Внимание: это пользовательский материал, победивший в конкурсе статей. Мнение автора может отличаться от мнения администрации сайта.
Коничива, минасан.
Визуальные новеллы, казалось бы, незамысловаты. Фанатам геймплея он, вероятно, покажется бессмысленным, а поклонники интерактивного кино могут принять его за урезанную версию их любимого жанра. Но какими бы минусами японские (необязательно) картинки ни обладали, среди них найдутся такие бриллианты, которые имеют огромные шансы полюбиться всем. О двух из них сегодня и пойдет речь.
Долой интригу в угоду здравому смыслу, сейчас я буду убеждать вас пройти Remember 11 и «Когда плачут цикады». И если про первую вы, скорее всего, не слышали, то культовый статус последней мог навести вас на мысли о прохождении ещё до прочтения статьи. Если это так, не приступайте к разбору части про «Цикад». Они прелестны тем, что ты их познаешь шаг за шагом, и мои косвенные, пускай и не очень критичные спойлеры, лишат вас части удовольствия.
REMEMBER 11. Истина в цепи случайностей
Что ж, вы не доверяете моему вкусу, поэтому вам нужны более весомые аргументы, чтобы заинтересоваться игрой. Хорошо, придется раскрыть вам завязку.
Две тысячи одиннадцатый год, январь. Фуюкава Кокоро, 20 лет. Летит в специализированный психиатрический центр изоляции SPHIA для исследования персоны Инубуши Кейко, устроившей два года назад резню в больнице, а позже заявив о наличии у себя диссоциативного расстройства личности. В самолете девушка знакомится с одиннадцатилетним мальчиком Кусуда Юни, который заявляет ей о своих способностях провидца и в доказательство приводит шуточное пророчество-предположение, которое не сбывается. Кокоро и Юни беззаботно болтают, пока самолет не терпит крушение, в ходе которого погибают все пассажиры. Почти все.
«Я пронжу Давида копьем»
Юкидо Сатору, 20 лет. Что он здесь делает? Здесь — это где? На вершине башни. Чей-то выходящий из тени силуэт виднеется вдали. Что ему нужно?
— Ты…
«Я сейчас здесь. Where is Self?»
Проснувшись, Кокоро обомлела — она жива, находится в тепле и уюте, но что-то здесь не так. Почему женщина перед ней, рассказывающей о крушении самолета, смотрит на неё так взволнованно? Выйдя из комнаты, она встречает Юни:
— Ты в порядке? Как мы пережили крушение?
— О чем ты, Сатору?
— Сатору? Это же я, Кокоро.
— Кокоро погибла год назад.
Сейчас вы прочитали краткий пересказ первого часа игры. Новелла полностью проходится за тридцать часов, но есть небольшой нюанс. В игре существует два рута по пятнадцать часов, и первый рут за Кокоро вместо элегантной точки всучит вам неприлично огромный знак вопроса. Так что прохождение рута Сатору обязательно. Если вы, как и я, ярый ненавистник подобной системы, то не спешите ставить крест на игре. Вы не получите один и тот же контент два раза, максимум первый час практически будет без изменений. Дальше всё будет по-другому. Сатору и Кокоро на протяжении всей игры будут действовать сообща, но в первом руте мы будем знать правду только от лица Кокоро, а она ее получает преимущественно от Сатору, который не всегда успевает рассказать всё. Система отчасти напоминает второй Resident Evil, но там, если я ничего не путаю, герои просто меняются местами, но события остаются теми же. Здесь у каждого героя, ввиду кое-каких обстоятельств, будут свои события, но только в руте Сатору они доведены до финала.
Система рутов, возможно, напоминает вам какие-нибудь симуляторы свиданий, и вот вам интересный факт. Remember 11 является финальной игрой в трилогии The X of Infinity, в которую входят также Never 7 и Ever 17, но все они никак между собой не связаны. Более того, каждую новую игру можно считать новой итерацией в создании идеальной новеллы с одной и той же центральной идеей. Не могу ничего сказать про Never 7 ввиду отсутствия опыта, но Ever 17 точно имеет ту же идею (про которую вы здесь не узнаете), что и эта игра. Поэтому перфекционистам настоятельно рекомендую преодолеть себя и пропустить предыдущие две части. Remember 11, грубо говоря, магнум опус студии KID, максимально доведенная до ума в сюжетном плане.
Что же за центральная тема, про которую я не хочу рассказывать? А вот вам еще один нюанс. Весь сюжет игры, который вы пройдете, изначально обернули в еще один сюжет. Про него вы ни за что не догадаетесь сами, если не соберете все «концовки-смерти», благодаря которым откроются весьма расплывчатые подсказки. Именно поэтому вам после прохождения следует почитать объяснение происходящего. Если идея вас отталкивает из-за необходимости самому искать информацию, то спешу обрадовать. Есть сайт-справочник, на котором нет ничего, кроме объяснения сюжета этой игры в том порядке, который необходим для полного его понимания. Вам всё разжуют десятки раз — автор грамотно подошел к делу и понимает, как должна закрепляться информация. К тому же там всё очень удобно разбито на маленькие порции: категории, подкатегории, определения, понятия, простой текст — легче и лучше просто не сделаешь.
Если вы решите зайти туда и почитать сюжет, не проходя новеллу — потеряете время. Без прохождения вы не поймете ничего. А если вы в ближайшее время планируете в нее поиграть, то после следующего абзаца решите — открывать сайт сейчас или нет.
Итак, нюанс номер три. В игре можно сделать неправильный выбор и умереть. Изначально меня это возмутило, потому что, как ни посмотри, это неудобно, но я не знала одной хитрости. Тут можно сохраняться, когда угодно. Каждый раз, когда вам предлагают выбор, рекомендую делать сохранение в отдельный слот (да, открыть меню сохранений можно даже во время окошка выбора). Выборы здесь нужны не для смены курса сюжета, а скорее для его разгадки. Почти во всех случаях выборы приводят к смерти — за исключением нескольких, от которых почти ничего не изменится. И в случае рута Кокоро смерть может наступить минут через 10, и если вы привыкли сохраняться в один слот, то игра может для вас закончиться на этом моменте. Решение отвратительное, которое может заставить людей бросить игру. Но мне повезло, и критичного ничего не успело произойти. Если же вы всё же переживаете, что сделаете что-то не так, то по ссылке выше можете найти прохождение, которое дополнительно залито белым текстом, чтобы вы выделили мышкой только нужный вам игровой день и не зацепили боковым зрением ничего лишнего.
Вторым столпом, на котором держится Remember 11, помимо сюжета, является атмосфера. Несмотря на то, что игре почти уже двадцать лет, визуально она не так уж страшно устарела. Вот вам и плюс японских картинок. Достаточно мрачный и меланхоличный настрой в артах и спрайтах игры делает её атмосферу в разы гуще, а помогают этому озвученные реплики персонажей, которые приправлены липсинком. Наличие озвучки сильно влияет на восприятие, особенно если отключить музыку, которая здесь… хорошая. Думаю, отличной будет назвать её преувеличением, но и просто нормальной — оскорблением. Она прекрасно дополняет сцены, но, честно говоря, местами показалось неуместно наличие музыкального сопровождения, да и в тишине лично мне легче читается. Таким образом, я убила для себя пару моментов, когда музыка была необходима, но мне всё равно показалось это верным решением. Скажем так, чем дальше, тем наличие музыки неуместнее для атмосферы. Но изначально отключать её точно не рекомендую. Просто если в какой-то момент возникнет такая мысль, возможно, стоит её прислушаться.
А есть ли альтернативы? Пожалуй, нет. О существовании аниме-адаптации мне неизвестно ничего, но даже если она есть, могу с уверенностью сказать, что аниме будет разваливаться на части. Тяжело представить, чтобы эта история работала без пускай и скромной, но всё же интерактивности.
А есть еще нюансы? Один, небольшой. Игру нельзя купить — официально она не продается и, кажется, никогда не продавалась. Что делать в такой ситуации? Не имею ни малейшего понятия *подмигнула*.
HIGURASHI NO NAKU KORO NI
Добро пожаловать в Хинамидзаву. Деревенский воздух делает каждый вздох приятнее, назойливые цикады, неумолкающие ни на минуту, делают вечера уютнее, а ночами появляется возможность сделать перерыв перед очередным солнечным днем.
