Войти
15.10.2021
31
5392

Как развивалась серия Far Cry

Я до сих пор отлично помню одну из первых видеопрезентаций Far Cry 2. Разработчики настолько увлечённо и страстно рассказывали о смене геймплея и проработанном поведении виртуального мира, настолько были уверены, что делают нечто революционное, что в ответ на некоторые вопросы журналистов буквально огрызались: «Ну, во-первых, вы не мой начальник, чтобы такое спрашивать», — и тому подобное. Результат оправдал ожидания — Ubisoft Montreal придали серии совершенно новый вектор развития. Куда он привёл и что было до него?

Франшизе уже почти 20 лет. За это время произошло столько экспериментов разной степени радикальности, что можно целое научное исследование провести. Однако я попытаюсь уместиться всё это в формат стандартной для нашего Блога статьи.

Динозавры и мутанты

Слово Cry в названии не просто так: была у студии Crytek такая мода, вставлять фрагменты своего наименования в выпускаемые продукты. Crysis и Ryse: Son of Rome (там ограничились всего одной, зато сильно выделявшейся буквой) тому подтверждение. На E3 1999 начинающая немецкая компания представила прогрессивный движок CryEngine, а вместе с ним — техническую демку под названием X-Isle: Dinosaur Island. В планах у Crytek было договориться с Nvidia и использовать программу в качестве бенчмарка новых видеокарт.

Для начала нулевых выглядит эпично!

Позднее с немцами связалась Ubisoft: французы предложили оставить тропический сеттинг, но заменить древних ящеров более привычными противниками — людьми и мутантами. Так «Остров динозавров» превратился в приключения бравого спецназовца на секретной лаборатории, Far Cry.

Игра если и не произвела графической революции, то была очень к этому близка. Движок позволял отказаться от статичных задних фонов, даже самые далёкие холмы рендерились и отрисовывались в реальном времени (при наличии мощного компа, само собой). Немыслимо для 2004 года! В техническом плане Far Cry вообще представлял из себя «Crysis на минималках» — бешеная проработка листвы, воды и физики заставляли пересмотреть понятие «игровой ПК», а на консоли эта красота заглянула аж через десять лет.

Сравните графику — мне одному кажется, что на ПК всё равно было лучше?

Ну и как не упомянуть сложность! Немецкая игра (почти любая) не была бы немецкой игрой без зубодробительных моментов, с которыми даже фаны Dark Souls справятся далеко не сразу. Даже на стандартной сложности первый Far Cry порой превращался в смертельную головоломку: определённые фрагменты требовали просто фантастической реакции и владения мышкой. Как в это игралось на «реалистичном», боюсь представить.

Перерыв на заработки

Далее Ubisoft начали заниматься тем, что умеют лучше всего — «доить» франшизу. В 2005-м на Xbox заглянул Far Cry Instincts, урезанный ремейк первой части. Точнее, даунгрейду подверглась в основном графическая составляющая, и то по понятным причинам. Геймплей пополнили новые мультиплеерные режимы, пушки и сверхъестественные способности. Средняя оценка «Инстинктов» на Metacritic меня удивила, аж 85 баллов от журналистов!

Между первым и вторым номерными Far Cry вообще был нехилый консольный перерыв. Хоть их и разделяет всего 4 года, за это время вышло приличное количество спин-оффов — ещё немного и Resident Evil бы завидовать начал. Пройдёмся по списку

  1. Far Cry Instincts (Xbox, 2005) — достойная игра, особенно для своей платформы, не тянувшая, однако, на полноценный сиквел.
  2. Far Cry Instincts: Evolution (Xbox, 2006) — попытка сыграть на популярности предшественницы, предлагающая всё то же самое, но в меньших масштабах. Получила оценки чуть хуже, но убедила издателя, что линия гнётся правильно.
  3. Far Cry Instincts: Predator (Xbox 360, 2006) — сборник из первых двух пунктов списка с обновлённой графикой на консоль нового поколения. Опять же, вполне крепкие 78 баллов.
  4. Far Cry Vengeance (Nintendo Wii, 2006) — отвратительный порт Instintcs, ведь Ubisoft без такого не могли! Задумка была похвальная: дать игроку более иммерсивный опыт за счёт контроллера Wiimote, только вот ради этого как будто пожертвовали всем остальным. Количеством полигонов Wii никогда не радовала, мыльный пластилиновый графон в довесок ещё и проседал до 9 FPS. Словом, технический аспект убил всё веселье. Итог — 38 на Metacritic и осознание факта, что пора делать полноценную вторую часть.
  5. Paradise Lost (игровые автоматы, 2007) — приемлемый порт Instintcs, созданный компанией Global VR под копирку с их предыдущего хита Aliens: Extermination. Вновь довольно урезанный, но с задачей похайпить справившийся.

Far Cry Instincts

Far Cry Instincts: Evolution

Far Cry Instincts: Predator

Far Cry Vengeance

Paradise Lost

Для меня загадка, как французский издатель умудрился выпустить столько классных проектов подряд (три из которых были консольными ответвлениями), но факт остаётся фактом — сиквел был максимально «подогрет» тёплыми обзорами оригинала и почти всего, что было после.

