Наука и развлекательная индустрия развиваются синхронно. О революционных для XX века открытиях сейчас активно снимают кино и делают игры. Сейчас любой гик с лёгкостью объяснит вам, почему во время путешествия на миллион лет назад нельзя убивать бабочек. В сегодняшней подборке мы рассмотрим известные и не очень проекты о популярном парадоксе временной петли. Различные интерпретации этого явления смогли оригинально преподнести как крупные студии, так и небольшие независимые команды.
Outer Wilds
Цивилизация средней степени развития построила космические аппараты, а вас отрядили осваивать соседние планеты. Во время тренировочного курса героя посещает мистическое видение — он осознаёт, что солнце взорвётся через несколько минут! Пророчество сбывается в процессе вашего первого путешествия, прогресс сбрасывается, но остальные и усом не ведут, поскольку не помнят смены витка временной петли. Задача протагониста — за несколько 22-минутных попыток узнать как можно больше об исследованиях парадокса, проводимых древними расами, отыскать короткий маршрут к отдалённым небесным телам и узнать, как предотвратить катаклизм. Каждый мир обладает своими особенностями: некоторые разбиты на дрейфующие в невесомости осколки, где-то бушует гравитационный шторм, а одна из станций вообще представляет из себя гигантские песочные часы.
Путешествия по мини-системе завораживают независимо от диагонали монитора. Знаете это чувство, когда в приземляющемся самолёте захватывает дух? В Outer Wilds оно возникает каждый цикл!
The Legend of Zelda: Majora’s Mask
Если вы играли в старые «Зельды», то знаете, что в них и без временных петель хватает забот. Никаких маркеров и журнала заданий — у меня в Ocarina of Time 3D доходило до того, что я писал заметки от руки на листе A4. Видимо, в Nintendo поняли, что идут по верной тропе на пути к иммерсивности, и добавили в «сиквел» новую механику! Японцы отправили Линка в страну Термину, которой угрожает ни много ни мало целая луна. Жуткий небесный объект за три дня (или 72 минуты реального времени) приближается к поверхности настолько близко, что стирает с неё всю жизнь, но у героя есть в рукаве козырь — Песня времени, позволяющая возвращаться в исходную точку континуума. Majora’s Mask по сей день остаётся эталоном адвенчуры. В ней присутствуют десятки обязательных к освоению геймплейных элементов, как свежих, так и перекочевавших из предыдущей части. Одних только перевоплощающих масок аж 24, а ещё ведь есть песни и подземелья с загадками на время! Не пытайтесь пройти её залпом — только впечатление испортите. Лучше растяните на два-три месяца вдумчивого приключения, желательно без гайдов.
The Forgotten City
Классический пример временной петли в камерном пространстве римского города посреди неприступных гор. В ловушку высших сил попали люди из разных стран и эпох. Вы — самый продвинутый пленник, к тому же наделённый способностью перезапускать «день сурка». Чтобы не заставлять игрока каждый раз делать одно и то же, разработчики включили в сюжет Галерия — добродушного и доверчивого персонажа, готового с ходу выполнять указания незнакомца из портала (то есть вас). Игра в большой степени основана на диалогах, но и экшен-сегмент в ней имеется, причём донельзя стильный. Разгадка личных тайн и стремлений ваших соседей — это всего лишь полдела. От того, как вы сложите пазл, зависит концовка и судьбы заключённых. Если до сих пор раздумываете над покупкой и случайно имеете под рукой копию «Скайрима», ставьте на него одноимённый мод, к слову, мой любимый из квестовых. Концепция в нём та же, но детали сильно отличаются — в итоге вы, можно сказать, прочитаете две отличных книги по цене одной.
DEATHLOOP
Когда Arkane берутся за новый сеттинг, можно быть уверенным, что это будет круто. Мемы про мимиков, например, будут актуальны всегда. Так и с DEATHLOOP: даже после многочисленных трейлеров было не особо понятно, как будет работать механика перемотки времени. У меня были опасения, что репетитивность геймплея очень быстро наскучит — нельзя ведь просто взять и обернуть фирменный масштабный immersive sim в упаковку от «рогалика». Оказалось, что никто этого делать и не собирался. Игра удобно поделена на секции «время дня — локация», а в каждой зоне утром, днём и вечером происходят уникальные события. Десять с хвостиком часов вашей главной задачей будет сбор информации, разбавленный боевыми тренировками. Стелсу уделяется не так много внимания — главное, чтобы игрок получил удовольствие и выработал свой стиль. Из-за этого операция по устранению всех Идеологов за сутки, которую вы будете проворачивать в конце, проходит с таким же азартом, как и прошлые «разрозненные» попытки. Сам продукт успел значительно подешеветь и обзавестись патчами, поэтому сейчас вполне подходящее время, чтобы с ним познакомиться.
Iron Danger
Очередная занимательная инди-формула — карело-финский эпос, роботы и манипуляции временем. Iron Danger повествует о девочке, ненароком упавшей на волшебный кристалл, пока её город разрушали захватчики. Кипуна понимает, что умирать пока рановато, и с помощью новообретённых сил отматывает время назад. Падения она избегает, но способности остаются при ней. Довольно скоро она встречает боевого товарища и пробивается через ряды противников к самой королеве-ведьме.
Ещё одна особенность здешнего геймплея заключается в проработанной физике. Аналогично Divinity: Original Sin вы сможете создавать смертоносные поверхности, раскидывая по сухим полям бочки с топливом и поджигая целые отряды врагов. Колесо мыши, которым контролируется «перемотка», позволит проворачивать дикие комбинации без какого-либо вреда для здоровья. Десять с лишним часов головоломок помогают расслабиться с толком и пользой.
Лор, кстати, раскрывается не только в сюжетной кампании: фанатский набор включает пухлый графический роман. Можно только похвалить Action Squad Studios за старания по развитию колоритной вселенной.
Lemnis Gate
Видеоблогеры описывают Lemnis Gate как кооперативный шутер для гениев. Просто перескажу вам описание геймплея. Матч состоит из пяти раундов длиной 25 секунд. В каждом отрезке нужно предугадать действия соперника и попытаться выжить самому. Между петлями вы с высоты птичьего полёта наблюдаете за результатом и заново планируете стратегию. При всей кажущейся «пошаговости» игровой процесс заткнёт за пояс многих AAA-конкурентов в плане динамичности. Десяток карт и несколько режимов, как одиночных, так и командных, делают проект идеальным выбором для любителей интеллектуальной стрельбы. Вряд ли он в силу своей сложности станет крупной киберспортивной дисциплиной — это скорее шахматы среди FPS. Берите, если готовы буквально каждые полминуты шевелить мозгами.
The Stanley Parable
Остроумный мод на движке Source со временем превратился в культовую классику. The Stanley Parable — притча об офисном работнике, попавшем скорее не во временную, а нарративную западню. С одной стороны, по сюжету вас ведёт рассказчик, с другой — его всегда можно ослушаться и всё равно продвинуться дальше, пусть и получив нагоняй. Вы так и не найдёте ответа на все возникшие по ходу прохождения вопросы, но суть не в этом. Стэнли на пару с игроком учится выходить за рамки, на которых, по сути, и строятся видеоигры. Благодаря этому проект до сих пор стоит особняком среди «нестандартных» произведений.
Даже достижения здесь выходят за пределы компьютерной программы. Одного из них надо ждать 5 лет, причём от вас требуется лишь не заходить в игру всё это время. Мало где четвёртая стена претерпевала столько ударов!
12 Minutes
Ещё один классический пример временной петли — на этот раз с голливудскими актёрами на озвучке. Уиллем Дефо, Дейзи Ридли (Рей из «Звёздных войн») и Джеймс Макэвой мастерски разыгрывают криминально-мистическую трагедию в пределах квартиры. Простого работягу раз за разом убивает неизвестный киллер. Какова причина, кто «заказал» героя, а главное — почему процесс повторяется, вам и предстоит выяснить, методом проб и ошибок взаимодействуя с окружением. Комбинаций и последовательностей море, так что важен не только порядок, но и тайминг.
Игру высоко оценили геймеры и критики, но я могу рекомендовать её только людям с крепкой психикой и железной выдержкой. Часто будет казаться, что вы перепробовали ну вообще все возможные алгоритмы действий, и от отчаяния захочется кричать в монитор. Однако ещё один раунд сосредоточенного пиксельхантинга — и история сдвинется с мёртвой точки. Верьте в себя!
Ghosts ‘n Goblins Resurrection
Временной петли как таковой в Ghosts ‘n Goblins нет. Вместо этого одна из сложнейших игр своего времени откровенно стебётся над страдальцами геймерами. В самом «конце», после всех мучений с платформингом и боссами без права на ошибку, выясняется, что это примерно середина, и теперь герою надо топать в обратном направлении. Будьте морально готовы к тому, что в Resurrection вам придётся пройти через то же самое, пусть и на опциональной низкой сложности. Разработчики из Capcom были одними из первых, кто внедрил в свой продукт такую необычную механику. Представляю, какой злодейский смех разносился по студии, когда идея появилась на свет.
Чему учат нас игры о временной петле? Оригинально мыслить? Бесспорно. Выходить за рамки? Разумеется! Однако главный урок, который преподали мне все вышеперечисленные творения — умение ценить своё время. Таким мудрым советом и закончу статью, увидимся в новом цикле!
Проходил THE FORGOTTEN CITY. А так возможно "Принца Персии Схватка с Судьбой" можно добавить, хотя там не временная петля. А просто временные порлтаы в прошлое или будущее.
Можно добавить пару новелл, наподобии обоих частей "Врат Штейна" или "Когда плачут Цикады". В этих новеллах хорошо временные петли обыгрываются)
Как минимум, ещё три-четыре позиции можно спокойно вспомнить. Проблема в том, что всё в одной статье не уместишь :(
The Stanley Parable и 12 Minutes довольно интересные проекты, еще заинтересовала Deathloop, однажды я ее все-таки приобрету.
Да прикольные игры с временной петлей) А stories the path of destinies и omensight можно считать их как таковыми жанрами ?
Не знакома с названными вами проектами лично, однако в них тоже присутствует элемент временной петли. Так что да, лично я бы точно спокойно их отнесла сюда :)
Крутая статья подчерпнул пару новых игр) Правда нечего нет про timeshift там же вроде тоже были игры со временем)
Знаю только, что игру наши русские разрабы делали, но сам в нее не играл. Возможно, автор статьи тоже)