В изначальном варианте этой статьи было ироничное вступление: вы вот, мол, играете в Cyberpunk 2077, а я «Лицензионное соглашение с конечным пользователем» читаю. К счастью, в Найт-Сити я отправлюсь одновременно со всеми остальными, потому что EULA вышла за несколько дней до релиза, ажиотаж, наверное, подогреть. И вышла она под стать игре, такого неформального документа я в жизни не видел.
Вообще я удивился, когда узнал, что у каждой игры есть своё лицензионное соглашение, от крупных MMO до инди-хорроров. Проверил — и правда, просто я их на автомате проматывал и не замечал, прямо как заставки с логотипами разработчиков. Но теперь на мне лежит ответственность по вашему просвещению, поэтому сегодня мы разберёмся в договоре, который вы не глядя заключили с поляками.
CD Projekt облегчили мне работу и выпустили соглашение сразу с аннотациями и шутейками. Примечания в правой колонке ещё и обставили тематически: мол, это нам настоящий киберпанк из Найт-Сити переводит с канцелярского языка на человеческий. Помню, мои первые статьи так переводил наш креативный директор.
Что сразу бросается в глаза, так это обилие разговорных формулировок в «официальном» левом столбце. Первый раз вижу, чтобы юристы компании пропускали в текст выражения типа «добро пожаловать в Cyberpunk 2077» и «наша замечательная родственная компания GOG». Не для того ли это сделано, чтобы пустить нам пыль в глаза и отвлечь от того факта, что игру разрабатывали всего год? Шучу, конечно нет, бросьте уже эти теории заговора.
Киберосновы
Соглашение интересно определяет тот момент, когда мы даём согласие на его соблюдение:
Никогда раньше подобных документов не читал, сравнить не с чем, но придумано умно: если вы пришли поиграть в гости к другу, нарушать условия всё равно нельзя. Отмазаться тем, что игра чужая, не выйдет.
В плане минимального возрастного порога я согласен с консультантом-киберпанком: трудно сохранить покерфейс, когда читаешь, что для подростков 17-18 лет обязательно, чтобы родители одобрили Соглашение. Они же заинтересуются, запустят игру и в итоге отнимут у вас компьютер. Иди, скажут, погуляй, а мы пока подумаем, одобряем или нет.
Нас дополнительно предупреждают, что в Cyberpunk 2077 демонстрируются всякие непотребства. Обычно этим занимается ESRB (организация, выдающая играм возрастные рейтинги), но CD Projekt вот решили лишний раз напомнить, что контент будет жёсткий. Судя по его описанию, кстати, удивляешься, что рейтинг у игры всего лишь M (Mature, 17+), а той же Fahrenheit на релизе влепили AO (Adults Only, только для взрослых).
Бывалые читатели Блога уже в курсе, что покупают они не игры, а лицензии. Тут то же самое: мы получаем «привычную»
Как правильно поясняет местный переводчик на пацанский: «Покупаешь игру для определенной системы, девайса или платформы, играть можешь только там». Одалживать, сублицензировать и «продавать» запрещено (почему «продавать» в кавычках, читайте в «Тонкостях договора Steam»).
Давно было известно, что в Cyberpunk 2077 не будет DRM, которая своей фоновой работой сгубила «Бэтмена», но разработчики не отрицают, что, возможно, прибегнут к другим программам, работающим параллельно с игрой. Нас обязательно об этом уведомят, но о чём идет речь, я всё равно не понимаю. Кто знает — пишите в комментарии.
Правила использования игры довольно стандартные, не вижу смысла останавливаться на них подробно. Разве что выделил бы среди стандартных запретов на читерство, майнинг и вредоносный код самую первую «заповедь»:
Так и поступлю.
Кибертворчество
В прошлых материалах рубрики мы видели, что даже самые крупные компании уделяют большое внимание правовому регулированию фанатского творчества. CDPR не исключение: что можно, а что нельзя, нам рассказывают в англоязычном «Руководстве по фан-контенту».
Оно составлено максимально дружелюбно к «творцу»: никаких сложных правовых формулировок, просто вопросы и ответы, разложенные по полочкам. Косплей, стримы, фан-сайты, красивые скриншоты — это всё классно, но есть правила, которые никакой фанатский контент не должен нарушать.
