Electronic Arts — это самая ненавидимая компания в мире. Неоднократно она получала первое место в списке худших американских компаний, в интернете постоянно муссируют её странные решения, поглощения мелких студий и убийства ею многими любимых франшиз. И я прекрасно всё это понимаю, читаю новости и вижу, как мнение многих об EA всё сильнее скатывается в такую глубокую яму, из которой у неё едва ли получится выкарабкаться. Но я знаю и ещё одну вещь.
Слепо хейтить что-либо — это в принципе не продуктивно, чрезмерно эмоционально и бесполезно. Ненависть застилает глаза и заставляет видеть вещи не такими, какие они есть, мешает анализировать, учиться и делать выводы. После моей статьи о том, что хейт в сторону Mass Effect Andromeda стоит умерить, эта кажется довольно закономерной. И пусть у меня самой временами к тому, что делают ребята из верхушки EA, возникают вопросы (да, ремастер моей любимой космооперы, я смотрю на тебя), но всё же не стоит забывать, что под этим названием трудятся тысячи человек, большая часть из которых не несёт ответственности за те непотребства, которыми временами славится компания.
Никто никаких чемоданов мне не заносил, никому безропотно нахваливать продукцию Electronic Arts я не обещала, и единственная моя миссия в этой статье: заставить вас задуматься о том, что «опять эти электроники клепают конвейерное говно» — это совсем не та реакция, которую заслуживает компания, повлиявшая на игровую индустрию так, как мало кто может. Даже если они опять анонсируют своё конвейерное говно.
Ну да, опять я тут просто сыплю буквы в кучу. Давайте же к конкретике. За что стоит если не любить, то как минимум уважать Electronic Arts?
Спасибо за прошлое
Помните Ultima Online, Star Wars: Knights of the Old Republic, Command & Conquer: Red Alert 2, Black & White, System Shock 2, Need for Speed: Underground, Crysis, Dead Space?.. Даже если вы не играли в эти игры, это не отменяет того, что они стали знаковыми для своего времени, и, по крайней мере, знать о них стоит каждому. Но я о них не поэтому. Давайте не будем ломать комедию, вы уже поняли, к чему я клоню. Да, это всё — игры Electronic Arts, которые издавались, рекламировались, а иногда и разрабатывались на их деньги.
Про EA можно смело сказать, что она была первой компанией, которая пришла в игропром с чёткой задачей продавать игры и достигла в этом потрясающих успехов. В первые годы её работы эмблема с двумя буквами, которая сейчас для некоторых является знаком проходняка, считалась чуть ли не волшебной, а чтобы получить товар с ней на обложке, дистрибьюторы были готовы платить «электроникам» конские проценты с продаж.
Благодаря EA на свет появились многие шикарные игры, из которых вырастали серии, вселенные и даже жанры. Компания постоянно двигалась вперёд, развивалась и не боялась экспериментировать, поддерживая временами разработчиков и игры, на которые очень рискованно было ставить. Но они выстреливали. И раз за разом приносили компании огромные деньги и любовь игроков.
Спасибо за эксперименты
Конечно, годы шли, руководство менялось, и вместе с ним — подход компании ко многим вопросам. В начале века ребят сильно скосило именно в сторону коммерческой составляющей. Акулы бизнеса решили выжать из игроков всё до последней копейки, внедрить довольно агрессивную монетизацию и в целом изменить подход к выпуску большинства продуктов. Основные самые прибыльные линейки стали выходить регулярно, обеспечивая издателя деньгами.
И именно эти конвейерные деньги позволяют Electronic Arts отступать от намеченного плана. Захотелось господам из Respawn Entertainment замутить соулс-лайк во вселенной «Звёздных войн» — да пожалуйста, делайте. Сингл? Без доната? Хм… Ну вы пока делайте, а мы уже потом посмотрим.
Я отчётливо помню, как перед выходом Star Wars: Jedi — Fallen Order все судачили о том, что если игру примут хорошо, то появится шанс на то, что одиночные сюжетные проекты от EA восстанут из пепла. А учитывая, сколько под их руководством сейчас студий и сколько у них прав на франшизы, это дорогого стоит. И в итоге игру приняли хорошо, а судя по тому, что Electronic Arts делают с Mass Effect и тому, что продолжают сотрудничать с Юсефом Фаресом с его будущей It Takes Two, прогнозы утешительные, и сюжетным проектам быть. Просто не всё сразу, подождите немного, им нужно успеть ещё раз переделать Dragon Age 4.