«Цикады» — это приятное произведение в жанре Slice of life, которое никого не оставит равнодушным. Главный герой, Маэбара Кейчи, только-только приехал в деревню, но уже успел подружиться с девочкой по соседству, Рюгу Рэной. Вместе они ходят в школу, где Кейчи кушает приготовленный Рэной обед. Компанию им составляют его одноклассницы — бойкая и энергичная староста Сонодзаки Мион, проказница Ходжо Сатоко и милая хитрая лисица Фурудэ Рика. Уроки закончатся, но «Клуб Мион» не разойдется по домам, ведь время настольных игр! Что может быть лучше? Правило одно — выиграть любой ценой. Проигравший получает любое наказание, и нередко Кейчи уходил домой в костюме горничной, пока Сатоко ловко обдуривала его, ориентируясь по помеченным игральным картам. Глядя на недоумевающее лицо Кейчи, Рика в очередной раз мило улыбнется, и Рэна, включив свой «мимимиленький режим», снова захочет забрать эту милую девочку к себе домой. А когда клуб закончит играть, ребята разойдутся по домам. Сатоко и Рика отправятся к себе смотреть телевизор, Мион вернется в особняк к бабушке, а Кейчи в очередной раз завершит веселый день уютным вечером в окружении семьи. Поев очень вкусный ужин, приготовленный мамой, он отправится спать, вспоминая, что они с Рэной давно не искали что-нибудь миленькое на складе заброшенных вещей.
Кейчи просыпается, за ним заходит Рэна с обедом, они вместе идут на уроки, встретив на пути весело гуляющую Мион. Дойдя до школы, они в очередной раз увидят велосипеды Рики и Сатоко, которые уже приехали, и, не дожидаясь звонка, займут свои парты, а после — снова соберутся всем клубом, чтобы поиграть в новую игру. И так день за днем. Хинамидзава — прекрасное место.
Вы еще здесь? Хинамидзава — прекра…
УБИВАТЬ КРОВЬ WATANAGASHI ДАМБА ЛИЧИНКИ БОЖЕСТВО ВОЙНА БИТА ОТОРВАТЬ ИГЛА ДЕМОНЫ ПОТРОШЕНИЕ USODA ШАГИ ГОРЛО КОНЕЧНОСТИ КАННИБАЛИЗМ ПРОКЛЯТИЕ ПРЕДАТЕЛЬСТВО ONIKAKUSHI ИНЪЕКЦИЯ СМЕРТЬ ВНУТРЕННОСТИ СОЖЖЕНИЕ СЛЕЖКА РИТУАЛ GOMENASAI GOMENASAI GOMENASAI GOMENASAI GOMENASAI
Показались ли вам нудными и затянутыми первые процентов семьдесят описания? Примерно такая ситуация и наблюдается в новелле. Первые часов семь в ней практически ничего не происходит, разве что автор закидывает время от времени удочку, но буквально на пару секунд несколько раз. Мне не понятно, для чего это было нужно. Да, это отменно работает на привыкание к персонажам, но сколько людей забросят «Цикад», не дойдя до самого интересного? Да, я вам фактически проспойлерила главный поворот первого из восьми эпизодов. Автором явно подразумевалось, что вы часов десять будете думать, что «Цикады» — милая Slice-of-life-новелла. Но если вы про нее уже что-то слышали, значит, знаете, что это не так. А если нет… Ну простите, эту новеллу без спойлеров не порекомендуешь, если речь идет об аргументах.
Если в Remember 11 было два главных столпа, то здесь их уже три. И начать я хочу с важного — с персонажей.
Второй, третий, четвертый и шестой эпизоды, можно сказать, привязаны к одной из наших подруг.
Мион можно назвать пацанкой, хотя на самом деле она стала заложницей образа, который сформировался из-за её бро-характера. На деле же она очень женственна. Второй эпизод не даст соврать.
Рэна большую часть времени предстает перед нами милой наивной девушкой, но которая временами выдает такую базу с резко изменившимся лицом, что становится страшно — это наша Рэна? Определенно мой любимый персонаж не только в новелле, но и один из любимых персонажей вообще. Literally me.
Сатоко на первый взгляд кажется хулиганкой, которая вечно балуется и шкодит, но когда слышишь от нее почтенное обращение, только и удивляешься ее воспитанности. У нас здесь хоть и не симулятор свиданий, но, по сути, Сатоко является главной (единственной) цундере в команде. Постоянно в шутку задирает Кейчи, но чуть ли не больше всех заботится о нем. Большинство явно выберет Мион, но я не уверена, кто из этих двух мне больше нравится. О-хо-хо.
Рика же половину новеллы не вызывает особого интереса. Как и все остальные, она скрывает за собой какую-то тайну, но именно поэтому конкретно на её секрет до поры до времени не обращаешь весь поток мыслей.
Каждая из них на самом деле гораздо глубже, и у всех есть свои секреты и различные но.