Революция начинается

К 2006 году Crytek заключили сделку с EA и заселили тропический остров инопланетянами и корейцами. Ubisoft же, воспользовавшись этим, выкупили права на Far Cry и сменили место действия на горячую точку в Африке. Вторая часть использовала совершенно новый движок с не менее впечатляющими возможностями, чем прошлый. Dunia умела динамически деформировать листву, строить «маршруты» пожаров в зависимости от направления ветра, выращивать деревья, создавать облака и многое другое. «Крайтековская» графическая планка была задрана необычайно высоко, и частично поэтому последующие части франшизы костерят за менее проработанные природные механики. Не думаю, что потребитель так сильно концентрировался бы на заскриптованных возгораниях пшеничных полей в Far Cry 5, если бы в сиквеле попроще обошлись с физикой.

Стала ли продвинутость второй части бичом всей серии?

Искусственный интеллект тоже радовал. Противники не бежали на героя втупую, а в лучших традициях F.E.A.R. и той же Crysis применяли хитрые тактические манёвры, выручали друг друга и в целом старались сделать вашу жизнь как можно сложнее. Я вот, пока писал статью, зашёл в игру и слёг в первой же перестрелке. Респект!

Поменялся и подход к прохождению: игрока бросали в открытый мир-песочницу, по большому счёту предоставляя его самому себе, лишь бы до Шакала добрался. Конкретно в «двойке» были элементы симулятора жизни, с которыми явно переборщили — малярия и поломки автомобилей выглядели иммерсивно, но не каждые же пять минут закидываться таблетками и вертеть ключом! То же можно сказать и о вечно клинящих стволах. Понятно, что африканские партизаны не могут похвастаться топовым вооружением, да только разработчики, наверное, подзабыли, что в шутере надо стрелять.

Значимость Far Cry 2 трудно переоценить. Некоторые считают её лучшей в серии, кто-то плюётся при одном её упоминании, но именно она стала тем фундаментом, на котором Ubisoft строили последующие тайтлы.

Что такое безумие

Первым двум частям не хватало одного — одиозного злодея, который мотивировал бы и героя, и игрока становиться сильнее и исследовать мир из чувства ненависти. С этим отлично справился Far Cry 3. Вас даже некую тенденцию заложил: после него трудно представить серию без яркого антагониста.

Игрока вновь отправляли на солнечный остров, напичканный враждебными факторами. Геймплейные нововведения в этот раз внедрили не так радикально: крафтинг снаряжения из компонентов, добываемых с животных, и фирменные вышки из Assassin’s Creed отлично вписались в открытый мир. Многое в «трёшке» условно — призыв животных куском мяса, чересчур упрощённый стелс, но именно этим она и прекрасна! Зачистку лагерей можно было осуществлять множеством разных способов, каждый раз чувствуя себя на вершине мира. К этому добавили щепотку прокачки, стильно оформленную в виде татуировок, а наши приправили рецепт редкой на то время озвучкой с использованием нецензурной лексики — и получился один из лучших продуктов Ubisoft за всю историю! Благодаря верному комьюнити его теперь можно пройти вдвоём: на сайте Nexus Mods появился Open World Co-op Mod. Всегда любил моды!

Условия рынка суровы: если ты сделал что-то отлично, надо продавать это с небольшими вариациями под видом чего-то нового. Сейчас вышла уже Far Cry 6 (а до неё пара спин-оффов), но радикальных изменений концепция так и не претерпела. Хотя, если задуматься, они ей были не особо-то и нужны. После «идеальной» по мнению многих третьей части разработчикам важно было сохранить тот импульс, который она придала серии, и ненавязчиво его освежить. Попытки были похвальными: и Blood Dragon, и Primal, пусть и кажутся «прикольными вариациями на тему», на деле являются прибыльными экспериментами. Что будет, если убрать из хитовой формулы крафт? А если в каменный век всё перенести? Или, может, к упоротым фильмам отсылок добавить? «Первобытный» Far Cry у меня вообще самый любимый — настолько, что с него я начал осваивать платиновые трофеи.

Ну а «четвёрка», аккуратно вписавшаяся между двумя неномерными частями, в основном следовала формуле Far Cry 3, внося совсем уж точечные дополнения. Нелинейность, вертикальный геймплей с крюком-кошкой, возможность прятать тела как дополнение к стелсу, поездки на слонах в качестве региональной изюминки — что-то разработчики в дальнейшем переняли, от чего-то отказались, но период до и после приключений Аджая послужил, пожалуй, самым большим плацдармом для опытов за всю историю франшизы. Злодей вышел не таким харизматичным, как его «соседи», но тут суть была в месседже: ни под чьей властью жители Кирата полностью счастливы не будут.

Новый рассвет?

