До конца прошлого года я не переваривал стелс от слова совсем. Ну вот никак не мог уловить, в чём прикол скрытного гоняния лысого (на самом деле как раз не гоняния, а нерасторопного перемещения и переодевания) и смешивания с толпой в различные исторические эпохи. Исключение составляли только гениальные представители жанра, если вы понимаете, о чём я. И тут в какой-то момент в голове что-то щёлкнуло: надоело мне резать врагов направо и налево рандомными кнопками, захотелось вызова, но интеллектуального, а не такого, чтобы на кнопки интенсивнее жать. При этом целиком перемещаться в новый формат было неохота: сидеть по пять минут в укрытии маршруты мониторить — это до сих пор не моё. Я не надеялся найти подходящего по всем пунктам кандидата, и каково же было моё удивление, когда с этим мастерски справился сиквел знаменитой игры про викторианскую Англию из альтернативной вселенной!
Я настолько старательно избегал серию, что со всеми частями сразу познакомился в формате Complete Collection. Начал с Death of the Outsider, потому что она самая короткая (присмотреться решил). Разумеется, ничего не понял и решил переключиться на вторую часть. Почему? Да там графон просто помоднее, чем в первой. Да, сегодня всю статью будут вот такие казуальные рассуждения, ведь в стелсе я полный ноль. Ну уже не совсем полный.
Первое знакомство с Dishonored 2 также прошло довольно скоротечно. Я посмотрел заставку, перерезал всех стражников, вышел на улицу, догадался запрыгнуть на вагончик (уже тогда, помню, оценил креативность Arkane) и, считай, проехал через весь уровень. На скрытность и хаос мне тогда было по барабану, и я подумал: «Что же это за игра такая, где миссия за две минуты проходится? Да ну её в Бездну!»
Врубиться в величие серии мне помогло видео с подборкой убийств, которые и в голову-то не каждому придут. Воплотить их в жизнь, а уж тем более предусмотреть в игре — прямо-таки геймдизайнерские подвиги!
И ладно бы человек абьюзил глючные механики. Да, пара таких моментов в ролике имеется, но в остальном-то это чисто скилл, точный расчёт и тренировки! Хоть я и не рассчитывал сам освоить подобные мувы, просмотр видоса убедил меня, как бы это высокомерно ни звучало, дать Dishonored второй шанс. И начал я снова с сиквела.
Как я перестал бояться и полюбил стелс
Тот же самый «короткий» первый уровень заиграл новыми красками, стоило мне начать действовать вдумчиво и обращать внимание на окружение. В какой-то момент я настолько вошёл в раж, что решил выбить ачивку «Чистые руки», вообще никого не убивая. Спойлер: не вышло, в Кунсткамере осы умудрились найти и съесть стражника, пока я радостно бежал сдавать квест.
Но вернёмся к интерактивным объектам. Это не только мусорные баки, шаткие доски и другие способы банального устранения противников. После прочтения чуть ли не первой записки уровни раскрываются совершенно по-новому и обрастают новыми измерениями. Наградой за дотошность и внимательность служат как зрелищные массовые устранения (необязательно летальные), так и скрытые миссии. Мой любимый пример — ограбления. В каждой локации есть закуток, где вам продадут боеприпасы и улучшат снаряжение. При этом игра прозрачно намекает, что зайди ты на чёрный рынок через чёрный ход, получишь намного больше и бесплатно. Способ туда проникнуть ищи сам: где-то надо назвать пароль и прикинуться «курьером», где-то — найти ключ, ну а наиболее запомнившийся мне взлом включал в себя поиск банки со взрывчатым топливом, устранении горе-воров, которые не могли рассчитать силу взрыва, и вынос всей стены тройным зарядом ворвани. В итоге никто не пострадал, кроме репутации магазина и «крышующих» бизнес бандитов. Они устроят вам засаду в одной из последних глав, если вы слишком увлечётесь таким вот беспределом. Первую лавку я обнёс случайно, а дальше это превратилось в гештальт, без его закрытия я уже не мог покинуть область и вернуться в хаб. Так что да, меня ждали. Обожаю Arkane!
Ладно, про второй любимый пример тоже расскажу. Есть в игре такой криминальный тип — Паоло. Первая встреча с ним проходит как раз в подпольной лавке, причём продавщица рекомендует нам от греха подальше спрятаться. В принципе, можно так и поступить, но это будет сродни поездке на поезде на первом уровне, поэтому я храбро ринулся в скрытный нелетальный бой, одержал победу… И вырубленный главный авторитет превратился в стаю крыс.
В дальнейшем становится известно, что он тоже ведёт дела с Чужим, поэтому убить его не так-то просто, есть даже отдельное достижение за троекратное устранение Паоло. Финальная расправа — это Dishonored во всей красе: если как следует разузнать о способностях злодея к воскрешению, второе и третье убийства выполняются с разницей в пару секунд. Респаунится он у строго определённого алтаря, поэтому сначала мы планируем третье убийство/оглушение, потом осуществляем второе, а затем просто смотрим, как в углу экрана всплывает трофей. В идеале. С первой попытки вряд ли получится.
Заметьте: ни один из вышеописанных интересных фактов не был выявлен благодаря тому, что я подолгу сидел в кустах и отслеживал передвижения врагов. Совсем наоборот: новые способы прохождения вам подарит только неустанное перемещение по локациям и изучение всего и вся.
Чумовой левел-дизайн (даже без крыс)
Художественные произведения про викторианскую Англию я тоже не особо жалую. Всё какое-то серое, тусклое, вокруг социальное неравенство, грязь, погода эта британская… Разработчики Dishonored 2 поняли, что после первой части мрачный Дануолл может довольно быстро надоесть, поэтому там проходят только начало и конец игры. Всё остальное время мы проведём в живописной Карнаке — «Жемчужине Юга».
Сюжет отправит нас в несколько абсолютно разных по архитектуре и игровому процессу локаций. Многоэтажный музей, особняк герцога с бесчисленными потайными комнатами, заброшенная резиденция промышленного магната — всё это классно и красиво, но есть в игре и поистине крышесносное здание.
Едва переступив порог лаборатории местного изобретателя, игрок понимает, что сейчас начнутся кошки-мышки, потому что тут везде датчики и роботы с камерами на затылке, да и сам хозяин «радушно» нас приветствует. «Но ведь так нечестно, вся игра строится на том, что у тебя всегда есть какое-никакое территориальное преимущество!» — подумают самые наблюдательные. Верно, и знаете, что служит преимуществом на данном уровне? Сам особняк! Конфигурация комнат, в которых потенциальным покупателям демонстрируют революционные изобретения робототехники, постоянно меняется, причём часто с нашей помощью. Выглядит это ну просто потрясно:
Вторым нашим козырем является, как обычно, смекалка: никто не помешает во время «смены» комнат зайти за передвижные стены и оказаться в самом сердце безумного механизма. Исследование изнанки уровня — ещё один важный пласт геймплея Dishonored 2, а конкретно «Механический особняк» крут настолько, что его анализу посвящены целые статьи на зарубежных сайтах. Это один из самых топовых примеров левел-дизайна, что я видел в играх в принципе.
Играть — не переиграть
Расправиться с учёным можно тоже по-научному: усадить в кресло для шоковой терапии, нужным образом перераспределить энергию и значительно опустить его IQ. Такое многообразие для серии не новость: в любой Dishonored существуют «синие» и «красные» поступки, ведущие к отдельной концовке. Ради гуманных несмертельных устранений боссов обычно приходится попотеть, но оно того стоит:
Убийство — не способ избавиться от проблемы. Гораздо интереснее превратить злобного учёного в идиота с помощью электрического стула и пары нехитрых манипуляций с рычагами или кинуть за решётку настоящего герцога, заручившись помощью его двойника — никто всё равно не сможет отличить их друг от друга. Благо, Dishonored 2, при всей своей тяге к готической романтике — это рай для пацифиста. Тем не менее никто не помешает вам быть аморальным ублюдком: вы можете бегать по стенам и тыкать невинных солдат в спину ножичком, можете скормить кого-нибудь крысам или перерезать всех гостей какого-нибудь особняка. Правда, в этом случае вас осудит не только ваша совесть (если она вообще есть), но и окружающий мир: каждое негативное действие будет приближать игровую вселенную к её «тёмной» сущности. Dishonored 2 — это не только борьба за трон и за семью, это борьба за свою душу, за понимание того, что добро всегда ведёт к добру, а зло порождает лишь ещё большее зло.
Геймплей настолько вариативен, что позволяет «срезать» целую локацию: проход к цели одной из миссий закрыт на гигантский кодовый замок, а комбинация указана в заметке прямо под боком, только в формате логической загадки, мол, всё равно никто не отгадает. Опций здесь несколько: заручиться поддержкой одной из фракций, борющихся за власть, найти заметку с решением самому (а заодно вырубить обоих главных негодяев уровня и отправить их в рабство), либо пошевелить мозгами и вскрыть ворота лично. И главное здесь не в том, что это очередная «поездка на вагончике», а в том, что игроку дают возможность так делать. Я, конечно, сам отгадывать ничего не стал, но ментально послал разрабам огромное УВАЖЕНИЕ+.
Кстати, сразу после решения головоломки игровой процесс снова делает резкий поворот: нам дадут новый артефакт и возможность укрываться от вражеских глаз, перемещаясь во времени! Я только челюсть успевал с пола поднимать.
Тем, кто прислушается к моей рекомендации и решит познакомиться с серией, я, наверное, порекомендую не закрывать задания сразу на 100%. Я вот прошёл игру за Эмили без тревог и обнаружений, потом подумал: это ведь можно сейчас сделать то же самое, но с безумствами и в смертельном билде! А потом за Корво тоже в разных билдах! Вариантов прохождения в игре действительно прорва. Именно это, на мой взгляд, делает её (по крайней мере, для новичка в стелсе) заслуженной «десяткой» и пока что лучшим, что я в этом году проходил (а пройти я успел много чего, могу, например, посоветовать Return of the Obra Dinn и Rage 2). Берите себе коллекцию Dishonored, а я пойду «Смерть Чужого» организовывать. Не по порядку же в это всё играть, в самом деле.
Как по мне, так игра все же провоцирует на легкое прохождение, то есть резню. Иначе зачем такой обширный арсенал смертоносного оружия... Стелс и мораль отыгрывать в разы сложнее - тут еще изобретательность нужна)
Как нибудь надо будет время посмотреть на игру. А в целом из блога сложилось хорошее впечатление о ней
Слышал, что Dishonored потрясная игра, но не знал, что настолько потрясная :D
Что могу сказать, забайтили ; ) Отложу на нее время в ближайщем будущем...
Было интересно узнать о "первых шагах" Романа в стелсах, надеюсь еще что нибудь из жанра сможет зацепить = )
Ну тут как и с большинством игр от Arkane - все очень круто. :)
Arkane, конечно, молодцы! Стабильно делают отличные игры! Статья тоже отличная! ))
Дааа, выглядит игра очень интересно! Особенно местная механика вторжения ))