Вторым столпом является сюжет, который полноценно включается в игру только часов через семь. Я обожаю различного рода мистику, поэтому тема проклятий и необъяснимых вещей меня привлекает в игре. Хотелось бы рассказать побольше, причем в основном про нюансы, но мне так не хочется даже косвенными намеками это раскрывать. В игре потрясающая атмосфера — это её третий столп. Когда надо, вы чувствуете присутствие нечто потустороннего. Надо — боитесь. Надо — злитесь. Надо — смеетесь. Надо — плачете. Не надо — плачете. Ладно, я одна лью слёзы за всех сразу по поводу и без, можете плакать, только когда надо.
Атмосфера важна в игре про мистику, потому что именно она должна вас полноценно погрузить в новеллу. Вы хотите разобраться, что здесь происходит, хотите раскрыть тайну, какой бы ужасной она ни была. С другой стороны, порой мне становилось настолько страшно, что я с трудом заставляла себя нажать ЛКМ для продолжения. На пару дней зародилось сильное чувство паранойи. У меня впервые пробегала дрожь по всему телу сверху вниз, и это не резкий испуг как в каком-нибудь дешевом хорроре — это леденящий душу страх, преследующий тебя, пока сам не решит отпустить. Помогает этому также и музыка. Мистические композиции я включать не буду, потому что вне контекста важная музыка всегда не работает так, как хочешь, поэтому для примера скину обыденную мелодию, которая также запоминается. И речь идет не о единицах — о десятках.
«Цикады» и Remember 11 мне кажутся похожими в некоторых вещах. И там и там есть схожий концепт в основном сюжете, но самое главное — в них обеих хочется думать. В «Цикадах», конечно, игрок не так активно старается разгадать, в чем же дело, но ты всё равно вечно выдвигаешь теории и с нетерпением ждешь ответов. Но есть и различие: Remember 11 хочет рассказать историю, «Цикады» хотят поделиться эмоциями. Они, эпизод за эпизодом, учат вас хорошим вещам, повторяя их снова и снова, чтобы вы увидели, насколько они важны.
Банально, но «Цикады» учат верить друзьям. И не просто верить, а, что немаловажно, доверять. Зачем ты носишь на спине такую тяжелую ношу, если друзья готовы разделить её вместе с тобой? Поговори с ними. Многие мелочи кажутся неважными, но иногда из них вырастают проблемы. Почему ты не хочешь делиться негативом с друзьями? Все негативные мысли — всего лишь оправдания для беспричинного самобичевания. Ты никого не обременяешь. Избеги возможной катастрофы. Верь друзьям. Доверяй друзьям.
Не менее банален посыл никогда не сдаваться. Наруто, Камина, Аста, встречайте нового апостола мотивации — Маэбара Кейчи. У меня есть свой достаточно странный топ главных героев, и после прохождения этой новеллы Кейчи встал на второе место. Я всегда считала, что главный успех любого произведения — второстепенные персонажи, но никак не главный герой, а этот парень явно заслуживает лавры. Он понимает свою роль в команде и активно продвигает идею не сдаваться. Как и любой человек, он сам подвержен меланхолии и подавленности, но именно он может сломить судьбу, взяв себя в руки, и придать всем сил завершить начатое.
И третий урок, который, можно сказать, является производной предыдущих двух: руки никогда не дотянутся друг до друга, если их не протянут обе стороны. Никогда не сдавайся, протяни другу руку помощи, даже если он упирается и настойчиво просит не лезть при очевидных проблемах. Доверяй друзьям, протяни руку навстречу той руке, что тянет тебя из болота.
Где можно приобрести? Да вот хотя бы в Steam. Только не всё так гладко. Насколько мне известно, в этой версии нет русификатора, вместо фонов — отфотошопленные фотографии, спрайты взяты из одной из старых версий, нет озвучки, да еще и текст пишется поверх спрайтов. В такое играть невозможно. Серьезно. И ладно еще визуальная часть, которая, кто бы что ни говорил, но очень важна в игре с атмосферой, но озвучка в этой игре обязательна. Тут сто часов текста поверх экрана. Зевнете разок, и вы уже не понимаете, какой персонаж произносит сейчас реплику.
Существует версия игры, в которой и спрайты с фонами взяты красивые, и музыка из разных версий, и текст привычными диалоговыми окнами расписан, и озвучка на месте с русским текстом. В общем, идеальная во всём версия. Вот только она не продается, это неофициальная сборка. Хотите лицензию — собирайте это всё ручками. Только проблема — вы, скорее всего, наткнетесь на кучу спойлеров, а по итогу ничего нормально не поставите, потому что черт ногу сломит, ведь всё это бралось из версий для разных платформ.
