Гений Кодзима или Бог, в одном ему точно не откажешь — во внимании к деталям. Покажите мне ещё одного геймдизайнера, который с таким фанатизмом относится к рассовыванию по своим играм различных пасхалок, отсылок и интересных мелочей, и я пожму вам руку. Ну и разберу названную вами игру в рамках этой рубрики, конечно :)
В общем, рубрику «Дьявол в деталях», в которой мы будем подмечать мелочи из игр, начинаем именно с последнего творения Kojima Productions, по случайному совпадению недавно релизнувшегося на ПК.
Магия чисел
Начнём мы с посланий, которые всегда на виду, но которые не так уж просто расшифровать. Детали, запрятанные в буквах и числах, скрыты от посторонних глаз надёжнее, но зато заставляют копать под них, искать первоисточники и значения, а также добавляют смыслов самой игре.
Вглядитесь в картинку. Восемь нитей касаются одиннадцати букв. Название игры именно в таком оформлении показали ещё на Е3 2016 года. И некоторые фанаты утверждают, что уже тогда можно было бы и догадаться о дате релиза Death Stranding на PlayStation 4 — восьмого ноября. То есть восьмого числа одиннадцатого месяца.
Не уверена, спекуляции ли это, совпадение или часть гениального плана Кодзимы, но факт в любом случае интересный, а от этого геймдизайнера можно ожидать чего угодно.
Вот, например, номер на первом костюме Сэма — «0914-137». Думаете, случайный набор чисел? Как бы не так! С наскока об этом додуматься довольно сложно, но если заглянуть в Псалтирь 137, стих 9, то вы прочтёте (на русском — не во всех переводах): «Счастлив тот, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о скалу!»
И скалы, и младенцы, вот так совпадение, в игре есть. Всё ещё кажется, что желаемое принимается за действительное? Ну вот на добивание. Оставшееся бесхозным число 14 из этого номера — это количество слов в английском переводе стиха: «Happy shall he be, that taketh and dasheth thy little ones against the stones». Ну а что вы удивляетесь, отсылки на Библию — классика.
Не может оказаться случайностью или набором символов, написанным от балды, номер на лбу у такого важного персонажа, как Дайхардмен. Трудно не заметить, что на его маске красуется надпись «BR-10-14P-9999 LUDENS».
Слово «Ludens» конкретно для Кодзимы и его студии значит очень многое. Маскот студии — человек в маске черепа и скафандре — носит имя Люденc, а на сайте Kojima Productions крупно написан слоган: «From Sapiens to Ludens». Он означает, что творчество и креативность — величайшее достижение и надежда для человечества. А когда Хидэо Кодзиму спросили о том, кого обозначает Люден, он ответил: «Это — любой из нас, это — мы, это — пользователи, каждый из нас носит эту маску с изображением черепа».
Изначально термин humo ludens, то есть «человек играющий», был введён Йоханом Хёйзинга в его трактате о природе игр как таковых и их значении в культуре. Но конкретно на маске Дайхардмена оставлена отсылка к музыкальной группе Bring Me the Horizon и их песне Ludens, которая является OST’ом игры. Собственно, BR можно счесть за аббревиатуру названия группы, написавшей песню по просьбе Кодзимы всего за пять дней.
Реверансы
Вы могли и не заметить, но почти все адресаты, которым вы доставляете грузы — не просто слепки с рандомных людей, выхваченных на улице, а довольно значимые для культуры вообще или лично для Кодзимы творцы. В Death Stranding в принципе так мало людей, что и правда стоило бы отбирать только самых достойных.
Любитель выдр — комик Конан О’Брайен.
Томас Сазерленд — это Эдгар Райт, сценарист и режиссёр «трилогии Корнетто», «Малыша на драйве» и «Скотта Пилигрима».
Кинорежиссёра одарил внешностью Джордан Вот-Робертс, снявший «Конг: Остров Черепа». Он в фаворитах у Кодзимы не случайно, ведь Вот-Робертс уже несколько лет трудится над экранизацией Metal Gear Solid.