Кстати, про переделки. Мне очень импонирует то, что сейчас над вышедшей сыроватой, пустоватой и наполненной багами Anthem идёт работа по доведению до ума и улучшению начальной концепции. Игру хотят выпустить заново, но на этот раз так, как нужно. Вроде бы даже как раз в день публикации этой статьи должен пройти контроль качества проделанной работы, после которого и решится, станут ли доводить эту светлую мысль до ума и добавят сотрудников и денег или оставят этого зомби в покое. Честно, надеюсь на первое.
Знаю я одну игру, которой тоже бы потребовался такой ремонт, и ор по поводу сырости которой на релизе был куда громче, чем ор от сырости Anthem. Понятно, что сравнивать их сложно, и объём у игр совершенно разный, и жанр, и ожидания, но, видимо, даже лучшим из разработчиков есть чему поучиться у «корпорации зла».
Спасибо за донат
Нет, я не сошла с ума, не торопитесь выписывать мне диагнозы и называть меня сумасшедшей. Но этот пункт напрямую связан с предыдущим — с экспериментами. Если бы не тот скандал с Battlefront II, в котором с донатом явно переборщили и не разъяснили его работу, огромные синглы про гринд и ассасинов сейчас бы не стеснялись пихать в свои игры донат с избытком. Он шёл бы не только на косметику, но и на реально значимые вещи, а каждое очко навыков тратилось бы только за деньгу.
Понятно, что я утрирую, и что Battlefront II скорее стала катализатором той бучи, после которой началась общемировая истерия по донату, в законах нескольких стран запретили лутбоксы, а EA, склонив голову, извинялась перед игроками.
И в связи с этими событиями у меня возникла такая мысль: в любой отрасли всегда должны быть те, кто пробует первым и выясняет, хороша та или иная идея или нет. Именно с микротранзакциями у EA сложились особенные отношения: они пробовали добавлять их в свои синглплеерные игры типа Dead Space 3, нащупывая грань, после которой игроки начинают злиться. Игроки злиться начали почти сразу, так что эту идею быстро отложили и стали пробовать в мультиплеере. А остальные разработчики посмотрели на тот хейт, который полился на издателя, себе такой заиметь не захотели и ошибок повторять не стали. То есть Electronic Arts, по сути, нахватала минусов в карму за всю индустрию сразу. Даёт это ей плюсик в карму или нет, решать вам.
Спасибо за поддержку
Лично я скажу спасибо Electronic Arts за поддержку студий, у которых никогда бы не хватило денег выпустить свою игру, если бы дяди в костюмах, которые сидят в стеклянных кабинетах где-то на верхушке EA, не вкинули в игру парочку своих миллионов по той или иной причине.
Не все студии, которые скупила компания, тут же схлопнулись и перестали работать так, как нужно. Звучит, конечно, как так себе достижение, и хотелось бы, чтобы вообще все продолжали после поглощения работать как раньше. Но вот какая несправедливость: всякий раз, как читаешь списки поглощённых студий, речь почему-то всегда заходит только о тех, которые прожевали и выплюнули. А вот те, что без Electronic Arts никогда бы не получили мировой славы, постоянно забывают.
DreamWorks Interactive превратилась в DICE — тех самых, которые пилят Battlefield. Так что у них всё более чем неплохо, новости по шестой части разлетаются как горячие пирожки. А то, что раньше называлось Maxis, и вовсе сейчас переживает свой золотой век: у серии The Sims невероятные объёмы продаж, большое фанатское сообщество и не меньшие планы по развитию. А ещё они — единственный симулятор жизни в triple-A сегменте, что тоже о чём-то да говорит.
Неплохо всё и у Respawn Entertainment, которых я уже сегодня упоминала. А тех же BioWare компания старательно тянет за уши из болота, в которое они радостно погружались последние годы.
В списке купленных «электрониками» студий всё равно достаточно могильных крестов, но и их не стоит принимать слишком уж близко к сердцу. Я никого не выгораживаю и прекрасно понимаю скорбь фанатов по Dead Space, но и вам стоит понимать, что EA — не мать Тереза, благотворительностью они заниматься не обязаны, и если студия, в которую они вложили деньги, не работает, а её продукт по тем или иным причинам не продаётся, значит её надо закрыть, а разработчиков направить в проекты, где они будут нужнее.
Спасибо за бизнес
Как у потребителей, у игроков, безусловно, есть к EA вопросы. Они то проколются в одном, то накосячат в другом, то не так представят игру, то не доделают её до релиза, то заставят разработчиков на ходу осваивать новый движок. И несмотря на всё это, несмотря на шквал хейта, который рушится на компанию со всех сторон и со всех точек мира, в ней работают безупречные бизнесмены. Это люди, которые умудряются продавать один и тот же спортивный симулятор из года в год, толкать два стула и шкаф для симулятора жизни за тысячу рублей, хайповать до умопомрачения на вселенной «Звёздных войн» и делать из этого всего гигантские, просто колоссальные деньги.
И вот именно эти деньги заставляют двигаться вперёд индустрию, создают конкуренцию и подталкивают к рискованным, интересным и новым шагам всех неповоротливых гигантов индустрии. Потому что индустрия — это гонка, и чтобы в ней занимать хорошие места, нужно шевелиться.
Не призываю вас тут же засыпать офис EA валентинками, скупать каждую первую игру издателя и нести весть о том, что они солнышки и зайчики. Вас могут неправильно понять. Я вообще вас ни к чему не призываю, кроме того, чтобы думать своей головой, но и принимать во внимание разные мнения. Помните, что не ошибается только тот, кто ничего не делает, а EA уже набила достаточно шишек для того, чтобы научиться чему-то, и в будущем мне не пришлось за них оправдываться.
В общем, нет ни одной причины не хейтить ЕА. Они это заслужили. Хотя конечно всё ещё есть игроконтора, которую я ненавижу гораздо больше, но она во Франции и у неё свои приколы
Ага. А ЕА в этот момент бросают игры на свалку истории, как было с Андромедой, к которой планировалось длс но так и не вышло, потому что игра вышла так себе, из-за того что ИМЕННО ЕА заставили Биотварей работать с Фростбайтом и душили сроками. Именно после покупки Электрониками каждая новая игра Биотварей была всё хуже предыдущих и так дошло до Анзема, который они кстати тоже выкинули на свалку истории.
И ещё напомню, что разработка Фоллен Ордера началась до покупки Респаунов. В итоге единственная хайповая одиночная игра ЕА за последние лет десять (Ну, Масс Эффекту 3 недавно как раз 10 лет исполнилось, а Драгон Эйдж Инквизиция умерла ещё в зародыше)
И ЕА задушили Дайсов настолько, что дошло до самой лютой иронии что я знаю: Винс Зампелла, создатель Калофдути и долгое время руководитель данной серии, стал руководителем Баттлфилда, который считается главным конкурентом Калофдути
Журналисты: Что ожидает нас в новой части FIFA?
EA: новоя графека :-)
Журналисты: И сколько вы хотите за свой продукт?!
EA: 5.000... Возможно долларов :D
Получается EA показывают компаниям, что можно делать, а за что на тебя посыпится хейт.
Не думаю, что они настолько альтруисты) Но все же ЕА хватает смелости/наглости/глупости иногда вытворять то, на что другие не решались или не додумывались. С одной стороны, это и похвально, с другой, иногда подобные выходки приводят к тому, что другие разработчики подхватывают идеи, которые игрокам не нравятся - вроде микротранзакций в ААА-играх.
Только не микро транкзации. Как только слышу это сразу в дрожь бросает потому что некоторые разработчики не знают меры, те же EA добавляют столько "микротразакций" в ФИФУ например, что в это почти невозможно играть. И соглашусь с вышесказанным что многие разработчики это подхватывают. Например смотря на юбисофт, страшно представить что они могут сделать.
Да, юбики уже превратили "Ассасинов" в гриндилки с донатом. Я в "Одиссеи" ресурсы фармил так долго, будто это какая-то ММО. Причем прошел игру на 100% со всеми DLC, и то не до конца прокачал всё...