO-игры. Первая — это Racers, увлекательные гонки на стандартных и индивидуально кастомизированных болидах, сопровождаемые очень приставучей музыкой (20 лет прошло, а тема из меню до сих пор сидит у меня в голове). Была попытка освоить и Nintendo 64, но оригинал был настолько «тяжёлым», что рецензенты в пух и прах разнесли порт за неприлично низкий фреймрейт. С этой консолью в компании решили больше не связываться.
Второй мой ретро-фаворит — стратегия Rock Raiders про космических геологов. Подопечным нужно было выдавать профессии и приоритетные направления деятельности, что делало геймплей гибким и вариативным даже для взрослых игроков.
Дэйв Апчёрч, бывший сотрудник LEGO Media, на онлайн-сессии вопросов и ответов рассказал, что планировался релиз проекта по серии Technic (самая продвинутая в конструкторском плане коллекция) на космическую тематику, но дальше пары демоуровней дело не дошло.
Погоня за двумя зайцами
В 2000-х LEGO Media дважды меняла название — сначала она превратилась в LEGO Software, затем в LEGO Interactive. Спектр жанров тем временем продолжал расширяться: его пополнил шпионский пазл Alpha Team, обучалки для дошкольников и изометрический платформер по «Биониклам» Quest for the Toa. Последний имеет важное историческое значение, так как стал первым за долгое время консольным эксклюзивом. Избранной платформой был Game Boy Advance, сыгравший не последнюю роль в становлении LEGO как игродела.
2002 год принёс влиятельного в стратегическом плане партнёра — сопродюсером нескольких проектов выступили Electronic Arts. Американцы действовали наверняка, предпочитая работать в основном над сиквелами успешных продуктов. Уж не знаю, совпадение это или нет, но именно в эпоху тесного сотрудничества с EA количество LEGO-игр начало превалировать над качеством. Спортивный симулятор Soccer Mania на ПК получил среднюю оценку в 51%, а научно-фантастический экшен Galidor: Defenders of the Outer Dimension, прошедший через производственный ад — 53%. Ситуация резко ухудшилась.
Последней каплей для руководителей LEGO стала Bionicle: The Game, продавшаяся и оценённая настолько плохо, что компания-разработчик обанкротилась, не получив роялти (вознаграждение начинало капать только после определённого числа купленных копий). Игровой «филиал» решили закрыть.
Новая надежда
THQ, выступавшая издателем проектов на GBA, более-менее сносно справлялась со своей задачей, но в целом будущее LEGO-игр выглядело безрадостно. Выручили «Звёздные войны» и английская студия Traveller’s Tales, представившая свежую геймплейную формулу. В LEGO Star Wars персонажи путешествуют в паре — вместе дерутся, вместе собирают коллекционные запонки, вместе разгадывают головоломки, применяя уникальные способности. По мере прохождения открываются новые герои и уровни, основанные на трилогии приквелов, а кат-сцены пестрят юмором.
Такая комбинация оказалась настолько простой и занимательной, что проект снискал славу в том числе у взрослой аудитории и занял почётное место среди остальных игр по киносаге Джорджа Лукаса. Прошло 17 лет, за плечами разработчика 23 LEGO-экшена, на полке в офисе стоят две статуэтки BAFTA (одна за следующие «Звёздные войны», другая — за «Бэтмена»), а повзрослевшие геймеры с неугасающим ажиотажем встречают уже Skywalker Saga.
В современный игровой период LEGO объединяется с другими известными на весь мир франшизами. Партнёрство с корпорацией Disney, купившей сначала Marvel, а затем LucasArts, привело к созданию комедийных аркад по «Пиратам Карибского моря», «Индиане Джонсу» и «Мстителям». Совместно с Warner Bros. были выпущены «Гарри Поттер», «Властелин колец», «Хоббит», DC Super-Villains, а также несколько проектов по уникальным вселенным LEGO.
