Войти
29.01.2021
27
2558

Alan Wake всё ещё могёт!

Смотрю на наши топы продаж и думаю: «Топ-игра в плане “цена-качество” по версии автора Блога ну просто обязана заиметь свою статью». В одну из рубрик она действительно отлично вписывается, даже ничего додумывать и притягивать за уши не надо: в конце прошлого года я смело вложил 36 рублей в Alan Wake (у нас «Доширак», кажется, дороже стоит) и после вдумчивого и внимательного прохождения могу сказать, что это произведение до сих пор способно попасть тебе сигнальной ракетой в самое сердечко. Причём все те достоинства, что поддерживают актуальность игры, почти никак не связаны с геймплеем. Тут дело в том, как нам преподнесли злоключения знаменитого в геймерских кругах писателя.

Уэйк-режиссёр

Всякий раз, когда дело касается игр Remedy, авторские ли это подборки или отзывы на странице покупки, я считаю своим долгом проинформировать тех, кто не знаком с работами студии, о том, что их ждёт. Каждый продукт финнов — не столько игра, сколько попытка добавить в виртуальный мир что-то из области кинематографа, какой-нибудь стандарт, который ты нигде, кроме как в кино, увидеть и не ожидал. Самый очевидный пример — Quantum Break, где мы в буквальном смысле смотрим сериал между уровнями, влияя на его развитие совершаемыми по ходу игры действиями. Да и с буллет-таймом в Max Payne та же история: после выхода «Матрицы» Remedy были первыми, кто позаимствовал модный приём для видеоигры.

В файлах Alan Wake я откопал интересные документалки (папка bonus_material, кому интересно), где разработчики рассказывают, какого эффекта пытались добиться в данной игре. Молодой стиляга Сэм Лейк, тогда ещё просто ведущий сценарист, говорит, что специально пару месяцев просидел взаперти в хижине на озере, чтобы проникнуться переживаниями будущего протагониста. Сильно, не правда ли?

Сильно и стильно

В случае с Alan Wake задачей Remedy было создать триллер. Вот оно, киношное влияние! Много видеоигр в подобном жанре назовёте вот так вот сходу? Можете попробовать, я обязательно прочитаю и заценю, если попадутся незнакомые. Так вот, в интервью разработчики несколько раз акцентируют внимание на том, что делали не хоррор и не экшен: игрок вместе с героем должен путаться в происходящем и биться над ответами на сюжетные загадки. Главная из них — это «что здесь вообще реально, а что является плодом больного писательского воображения».

При этом хороший психологический триллер, коим Alan Wake, несомненно, является, держит ответы в тайне и снабжает зрителя/игрока лишь обрывками информации. Их, однако, вполне достаточно для того, чтобы самому строить теории. Такой интеллектуальной работы от игрока и ожидает Сэм Лейк, и это, пожалуй, главное, чем в плане постановки цепляет игра: вопросы преследуют тебя на протяжении всего прохождения, а после концовки ещё и новые возникают.

Это не озеро

Всем прошедшим Alan Wake рекомендую заглянуть в папочку с бонусами, там лежит миллион скриншотов, роликов и страниц сценария. Настоящий подарок для поклонников.

Уэйк-сценарист

Возможно, среди вас найдутся такие же ярые ценители атмосферы в играх, как я. За проработку окружения, стилистики и всяких мелочей я могу закрыть глаза практически на любые огрехи: завышенную сложность, повторяющийся геймплей, да даже критические баги (загадка для постоянных читателей Блога: кто угадает, про какие это игры, тот молодец). И наоборот: ничто не заставит меня полюбить до блеска вылизанный и оптимизированный продукт, в который забыли вложить душу.

В Alan Wake не забыли. С самых первых моментов на барже, вглядываясь в прибрежные пейзажи, ты понимаешь, что тебя ждёт та самая американская глубинка, где по голливудским канонам происходит всякая мистическая сверхъестественная дичь в стиле сериалов «Сумеречная зона» и «Твин Пикс» и романов Стивена Кинга. Проверку непосредственным контактом Брайт Фоллс тоже проходит: чуть ли не сразу шарм провинциальной кафешки разрушают сбежавшие из психушки Тор и Один Андерсоны. Лор формируется прямо на глазах игрока. Нас, как и героя-ньюйоркца, непривычного к таким реалиям, последовательно в него погружают, не закидывая ненужными деталями, но и не скупясь на колоритных героев и сторонние фрагменты повествования.

Кстати о лоре! Именно Alan Wake (а также его отменённый сиквел, впоследствии превратившийся в Quantum Break) породил идею «Вселенной Remedy». Уже целое десятилетие Сэм Лейк и компания наполняют свои игры недвусмысленными намёками на то, что они связаны между собой в большей степени, чем кажется.

Уэйка в QB даже в универах изучают

Old Gods of Asgard играют в наушниках у Джесси Фейден из Control на том самом уровне с лабиринтом

Это добавляет геймплею каждой последующей игры нотку интриги, тайны, вызова. Хочется вместе с фанатским сообществом «пылесосить» уровни в поисках микроскопических зацепок, которые в сумме, возможно, прольют свет на общую картину. Спасибо, «Алан»!

Вселенная Remedy развивается даже за пределами игр. Пока готовил статью, узнал, что существует мини-сериал «Брайт Фоллс» из шести эпизодов, и это официальный приквел к игре. На «Кинопоиске» оценка 7,2, так что маловероятно, что это просто пиар на скорую руку.

Вернёмся к самой игре. Огромный вклад в копилку иммерсивности делают радио- и телепередачи. Не могу вспомнить, где я последний раз с таким же удовольствием стоял на месте по несколько минут и вникал в мини-сюжеты. Они одновременно и контента добавляют, и историю дополняют, и в происходящем помогают разобраться. Мастерская работа.

Ну и совсем незаметная деталь для самых наблюдательных: в ПК-версии игры (кто не знал, изначально это был Xbox-эксклюзив) присутствуют QR-коды с приколами.

Требуется навык понимания англоязычных каламбуров

Сейчас многие адвенчуры грешат упором на основной сюжет: ведут тебя за ручку и создают всего-навсего видимость глубины и проработанности. В Alan Wake такого нет, поскольку Remedy и над темпом повествования, и над атмосферными деталями поработали как следует.

Уэйк-композитор

Как ни странно, в затянутые моменты игру вытаскивает саундтрек.

Отдельного упоминания заслуживает музыка. Она всегда в тему и всегда отличная. Не важно, что это — гнетущий саундтрек и эмбиент, когда вы пробираетесь по ночному лесу, или песня по радио. Песни Poets of the Fall, которые в рамках игры являются полноценными персонажами и имеют другое название — вообще шедевры и очень изящно вплетены в сюжет.

Звуковое сопровождение — в принципе малозаметная для большинства часть игрового процесса. Играет там что-то — и ладно, главное, чтобы сильно не выбивалось из общей тематики. Однако Alan Wake ближе к концу неожиданно преподносит просто какое-то аудиовизуальное торжество:

Замес стоит того, чтобы самому до него дойти, это вам любой обладатель игры подтвердит. Сразу становится понятно, чем был вдохновлён Лабиринт Пепельницы!

Объективности ради поговорим немного про шероховатости игры. В некоторых моментах невооружённым глазом видно, что «Алан» прошел через производственный ад, это отмечают и профессиональные, и народные обзорщики даже в положительных рецензиях. Почитайте, сколько раз его концептуально переосмысливали: больше «реинкарнаций», наверное, было только у Final Fantasy XV. Достижение финской команды разработчиков в том, что ей удалось вместить в финальный продукт наработки из открытого мира (даже поездки на машинах!), коридорные уровни, survival-элементы и много чего ещё, сохранив при этом целостность игры. Так бывает крайне редко, та же пятнадцатая «Финалка», хоть и тоже довольно неплоха, выглядит как артхаусный набор линейных и не очень эпизодов.

Несмотря на очевидные недостатки, в лице Alan Wake мы имеем превосходный с точки зрения оригинальности и проработки сценария продукт, который вполне можно назвать одной из лучших игр того десятилетия и который благодаря креативному мастерству Remedy затягивает и в 2021-м.

Ну и цена, Карл! Вот честно, даже если бы я тут не работал, всё равно бы всем на свете раструбил, за сколько купил такой шедевр.

Роман Машинский
Рассеивал тьму лучом годноты
почитать еще
комментарии 27

Вы не поняли, но это отсылка к AlanWalker :D

До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов

Прошел впервые буквально пару недель назад. Очень круто. Хочу теперь и QB и Control пройти

 9
До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов
10.Feb.2021 в 00:25
3
0

Вейк топовый

Свернуть  2
До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов
10.Feb.2021 в 00:29
Lumminaire
3
0

Определенно. Страус подтвердит!

До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов

Подтверждаю!

До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов
09.Feb.2021 в 21:22
3
0

Да, игра шикарная, ожидал меньшего гораздо.

До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов
02.Feb.2021 в 19:53
6
0

Соглашусь с каждым написанным словом, игра действительно шедевральна)

Свернуть  1
До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов

Приятно знать, что вы согласны с нашим мнением ^_^

До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов