Время бежит с невероятной скоростью. Вчерашние хиты сегодня стали либо покрытыми пылью окаменелостями, либо всеобщей классикой. Увы, но первый исход событий происходит гораздо чаще. Что уж тут говорить, порой даже целые жанры могут легко оказаться на обочине истории. Именно о таких случаях вопиющей несправедливости мы вам сейчас и напомним. Часто ли вы видите крупных представителей, например, RTS? А давно ли вы показывали мастерство в борьбе за господство в уличных гонках? Вот и мы о том же… Давайте же почтим память некогда популярных жанров, которые сейчас, увы, не имеют и толики того величия, что было когда-то. Разминайте олдскулы, дабы избежать травмы челюстно-лицевого сустава. Сейчас их будет сильно сводить.
Стратегии в реальном времени
Давно чувствовали себя настоящим полководцем? Причём говорим мы сейчас не о пошаговых стратегиях, в которых вам даётся время подумать. У таковых как раз всё более-менее в порядке. «Цивилизации» до сих пор отнимают у игроков сотни часов жизни, а если и они надоедают, скрасить досуг помогает XCOM. А вот за RTS, в которых решения нужно принимать здесь и сейчас, сегодня по большей части отдувается Creative Assembly, выпуская Total War на любой вкус. Да, представители серии выходят практически каждый год, но разве этого достаточно? Особенно учитывая, что ещё десять лет назад картина в индустрии была совсем иной.
В нулевых и начале десятых практически у каждого большого издателя была собственная серия стратегий в реальном времени. EA радовала фанатов клюквенной Command & Conquer, Blizzard Entertainment выпустила отличную StarCraft 2 и дополнения к ней, Ubisoft тоже старалась удерживать долю на рынке с серией The Settlers. Причём все эти игры зачастую на релизе «шумели» ничуть не тише, чем AAA-экшены и шутеры. Тот же сиквел «Старкрафта» за первый месяц разошёлся тиражом в 4,5 миллиона проданных копий. Сегодня, к сожалению, такие цифры представителям RTS могут только сниться.
За последнее время, кроме, собственно, «Тотальной войны» более-менее заметные RTS можно пересчитать по пальцам одной руки. C 2020-го так и вовсе вспоминаются разве что Iron Harvest и Age of Empires IV. Вот и получается, что любители жанра уже давно сидят на жёсткой диете, лишь раз в год употребляя большую порцию любимого блюда, вынужденно перебиваясь в лучшем случае играми B-категории. Увы, но былого изобилия уже давно нет и совсем не факт, что оно появится вновь.
Симуляторы бога
Ещё один почивший стратегический поджанр. Если кто не знает: симулятор бога позволял на себе ощутить, каково это — быть высшим существом, способным влиять на судьбы целых цивилизаций. Одним из популяризаторов жанра в своё время был главный сказочник игровой индустрии Питер Молиньё. Задолго до создания Fable геймдизайнер выпустил Populous — стратегию в реальном времени, в которой не было юнитов в привычном понимании. Нам предлагалось стать неким божеством, ищущим приспешников и набирающим могущество за счёт своеобразных очков веры. Мы могли поощрять жителей планеты, делая ландшафт более благоприятным или же, наоборот, устраивать катаклизмы, чтобы людишки знали о том, что с богами лучше не шутить. Задумка для конца 1980-х была действительно новаторской, а потому и фанатов у жанра набралось немало.
После успеха Populous было ещё много подобных проектов, например, Black & White и Dungeon Keeper, но популярность жанра постепенно сходила на нет. Чистокровных представителей становилось всё меньше. Вместо них появились новые подвиды жанра, в которых имелись базовые идеи Молиньё, но они были либо дополнены новыми механиками, либо полностью пересобраны. Взять, например, ту же серию The Sims. По сути, это всё тот же «симулятор бога», но теперь игроки управляли не целой планетой, а лишь небольшой семьёй (или вовсе одним героем). Мы делали с персонажами всё, что взбредёт в голову, а они и не подозревали о нашем вмешательстве в их жизни.
Point-and-click-квесты
Point-and-click-квесты были на пике популярности в 1990-х. О, эти шедевры Тима Шейфера и LucasArts… Сколько же хвалебных од им было написано... Даже мы не так давно снимали перед ними шляпу, но повторяться не будем. Скажем лишь, что когда-то аудитория очень любила хороший юмор, качественно прописанных персонажей и увлекательные сюжеты. Впрочем, кто виноват в том, что жанр ушёл на покой — вопрос открытый. Но факт есть факт — чистокровные квесты уже давно ушли в инди-сегмент и растеряли былую популярность. Справедливости ради, они эволюционировали и превратились в нечто иное, сохранив при этом некоторые особенности ранних представителей. В первую очередь речь идёт об интерактивных фильмах. Fahrenheit, Heavy Rain, игры от Telltale и SuperMassive Games — все они похожи на старые point-and-click-проекты. Пусть и без былого юмора и головоломок, зато с нелинейными историями и качественной постановкой. Можно ли считать эту замену выгодной? Возможно. Однако иногда берёт невыносимая ностальгия по былым временам.
Текстовые адвенчуры
И снова приключения, но уже больше похожие на книги. Текстовые адвенчуры занимали нишу главного источника крутых сюжетов в игровой индустрии до того, как технологи позволили разработчикам снабжать проекты полноценной визуальной составляющей. В конце 1970-х и начале 1980-х реалистичность графики достигалась не за счет мощности видеокарты (пусть и не без этого), а границами воображения геймеров. Чаще всего в текстовых квестах повествование велось от первого лица, что позволяло заметно повысить вовлечение игроков. Вчитываясь в текст, мы сами рисовали в голове невероятные пейзажи и додумывали образы персонажей. Авторы лишь задавали вектор полёта фантазии, стараясь доступно пояснять, что вообще происходит с героями.
Индустрия уже давно стремится к тотальному упрощению, а потому и популярность подобных адвенчур уже вряд ли когда-нибудь вернётся. Согласитесь, мало кому захочется сидеть перед монитором и читать огромные текстовые блоки. Впрочем, сказать, что жанр мёртв полностью, тоже нельзя. Сегодня его представители вполне неплохо чувствуют себя на мобильных устройствах. На Android и iOS есть множество проектов, в которых история разворачивается в рамках переписки. Мы отправляем сообщения персонажам и постепенно раскрываем их мотивы и характеры. Да, былым величием и не пахнет, большие сюжеты с отыгрышем в эти рамки впихнуть крайне сложно, зато, например, триллеры в подобном формате смотрятся весьма интересно.
Уличные гонки
Помните, как круто было гонять по ночным улицам в той же Need for Speed: Underground? Мы тоже помним. Теперь назовите хотя бы пару игр про стритрейсинг, которые выходили за последние пять лет. Да, была NFS: Payback, ещё NFS: Heats… А что-нибудь вне рамок великой некогда серии? Можете не ломать голову, таковых больше не было. Сегодня практически полностью за аркадные гонки отдуваются мастера из Playground Games с серией Forza: Horizon, только вот никакой эстетики адреналиновых ночных заездов по переулкам мегаполисов в ней никогда не было. А ведь ещё недавно ситуация была совершенно иная.
В 2000-х не только Electronic Arts радовала любителей бессмысленного и беспощадного тюнинга. Juiced, Burnout и Midnight Club до сих пор миллионы геймеров вспоминают с теплотой на душе. Да, изначально вся эта романтика была вдохновлена первыми частями «Форсажа», и сейчас все знаковые атрибуты выглядят слегка нелепо, но ведь никто не мешает грамотно переосмыслить жанр. В той же NFS: Hot Pursuit 2011 года не было ни гигантских спойлеров, ни наклеек на авто, ни неоновых подсветок, однако игру любят до сих пор. Обидно, что жанр уличных гонок пытается реанимировать одна лишь EA. Представьте, что было бы, если бы Rockstar Games решились возродить Midnight Club? Разумеется, не в виде кошмарного ремастера (да, да, вы знаете о чём мы). К сожалению, имеем то, что имеем. Остаётся только ждать очередного выпуска «Жажды скорости» и надеяться, что в тот раз всё будет как минимум хорошо.
Не отходя от кассы, помянем ещё один поджанр — экшен-гонки. Да, такой тоже был. Самыми яркими его представителями в своё время были Split/Second, Blur и MotorStorm, выходившая на консолях PlayStation. По сути, это были обычные гонки, но с возможностью делать смертельные подлянки соперникам. Ох, как же было круто подкопить энергии и запустить в опережающего противника огромную шаровую молнию или даже обрушить на него целый небоскрёб, изменив тем самым трассу до неузнаваемости… Жаль, что такого зрелища в гонках мы давно не видели и вряд ли вскоре увидим.
Фантастические спортивные игры
И снова косвенно обратимся к EA. Какая серия сегодня плотно укоренилась на Олимпе спортивных игр? Конечно же, FIFA — симулятор самого популярного вида спорта на планете. К «Фифе» можно относиться по-разному, но факт есть факт — её любят миллионы. Однако есть одно необъяснимое но — попинать мяч можно и в реальной жизни, а, например, в волшебный квиддич с друзьями на площадке не сыграешь. Раньше та же EA это понимала и выпускала видеоигру по мотивам знаменитого соревнования из мира «Гарри Поттера».
Harry Potter Quidditch World Cup была не единственной фантастической игрой. Когда-то многие издатели экспериментировали и старались делать спортивные игры по самым разным вселенным. Увы, но продолжателей этой традиции осталось не так много. Можно даже сказать, что сегодня за всех отдувается Nintendo, помещая известного итальянского водопроводчика в самые неожиданные условия, например, давая нам возможность сыграть в теннис или поучаствовать в гонках. Жаль, что подобный челлендж доступен лишь обладателем консолей «большой Н». Хотя, фанаты уже начали делать Bloodborne KART… Это, конечно, не Mario Kart, но, согласитесь, что посоревноваться с нечистью Ярнама в умении управлять маленькими машинками тоже весьма неплохо.
Музыкальные игры
Закончим нашу ностальгическую подборку, пожалуй, самым громким (во всех смыслах) почившим нынче жанром. Музыкальные игры в нулевых стабильно мелькали во всех чартах продаж, диски расходились как горячие пирожки, а пластиковые музыкальные инструменты были практически у всех любителей вечеринок. Да, нашу страну эта истерия обошла стороной, но не упомянуть жанр, представители которого легко могли составить конкуренцию таким мастодонтам, как, например, Call of Duty, мы просто не можем.
Казалось бы, ну идёт в комплекте какая-то непонятная пластиковая гитара с разноцветными кнопками, кому это вообще может быть интересно? А интересно было! Вся суть в том, что те же Guitar Hero и Rocksmith были своеобразной альтернативой опостылевшему многим караоке. Собери компанию друзей, дай кому-нибудь из них «инструмент» и всё — веселье обеспечено. Светлое было время, но сейчас былого величия нет и в помине. «Роксмит» хоть и сохранила чувство веселья, но стала больше обучающим тренажёром для начинающих музыкантов, ибо изначально главной отличительной чертой было то, что для игры требовалась настоящая электрогитара, а не бутафорская. Guitar Hero вовсе пропала с радаров. Теперь нишу заняли такие игры, как Osu! и Beat Saber. Первую сложно назвать компанейской забавой, вторая же требует наличие VR-шлема, который позволить себе могут далеко не все.
Как бы ни было грустно это признавать, большинство жанров из нашего списка, скорее всего, уже не вернут былую популярность. Некоторые представители перекочевали на мобильные устройства, другие переняли особенности иных жанров и стали чем-то новым. Да, чистокровных образчиков упомянутых жанров уже нет, но всё же их наследие живо. Стоит радоваться хотя бы этому.
А по каким жанрам больше всего тоскуете вы? Не держите в себе ностальгическую боль и делитесь ею в комментариях. Мы вас обязательно поддержим!
У меня олдскулы не свело, потому что я хоть и играл в эти жанры раньше, но уже тогда не особо любил) но многих наверное должно зацепить, у меня есть друг детства, иногда встречаемся, и вот он до сих пор вспоминает старые ртски типа warcraft3 или battle realms, а также нидфорспиды и всякие аркадные гонки, в которые мы мелкие рубились. Была ещё игра называлась "Уличный гонщик" всем двором играли в нее у кого нибудь с компом. Я же больше скучаю по пошаговым играм в духе героев и дисайплс, сейчас такие игры вроде тоже вымирают, даже в Кингс Баунти2 особо играть не хотелось
Вот бы ещё статью с рабочими симуляторами консолей, в Guitar Hero Live бы поиграть, но на ПК её нету, только на плойке :-)