Старый курьер, который когда-то был таким же легендарным доставщиком, как и Сэм, это человек, который написал сценарий к самой игре и подарил свою внешность Максу Пейну — Сэм Лейк.
Мастер — это Герман Хульст, бывший глава Guerrilla Games, который дал Kojima Production право на использование движка Decima. На данный момент он занимает должность главы Sony Worldwide Studios.
Инженер — это Дзюндзи Ито, настоящий гений манги в жанре хоррор.
Фаната узнают все, кто хоть раз смотрел The Game Awards, ведь это основатель премии, старый приятель Кодзимы и по совместительству Джефф Кейли.
Коллекционер, который просит Сэма доставить несколько PSP и PlayStation 1 — это Хирокадзу Хамамура, бывший главный редактор Weekly Famitsu, одного из самых популярных у японцев журналов о видеоиграх.
И это ещё не все камео, которые есть в игре. Но давайте ограничимся ими и перейдём к предметным отсылкам.
В квартире у Хартмана, переполненной различными книгами и играми, можно отыскать тысячу отсылок на массовую культуру и две тысячи — на события самой игры. В одной из кат-сцен мы видим, что у Хармана есть «Двадцать минут любви» — короткометражный немой фильм, который считается режиссерским дебютом Чарли Чаплина.
Кроме того, по карте то тут то там раскиданы чипы памяти, которые тоже содержат в себе реликты погибшего мира. Можно собрать себе коллекцию изображений мотоциклов, обложки разных книг, фильмов и музыкальных произведений, а также насладиться различными упоминаниями творчества людей, подаривших внешность главным героям игры. Довольно забавно, когда из твоего душа только что вылез Дэдмен, и ты тут же читаешь заметку про последний фильм Гильермо дель Торо.
Но не все отсылки на культуру такие однозначные.
Одрадек — игровой сканер, который помогает отслеживать Тварей, анализировать местность и обнаруживать грузы. Но с ним всё не так просто, как кажется. Это слово придумал не Кодзима.
Вообще слово «одрадек» впервые появилось в рассказе у Франца Кафки «Забота главы семейства». В нём герой размышляет о том, откуда же взялось это слово, пытается вникнуть в его смысл и утверждает, что не будь существа с таким именем, не было бы и термина. У одрадека нет определенного места жительства; предмет, похожий на звездообразную шпульку для пряжи, может появляться попеременно на чердаке, лестнице и в коридорах.
Рассказ Кафки, который по размерам раза в три меньше, чем моя статья, за сто лет его существования пытались разобрать на смыслы так и этак самые просветлённые умы. И отголосков каких только философских идей там не находили. Ему приписывали и критику капитализма, и вопросы о времени как таковом. Одрадек даже называли смыслом жизни. И этот таинственный образ явно не случайно появился в игре Кодзимы — как в более технологичном варианте, с которым гоняют курьеры, так и в том самом, описанном Кафкой — когда Молинген прощается с Мамой.
А ещё, кстати, здесь есть папаня с разбитыми часами, потерявший своё дитятко. Где-то мы уже такое видели, не так ли?.. Да ладно, ладно. Я шучу. Или нет.
Сам себя не похвалишь...
Но зачем ссылаться на кого-то ещё, если можно оставить кучу еле заметных реверансов к самому себе? Правильно, незачем. И Кодзима эту позицию разделяет.
В первом эпизоде игры, когда вам поручат доставку государственной важности, при выходе из Столичного узла вы заметите очень знакомые пейзажи. Ну, в том случае, конечно, если вы проходили P.T. А дело в том, что улица с обычными городскими зданиями, которая выглядит так чужеродно для местного окружения, почти полностью взята из демо авторства самого Кодзимы.
Напомню, что внешность героя P.T. также была позаимствована у Нормана Ридуса. И забавный факт — мать Сэма Бриджеса звали Лиза. Так же, как и призрака из P.T.
В одной из кат-сцен с Клиффом вы можете увидеть, как он хлещет что-то явно алкогольное из бутылки с чёрной этикеткой. Что он там пьёт, пусть останется на его совести, а нам интересна именно этикетка. Ведь на ней нарисован логотип Moby Dick Studio. Это фейковая студия, которая якобы разрабатывала The Phantom Pain, но спустя год после её появления Кодзима признался, что это была часть рекламной кампании его будущей игры, и про Moby Dick Studio забыли. До тех пор, пока не понадобился дизайн к этикетке, видимо.
Камео самого же великого и ужасного в игре два — Сэму может присниться сон, в котором из смолы вылезает Кодзима и крайне неприятно хватает его за ноги. Геймдизайнер вообще любит лапать чужие конечности, ведь ещё до того, как вы окажетесь в узле, он успеет докопаться и до одного из наших спутников — за несколько секунд до взрыва.
А ещё, кстати, Люден, тот самый маскот, с которым мы уже разобрались выше, встречается в игре и во плоти: как брелок на капсуле ББ, статуэтка и одна из голограмм.
Как в жизни
Мелких и, казалось бы, необязательных деталей, которые добавляют Death Stranding обаяния и реалистичности, полно.
После особо тяжёлых грузов на плечах у героя появляются синяки, а если долго бездействовать, то Сэм уляжется отдыхать. При этом на снегу, после того как вы встанете, останется проталина. Только не наслаждайтесь этим делом слишком часто, ведь Сэм может отморозить себе пальцы. Это вы заметите при возвращении в узел — конечности будут характерного чёрного цвета. Пострадают они, и если вы стопчете себе ботинки — ноги будут в крови, а Сэм ещё и на радость вам примется отрывать с них ногти. Дороги-то после Выхода смерти никто не перекладывает каждую весну.
Если убить любого противника и не сжечь тело в крематории, а оставить лежать на пустоши, то действительно, как нам и обещали в кат-сценах, произойдёт взрыв. Это случится не сразу, а через несколько дней, миллион предупреждений от Дэдмена и оповещений. Но случится же. После этого игра уберёт все трупы с карты, вас пожурят по голосовой связи, и вы продолжите делать Америку whole again.
Если же вам после стычки с Тварями удалось удрать от них живым, но они успели оставить на вашем рюкзаке и одежде смоляные ладошки, то вы можете ополоснуться в любом водоёме.
А теперь тихо. И пропускайте следующие два абзаца, если не хотите словить спойлеров.
Антагонист у Кодзимы тоже получился вполне себе человечный и со своими особенностями. О характере Хиггса и его истории можно узнать в его убежище, которое, если будете достаточно внимательны, вы найдёте после завершения девятого эпизода. Там вы обнаружите, как водится, дневники, которые раскрывают историю и мотивацию их автора. А ещё — кучу сталкерских фотографий Сэма, снятых исподтишка, и поиски формулы очередной пафосной фразочки.
Из этого становится понятно, Хиггс — товарищ слегка поехавший, а потому может позволить себе немного безумия. Вот и на бомбе, которую он самолично отдаёт Сэму в руки и просит доставить в один из Узлов, прямо на этикетке он написал как есть: это бомба. И объяснил эту выходку в своих дневниках тем, что ну не смог удержаться и написал на бирке груза правду — кто их вообще, в конце концов, читает?! И ведь прав же, чертяга.
К Death Stranding как ни к какой другой игре применима идиома «дьявол в деталях». Ведь этот самый дьявол запрятал в своём симуляторе курьера десятки смыслов и еле заметных подробностей. Чёрт его знает, может даже другую игру — с него станется — а мы этого и не заметили.
Всегда приятно видеть, что разработчики не поленились, а добавили какую-то мельчайшую деталь, которую заметит только самый дотошный игрок. Всегда приятно и оказываться этим дотошным игроком, который ныряет чуть глубже. Относитесь внимательнее к играм, и они в благодарность подарят вам ещё больше удовольствия. Да и не зря же, в конце концов, разрабы всё это придумывали.
Угадать точно не получится. Однако, я уверен, что это точно будет шедевр)
Купил я Death Stranding, недели две мучался в раздумьях, уж слишком проект неоднозначный ))
Буду надеяться, что оценю гениальность Кодзимы по достоинству ))
P.S. Йоко Таро все равно гений!
Отдохните в личном помещении, восстановите силы, перезарядите свое оружие, а затем можно продолжать!