Интерактивное кино, или сценарный гений современного геймдева
Внимание: это пользовательский материал, победивший в конкурсе статей. Мнение автора может отличаться от мнения администрации сайта.
Ещё в начале этого века игры считались прерогативой странных гиков, отрешённых от «настоящего искусства» и саморазвития. Долгое время бытовал стереотип, что это просто развлечения, которые не способны быть глубокими и сложными произведениями как со сценарной, так и с режиссёрской точек зрения. В основном игры были достаточно линейными, а игрок являлся скорее наблюдателем, исполнителем, нежели движущей силой процесса.
Игры с линейным сюжетом и отсутствием вариативности поведения игрока, безусловно, являются фундаментом игровой индустрии, но к 2012 году запрос на «игровые фильмы» возрос и не утихает по сей день. Сразу отмечу, что, называя данный жанр интерактивным кино или игровыми фильмами, я не стремлюсь обидеть или поставить в промежуточное положение данный пласт вселенной видеоигр. Игры данного жанра не позволяют геймеру расслаблять мозг во время игрового процесса, отвлекаясь разве что на боёвку и прокликивание односложных диалогов (привет, Fallout 4, я не ленивая, а потому не упомянуть диалоговый провал и наскучивающие уже через 3-4 часа перестрелки не могу). Они заставляют полноценно становиться частью игрового мира, испытывать эмоции, переживать, рассуждать и спорить о своих решениях с другими игроками. Возможно, данный жанр не подойдёт всем геймерам, но особенно эмпатичные и чувствительные игроки смогут написать собственную историю, прожив ещё несколько жизней в виртуальной реальности.
Моим первым интерактивным кино стала игра от небезызвестной и уже к моменту написания данной статьи 4 года как обанкротившейся компании Telltale Games, а именно — The Walking Dead: Season One. Впервые игра подарила девочке 13 лет нелинейность диалогов и трогающий сердце сюжет. Скажу сразу, иллюзорность выбора в данной серии по большей части очевидна, но глубокий и проработанный сюжет, реальность образов персонажей и атмосфера зомби-апокалипсиса обрекли её на успех если не финансовый, то уж точно на творческий.
Это была первая игра, с которой я познакомила свою подругу, которая до того вообще не соприкасалась с видеоиграми. С одной стороны, я хотела начать её знакомство с индустрией с игры с простым управлением, а с другой, хотела увидеть, какие эмоции переживает человек в тот или иной момент игрового процесса, как её выборы влияли на ход повествования, и насколько мы с ней похожи. Кстати, играть вместе с близкими людьми в подобные игры очень интересно, процесс сближает и помогает узнать друг друга лучше, а также понять, на что способен человек в разных жизненных ситуациях.
Естественно, в статье я не буду рассказывать всю историю серии The Walking Dead. Отмечу лишь, что с Клементиной каждому игроку, как и мне, придётся пройти целую жизнь и оставить в сердечке тёплые воспоминания от прохождения каждого сезона. Тем более, насколько мне известно, дела у студии шли к финалу серии очень печально, но Telltale Games смогли достойно закончить историю и создать стоящее произведение искусства с премиальной сценарной работой.
Конечно, серия The Walking Dead является не единственным достоянием компании. Особенно яркие впечатления оставил The Wolf Among Us — детективный триллер в несколько нуарном стиле, повествующий о жизни сказочных созданий в современном мире, вторую часть которого геймеры ждут уже почти 10 лет.
Но, наверное, самым неоднозначным опытом игрового кино стали Life is Strange от Dontnod Entertainment. Серия получила критику за «подростковые» сюжеты (чем особенно грешил приквел первой части — Before the Storm), «излишнюю инклюзивность» и «слитый» (с чем согласна даже я) финал Life is Strange: True Colors.
Мир Life is Strange, вне сомнений, красочней вышеупомянутого апокалиптического сеттинга «Ходячих». Это классические чувственные подростковые драмы с детективными элементами, главные герои которых имеют сверхъестественные способности, которые движут историю и прекрасно вписываются в общее повествование. Неоднозначные выборы, близкие и достаточно бытовые в каком-то смысле проблемы могут тронуть многих геймеров, а сюжетные повороты заставят надолго задуматься о правильности раннее принятых решений.
Я не буду под микроскопом рассматривать качество работы студии Quantic Dream, подарившей миру непревзойденные Beyond: Two Souls, Heavy Rain и Detroit: Become Human. Думаю, большинство читателей знакомо с данными произведениями или, по крайней мере, наслышано об уже легендарном «Детройте», который даже меня, как юриста, заставил задуматься о вопросе предоставления гражданских и политических прав продвинутому искусственному интеллекту.
Игра помогает почувствовать живые эмоции в андроидах (синтетических машинах). Естественно, большую роль в этом сыграли графика и продвинутая мимика персонажей, но «Детройт» даёт ясно понять, что неподдельные чувства и эмоции есть у всех живых существ через некую «нелогичность» и импульсивность поступков героев. Возможно, здесь скрывается некий посыл о более человеческом и трепетном отношении к остальным людям уже в реальной жизни. Ведь собственные эмоции и мотивации воспринимаются нами легче, нежели чужие. Другие люди для нас — это в каком-то смысле те же непонятные андроиды, чьё нутро является загадкой, чья боль для нас далеко не всегда объяснима. Если вы ещё сомневаетесь, что игра способна дать такой эффект, то посмотрите видео по этой ссылке и ещё раз задумайтесь над своим скептицизмом.
Я затронула далеко не все шедевры интерактивного кино. Это была лишь малая часть того, что зацепило моё сердце и помогло больше узнать себя. Я достаточно эмпатичный человек, и эмоции от персонажей я переживаю как собственные. Я не берусь ни в коем случае называть эту статью полноценным обзором игр, но мой посыл заключается в следующем:
«Каждая история, написанная хоть в какой-то мере нами, имеет огромное значение для нашей реальной жизни. Это способ познать себя и окружающих. Испытать эмоции. Ведь пока мы что-то чувствуем, мы можем называть себя живыми».
Спасибо за внимание.
Я обожаю интерактивное кино - Начинал с фаренгейта - закончил Хеви рейном - и обожаю игры от Telltale
А ещё есть отличная серия The Dark Pictures, у которой есть свои уникальные черты среди игр жанра "Интерактивное кино" :)
Несколько сложно согласиться с подобной мыслью.
Искусство - штука весьма комплексная. Называть какое либо его проявление "венцом" - несколько странно. :)
Какая-то статуя, например, может отнять больше сил и времени, а затем вызвать всяко больше эмоций, чем какая-то игра. :)
Игрокинцо один из любимых жанров, сидишь себе в развалочку с геймпадом в руках и наслаждаешься процессом.
Да, "интерактивные фильмы" действительно хороший способ приятно провести не один вечер :)
Надеемся, что игровая индустрия никогда не перестанет радовать нас подобными шедеврами)