И они довольно странные. Оцените, какой текст (или близкий к нему) должен содержать ваш фан-контент:
«Пожалуйста, не заставляйте людей думать, что мы поддерживаем вашу работу», — говорят. Так и написано, секция 2, пункт b! Предположу, что разработчики таким образом огораживаются от нападок бойцов за социальную справедливость (а они абсолютно точно будут). Предъявят полякам: «И как вы допустили такой чегобытонибылофобный арт?» А они ответят: «Ничего мы не допускали и не поощряли, идите напрямую к художнику». Обидно, конечно, но в наше время дальновидно. В пункте d юристы компании перестраховываются и напрямую рекомендуют не задевать ничьих чувств.
Ещё один необычный запрет:
Помню, в Fallout 4 было что-то похожее: броню и оружие, скопированные из условного DOOM, на главном сайте по модам, Nexus Mods, выкладывать запрещали, потому что в дверь могли постучаться правообладатели. Сайты зарабатывают с рекламы, игра чужая, в общем, деликатная ситуация была бы. Но ничего, пиратским модификациям целиком посвящён другой сайт! Какой — не скажу.
Наконец, разработчики запрещают использовать фанатский контент в коммерческих целях. «Это что же, монетизацию теперь придётся отключать?» — спросят наши читатели из числа популярных стримеров-ютуберов. Нет, без паники, не придётся. Про вас составили целый раздел «Руководства», и говорится в нём, в частности, следующее:
Второе предложение тут же поясняют: нельзя, например, вставлять синематики из игры в музыкальные клипы. Звучит справедливо.
Последнее время стримерам прилетают страйки за незаконное использование лицензированной музыки. CDPR об этом позаботились и добавили в Cyberpunk 2077 специальную функцию, которая временно убирает все «защищённые» треки из радиоэфира.
Доменные имена фанатских веб-сайтов запрещено делать похожими на принадлежащие CD Projekt наименования:
Попробуйте, кстати, зайти на этот сайт, он состоит из шутки-самосмейки.
Важный вопрос: кто в итоге является правообладателем фан-контента? Создатели игры разъясняют: авторские права принадлежат создателю контента, но в момент его создания CDPR получают ту самую лицензию, перед которой много прилагательных, на то, чтобы ваше творчество демонстрировать.
Что будет, если «Руководство» нарушить? Ничего хорошего. Конкретно ничем не угрожают, но вспомните, к примеру, как агрессивно Blizzard реагировали на фанатские аддоны к Hearthstone.
Кибермучения с киберпрецедентом
Возвращаемся обратно к кислотно-жёлтой веб-странице. В статью 12 врывается моя любимая юридическая тема под названием «Англосаксонские правовые особенности». Напомню: из-за того, что в США, Великобритании, её бывших колониях и ещё кое-где основным источником права является не закон, а прошлые решения судов (прецедент), юридические документы на их территории обрастают новыми непонятными европейцу деталями. Так же и тут: вся статья — это, считайте, обязательное перечисление «для галочки» всех мелочей, которые кто-то абьюзил при царе Горохе. От них пухнет голова, места они занимают столько же, сколько несколько других статей вместе взятых, а в конце ещё и отдельно прописаны особенности для штата Калифорния. Бедные польские юристы!
Нормальным языком весь смысл огромной статьи умещается в одно предложение:
Жители стран с привычной нам правовой системой, согласно статье 15, разрешают все вопросы в соответствии с законодательством Польши. А вот американские юзеры соглашаются, что формально играют в Cyberpunk 2077 и читают данное Соглашение на территории Лос-Анджелеса. Разбираться с разработчиками жителям США можно тоже исключительно в судах этого города. Вот так работает прецедентное право! Что ни статья, то подводный камень, оговорка или дословное объяснение.
EULA «Киберпанка» — редкий пример соглашения, написанного с душой и даже юморком, ведь по сути оно тоже часть игры, значит, должно ей стилистически соответствовать. Я помню всего один такой случай: в договоре Baldur’s Gate III игрока обязывают сочинить песню, стих или иным способом восславить Забытые Королевства.
В заключение скажу, что это был первый раз, когда разбор юридического документа доставил мне удовольствие. Особенно это касается комментариев справа, всем бы договорам такими быть! Ну и респект CDPR за то, что даже во время дикого кранча, который будет продолжаться ещё несколько месяцев, они нашли время добавить в скучный юридический документ развлекательную нотку. Зная свои права, отрываться в Найт-Сити мы сможем намного отвязнее.
Роман вообще красавчик - рассказывает такие скучные, казалось бы, вещи так интересно!
Спасибо за статью. Рэды действительно очень креативно подошли к договору.
Метелица вообще очень агрессивно относится к фанатскому творчеству. А от 18+ контента у них полыхает сильнее всего.