В Far Cry 5 счётчик экшена выкрутили на максимум. За 43 часа в игре я использовал скрытность только там, где об этом просили напрямую. Остальные 99% времени занимали штурмы баз на боевом вертолёте и подрывы всего и вся. Не скрою, это довольно скоро наскучило, но спустя какое-то время у меня появилось одно подозрение. Ubisoft — одни из главных адептов огромных открытых миров. Может показаться, что каждый следующий свой open-world-продукт они делают больше просто потому, что технологии позволяют, но это не совсем так. Думаю, французы прекрасно понимают, что на одних только количественных показателях далеко не уедешь, поэтому подталкивают геймеров к смене темпа. Их свежие игры доставляют намного больше удовольствия, если не торопиться: округ Хоуп можно при желании зачистить за три сумбурных восьмичасовых сессии, а можно за двенадцать бодрых двухчасовых. Мне кажется, именно в этом концептуальная значимость «пятёрки», но чтобы полностью её оценить, нужно сделать над собой усилие.

Геймплейно же похождения помощника выделяются богатым редактором уровней, возможностью кастомизации и полного совместного прохождения. Отдать несколько сотен кровных (по скидке, конечно) за это действительно стоит: что Far Cry 5, что, например, Wildlands дарят незабываемые ощущения, после которых ты перестаёшь воспринимать их как синглплеерные проекты.

Вернёмся на минутку к претензиям в плане физики. Dunia и здесь старается как может, просто приоритеты у движка другие. Один из них — доступность. Far Cry 2 мало у кого шёл в 60 кадрах в секунду, пятую же спокойно тянут даже средние машины. Также не стоит забывать, что разработчики вынуждены постоянно оглядываться на консоли — это тоже диктуют реалии индустрии. Вряд ли PS4 и Xbox One потянули бы динамически разрушаемые деревья на такой большой карте, реши авторы вставить в игру этот эффект. Ну а некоторые вещи вообще выглядят объективно лучше: смотреть, как преломляется свет, проходящий через утренний туман — услада для глаз.

New Dawn зачем-то окрестили отдельной частью, хотя тянет она максимум на очень хорошее DLC. Слишком уж тут много общего с Far Cry 5. Из нововведений, которые сказались на развитии серии, отмечу крафт оружия и экспедиции. В целом неплохо, но есть ощущение, что всё это мы уже видели.

Far Cry 6 продолжает идти по проторенной тропинке. Обширнейшие территории, дополнительные активности с национальным колоритом (петушиные бои — one love) и актёр голливудского масштаба в главной роли здесь соседствуют с аркадной системой брони (пять хедшотов в одно тело — это что-то из области The Division), экипировку с перками, модификацию вооружения и транспорта. Нового контента не то чтобы полно, но и не так мало, чтобы быть в тени предыдущих частей. Критики, причём и в положительных, и в отрицательных рецензиях сходятся во мнении, что это очередная игра жанра Far Cry. Понравится она вам или нет, зависит исключительно от отношения к прошлым тайтлам.

Что ж, теперь у нас достаточно информации, чтобы ответить на главный вопрос: развивалась ли серия Far Cry? Определённо, но в нужном ли направлении? С выхода второй части прошло 13 лет, а над её наследницами по-прежнему висит то самое клеймо «убийцы CryEngine». Количественный рост локаций и активностей тоже вызывает сомнения, но их рассеивает почти любой современный проект Ubisoft: подобные гигантские игры не предназначены для скоростных забегов, так вы только быстрее утомитесь и разочаруетесь. На прохождение Assassin’s Creed Valhalla в расслабленном темпе у меня ушёл примерно год, причём я убеждён, что так и задумывали разработчики. В этих мирах надо жить!

Ваша любимая часть Far Cry
Опрос
Роман Машинский
Следит за революциями
почитать еще
комментарии 31
17.Oct.2022 в 01:18
0
0

Четвертая, кстати, тоже была неплоха. Пэйгон Мин вышел очень харизматичным. Вообще, серии везет на крутых засранцев-антагонистов)

Свернуть  2
До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов
17.Oct.2022 в 04:03
Силим Кам
0
0

Кстати, какая ваша любимая часть?;)

До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов
18.Oct.2022 в 02:44
Кирилл П.
0
0

эм... сложно. Третья... Пятая... Все-таки пятая, да)

До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов
02.Jul.2022 в 19:12
0
1

Я отдаю предпочтение конечно 3 части. Ну и blood dragon хороший ретро шутер конечно же)

Свернуть  2
До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов

Третья часть - классика уже :)
Мне вот пятая нравится и вторая.

До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов
0
1

а чем вторая часть зацепила ?

До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов
19.Apr.2022 в 09:47
1
0

Не знаю как всем, а мне больше всего нравится 3 часть)

Свернуть  2
До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов

Не зря она стала эталоном серии на долгие годы :)

До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов

Полностью согласен)

До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов
16.Jan.2022 в 06:15
0
0

Играл в большинство частей, больше всего понравились 2 и primal, а вот 3 вообще терпеть не могу)))

Свернуть  1
До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов
16.Jan.2022 в 06:24
Sayonara
0
0

Прекрасно вас понимаю. Вообще не могу понять, что люди находят в следующих играх серии. :)

До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов
08.Nov.2021 в 22:04
0
0

Мне нравится все части кроме New Dawn

Свернуть  1
До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов

Играли в 6 часть?

До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов