Не прошло и четырёх лет, а я наконец закрыл Far Cry 5, причём в коопе. В ней хватает спорных геймплейных моментов (хотя в целом впечатление у меня осталось положительное), но сегодня мы не о них. Я так проникся духом осаждённой культистами Монтаны, что весь вечер искал в игре референсы к реальной жизни. Они оказались настолько многочисленными и глубокими, что ночью я в текстовом формате пересказывал их содержание подруге, а утром решил, что и читателям Блога не грех будет о таком поведать, благо напересказывал я на целый материал. Сегодня в «Дьяволе в деталях» мы с вами отправляемся в округ Хоуп, чтобы оценить смелые отсылки Ubisoft ко многим явлениям американской действительности: от религиозных организаций до технологий контроля разума.
Как мы помним, начиная со второй части, игры серии отправляют главного героя в какую-нибудь неблагоприятную точку земного шара, оккупированную самопровозглашённым диктатором, и заставляют наводить там порядок. Игрока с 2008-го успели закинуть в Африку, Непал, даже Центральную Европу каменного века, но северо-западная глубинка на их фоне всё равно стоит особняком. Во-первых, реалии США современному геймеру ближе, чем той же условной Папуа-Новой Гвинеи (или где там нас высадили в Far Cry 3), во-вторых, за традиционным «фаркраевским» безумием здесь кроется несколько шокирующе серьёзных уколов в адрес внутренней политики Штатов. И это от одного из самых толерантных издателей!
История искусств
Ещё с самого анонса было понятно, о чём в «пятёрке» будет речь — отсылку с ключевого арта уловили многие. Для остальных поясняю: он почти точь-в-точь повторяет фреску Леонардо да Винчи «Тайная вечеря», одно из ключевых произведений в христианском искусстве. В центре обеих картин, само собой, главное действующее лицо, но художники Ubisoft на этом не остановились. Иоанн Сид занимает место апостола Иоанна (у да Винчи он расположен по правую руку от Христа), а Иаков, соответственно, Иакова Зеведеева (по левую). Вере, хоть она формально не родственница, место тоже нашлось: она повторяет позу апостола Филиппа.
Искусствоведы много лет спорили, кто есть кто на фреске, а вам это помогла запомнить видеоигра, в интересное время живём! Однако это лишь разминка, верхушка айсберга, поэтому давайте копнём ещё глубже.
Харизма, связи и «авиаторы»
По сюжету довольно быстро становится понятно, что «классической» религией тут и не пахнет. Иосиф Сид с первой же интерактивной заставки (и до последней) несёт пророческую ерунду про конец света и избранных. Услышать такое от главы секты вполне логично, тем более что он вдохновлён сразу несколькими одиозными лидерами прошлого века. Как минимум двое из них также носят моднейшие очки: это Дэвид Кореш и Джим Джонс.
С Корешем, главным человеком «Ветви Давидовой», злодея объединяет жестокость, полубредовые пророчества и пристрастие к огнестрелу. Оба росли в условиях домашнего насилия и постоянных семейных драм. И виртуальная, и реальная секты буквально под носом у властей годами коллекционировали свой арсенал. Контроль за оборотом оружия — как раз одна из тех проблем, с которыми Америка пытается бороться: послушать жителей той самой северо-западной глубинки, так у них «свобода» и «пушки» вообще являются синонимами. Игра ведь и начинается с того, что мы едем арестовывать Сида за что-то несравнимо менее значительное, чем вооружённый захват целого округа. К «Ветви» федералы тоже подобрались вплотную лишь после серьёзных преступлений против половой неприкосновенности. За этим последовала многодневная осада их базы, где Дэвида и подстрелили.
Модель распространения собственного влияния Отец «позаимствовал» у Джонса. Когда я рассекал на багги по округу Хоуп, то думал, что в жизни никак не могло случиться такого, чтобы целый культ вот так вот просто заселил настолько большую территорию. На самом деле очень даже могло — и случалось! Рассказывает нарративный директор Far Cry 5 Жан-Себастьян Дека: «Представьте, что вы владеете фермой и нормальным таким куском земли, и тут ваши соседи продают свой участок каким-то чудикам. Вроде бы ничего страшного, только чудиков через день становится несколько сотен, из-за них цены на недвижимость падают, ваш бизнес рушится, и уже вы сами уступаете им всё, что у вас есть, за бесценок. Именно так и происходила экспансия известных сект». В частности, джонсовского «Храма народов», который за считанные годы перешёл от раздачи бесплатной еды к жёсткому идеологическому делению на «своих» и «чужих», разлучению прихожан с семьями и религиозному коммунизму. Обещания социальной и экономической справедливости прослеживаются почти в любой радикальной секте. По разным данным «Храм» в период пиковой активности насчитывал от пяти до двадцати тысяч членов, а также имел неслабые политические связи — вымышленные «Врата Эдема» не отстали и прибрали к рукам всю полицию округа.
Игры разума
Мой любимый регион в плане стилистики — это восточный, там, где обитает Вера. Воздух в нём пропитан ядовитыми парами, поэтому герой постоянно ловит глюки, а сюжетные сцены вообще проходят в некоем параллельном мире, одновременно психоделическом и умиротворяющем.
Те, кто в теме, знают, что «Блажь» — это сильнейший наркотик, вызывающий состояние беспамятства и полного подчинения. Он превращает людей в бездумных зомби, готовых выполнять любые команды (самые поганые враги за всю игру!). Звучит жутко, но нечто подобное действительно существует. Скополамин — это алкалоид, на основе которого производят «Дыхание Дьявола». В 2012 году колумбийские преступники активно использовали это бесцветное вещество, чтобы вводить жертв в транс, а потом грабить, выпытывать коды от кредитных карт и сейфов и даже вырезать органы на продажу. Намёки на то, что «Блажь» из того же семейства, можно найти на транспортировочных ящиках и — внезапно — на татуировке Веры, сестры Иосифа, которая управляет «наркотическим» регионом. Формулу заметили и расшифровали самые внимательные пользователи Reddit.
Протагонист не раз и не два окунается в наркотические сны (точнее, Помощника насильно в них окунают), и в один момент подвергается «программированию». После этого каждый раз, слыша классическую песню Only You, мы входим в состояние берсерка и гасим всех кого попало — разумеется, это используют против нас. Стив Хассан, автор книги Combating Cult Mind Control, утверждает, что такие музыкальные ассоциации служат одним из главных орудий многих сект: они формируют эмоциональную привязку, которую потом очень трудно «выпрограммировать» обратно. Спойлер: плохая концовка завязана как раз на этом.
С экспериментами по манипулированию сознанием вообще связана одна из самых тёмных страниц в истории ЦРУ. Был у них в пятидесятых-шестидесятых проект MK-ULTRA, который щедро спонсировали (в один год в него вбухали около 6% общего бюджета агентства) и держали в строжайшем секрете. В рамках одноимённой программы над пациентами психиатрических клиник проводили дикие опыты: накачивали всевозможными психотропными препаратами, били током, заставляли слушать повторяющиеся звуковые команды — всё в целях дальнейшей вербовки и «перенастройки» личности вражеских агентов. Звучит как сюжет видеоигры, но нет! К счастью, правда в один прекрасный день всплыла на поверхность, разразился грандиозный скандал, но плохие люди, надо думать, всё же взяли на вооружение то, о чём услышали в новостях.
Ну и как в статье про секты обойтись без саентологов! На них здесь намекает прежде всего эмблема «Врат Эдема»: сходство двух крестов и правда видно невооружённым глазом.
Одна из любимых фишек Иоанна Сида — заставлять грешников прилюдно признаваться в своих грехах, чтобы достичь настоящего очищения (вот тут спойлерить не буду, это одна из самых жёстких кат-сцен). Что-то похожее исповедуют и последователи саентологии, называется одитинг, нечто среднее между психоаналитическим сеансом и гипнозом. Поборники прав человека активно критикуют такую практику, возможно, Ubisoft решили сделать отсылку и на неё, хоть и не слишком очевидную.
Far Cry — одна из моих любимых франшиз. Ничто так не успокаивает, как захват вышек после напряжённого дня, но я никогда не думал, что променяю их на погоню за лором. Глубокая проработка мира и аллюзии на исторические события у меня всегда ассоциировались, например, с Assassin’s Creed, поэтому «кроличья нора», в которую заманила меня виртуальная Монтана, стала отличным, можно сказать, освежающим опытом. Так что к шестой части теперь ожиданий ещё больше, на одном злодее выехать не выйдет!
Серия фар край - единственная серия игр, которую я прошел полностью. Остался доволен ею, очень)
Спасибо Роману за ещё одну интересную статью)
Особенно удивляет, когда такие отсылки находят спустя 5, 10 лет после выхода игры :D
Отличная статья, спасибо! Прям задумался, не купить ли... Но нет, несколько сотен ни разу не запускавшихся игр в библиотеке (спасибо Эпикам, но не только) и так укоризненно косятся на меня.
[UPD] Кстати, в этом контексте вспомнилась SpecOps: The Line - тоже отличная сюжетная игра.
Вот у меня у самого так. Недавно купил The Crew 2 и Postal Redux, хотя вообще планировал играть совсем в другое :D
А я вот так и не прошел The Crew 2 и даже не прикасался к Postal - вместо этого сел перепроходить "Призрака Цусимы" :D
Да думаю, "Сони" со временем и его портируют. Но вряд ли прям скоро, учитывая, что меньше чем через месяц должна выйти режиссерская версия для PS5.