Не забывают в Дании и про неординарные гейминговые направления. Самым любопытным из них был проект Lego Dimensions — аналог Disney Infinity, совмещающий видеоигру и коллекционирование фигурок. В кроссоверных сюжетных событиях, разблокируемых при покупке стори-паков, участвовали Симпсоны, Доктор Кто, Битлджус, GLaDOS, Скуби-Ду и множество других персонажей.
В 2017-м вышла песочница Lego Worlds, два года пробывшая в раннем доступе. Она сильно напоминает Minecraft (хотя какая вариация на тему Minecraft не напоминает оригинал?) — игрок бродит по процедурно генерируемому миру, собирает материалы и строит из них всё, на что хватит фантазии.
Несмотря на то, что нынешние LEGO-игры привлекают аудиторию постарше (в некоторых даже присутствует юмор на грани фола), датчане стараются удержать и детскую аудиторию. Конструкторы Hidden Side, например, позволяют юным строителям охотиться на призраков в дополненной реальности с помощью специального мобильного приложения. На сегодня для коллекции выпустили около двух десятков наборов, а в игру успели завезти кооператив.
Виртуальный бизнес не ограничивается одними видеоиграми. В магазине ассетов Unity можно отыскать обучающую программу LEGO Microgame, освоить азы работы с движком и за полчаса написать собственный уровень. По крайней мере, так указано на странице товара — обязательно сообщу в комментариях, если решу стать игроделом.
Путь к успеху был тернистым, но LEGO успешно его прошла. Пусть компания и не находится на вершине игрового Олимпа, зато она смогла выработать фирменный стиль, применить его ко множеству популярных франшиз и увлечь геймеров всех возрастов. Это же LEGO, в конце концов — как его можно не любить?
Давным-давно купил себе лего-игры по ЗВ. Играть было не с кем, пока не женился. Подсадил жену на фильмы(I-VI эпизоды, мультсериал "Войны Клонов" и сериал "Мандлорец"), купил и собрал с ней пару настоящих наборов лего, подарил ей геймпад.
Очень сложная многоходовочка, но оно того стоило. =)
Еще в детстве играл в Lego-игры, они всегда мне очень нравились. Я даже тут на сайте приобрел небольшую охапку Lego-игр для своей библиотеки в Steam.
Да прикольные игры по лего вышли,мне все зашли из подборки) В индиану джонса помню пробовал проходить и прошел по идее и лего бетмен 1 часть.
спасибо. я наконец нашёл человека который отвечает на мои коменты да
На GabeStore мы всегда рады поболтать с единомышленниками-геймерами)))
Когда-нибудь хочу пройти все LEGO-игры, а то пока что только играл в LEGO Star Wars, которая по шести эпизодам. Но она очень понравилась)
жаль только, что некоторые из них интересны только при прохождении с другом
Вот мой друг не особо хотел со мной играть в LEGO SW, мол, типа для детей. Пришлось в соло(
Мое знакомство с Лего играми началось с Лего Марвел супергерои)
Про первые игры из статьи не слышал до этого даже, но стратежка смотрится интересно ;D Весьма занимательный материал )
Я сам в шоке, что столько ЛЕГО-игр было до TT)))
Статья была отличная, конечно не хватает чего то)
А в какие игры играл тут нет кроме "LEGO Island" ну уж распространенная была раньше.
но мне в сердце попала игрушка "Legoland" которую я обменял всего лишь за 10 рублей и красивые глаза)
игра была действительно хорошая, и без каких то коллабов, не знаю, может быть это самостоятельная игра, может быть нет, но она заслуживает внимания~
Я из LEGO-игр проходил только 1-6 эпизоды по "Звездным войнам". Обожаю эту часть! Очень ждал "Сагу Скайвокера", жаль только, что сейчас ее в России не купить. Но ничего, подожду)
Всегда любил Лего конструктор, однако в леговские видеоигры почти не играл кроме Хоббита
Ну как-то или желания не было или по описанию считал игру скучной