Про эту новеллу можно написать ещё много всего, но я не хочу забегать дальше первого эпизода — вы должны увидеть всё сами. Я достаточно часто негодовала с различных сюжетных решений автора, но чем дальше играла, тем больше они отпадали.
Какой эпизод станет у вас любимым, тяжело предсказать. Первый будет в топ-3, а дальше — как вам полюбятся персонажи. Два эпизода в этой новелле поднимают такие темы, которые некоторым игрокам могут быть близки, оттого они и вызовут у них больше эмоций. У меня первое место делят шестой и первый эпизоды, а второй и третий делят второе. Последнее место, пожалуй, делят последние два эпизода, но только потому, что все карты уже раскрыты, и пошел просто сюжет, который оставил позади два остальных столпа новеллы.
В «Цикадах» целых восемь эпизодов, и сколько часов займет прохождение, я сказать не могу, так как счетчика нигде не было. Я проходила её на протяжении месяца, играя буквально каждый день после работы, а по выходным в основном убивала на новеллу весь день. Часов сто она отнимет точно. Плюс-минус часов десять… двадцать… тридцать? Если предположить, что у эпизодов примерно одинаковый хронометраж, а по ощущениям оно так и есть, то хронометраж всей новеллы составляет 120 часов. По пятнадцать часов на эпизод — многовато. К тому же практически в каждом эпизоде есть точка «Икс», после которой увеличивается накал эмоций, и постоянно кажется, что вот-вот будет финал, но он всё не наступает и не наступает. Так что воспринимайте эту точку «Икс» как середину, а не финишную прямую. При прохождении вы поймете, что это за точка «Икс».
Я понимаю, что не каждый готов отдать сотню часов жизни на новеллу, которая процентов на 70-80 состоит из неважной для сюжета информации. В таком и только таком случае предлагаю посмотреть аниме-адаптацию 2006 года. Сама я её не смотрела полностью, лишь проверила некоторые моменты, и по ним могу сказать, что основная сюжетная часть срежиссирована как минимум похвально. Возможно, сценарий где-то пришлось подрезать, но лучше уж так, чем вообще не прикасаться к «Цикадам». Но опять же, если у вас всё-таки есть время, я крайне рекомендую всё же пройти новеллу. Вы должны проникнуться персонажами, и здесь у вас будет достаточно времени это сделать, тогда как в аниме его практически не будет. Первый эпизод новеллы в аниме пролетает за полтора часа. Второй, третий и четвертый тоже. Новелла — 60 часов, аниме — 6 часов. Сюжетно аниме будет насыщенней, но эмоции могут быть не такими яркими, и тут каждый решит для себя, что ему важнее.
Изначально я хотела поднять в статье тему качества проектов и яркость эмоций от них. Если вы смотрели аниме Hunter x Hunter, то поймете сравнение. Арка «Аукцион в Йоркшине» сделана отлично, эмоции вызывает, всё очень ровно и гладко, никаких нареканий. Всё очень ровно и гладко. Всё. Очень. Ровно. И гладко. А есть арка «Муравьи-химеры», которые настолько безобразно написаны, что динамика интереса и эмоций от серии к серии скачет как ненормальная в разные стороны по разным осям, но когда она решает играть на чувствах, вы испытываете настолько сильные эмоции, что вам становится неважно, насколько другая арка сделана лучше и качественнее. Эта ситуация садится как влитая на Remember 11 и «Когда плачут цикады». Если вы готовы рискнуть и потратить кучу времени на погружение в Хинамидзаву, то в награду вы с большой вероятностью получите историю, которую будете с теплом вспоминать даже через годы. А аниме вы посмотрите, хорошо проведете время да забудете. Так оно и будет… по моему мнению.
Неважно, что вы выберете. Важно, чтобы вы не пожалели.
Я очень надеюсь, что у меня получилось завлечь вас в хотя бы одну из этих новелл (и очень надеюсь, что вы не пропустили часть о Remember 11, потому что читаете только про то, что знаете).
Сайонара, минасан.
Спасибо за статью, я даже не знал, что в новеллах есть серьезные произведения свыше ста часов прохождения, я играл только в Бесконечное лето, это жуть, конечно) после этого решил не продолжать знакомство с жанром
Ну просто на бриллиант не тянет, если множество более знаковых и интересных новелл, правда большая их часть не переведена на русский язык
главный нëрд в аниме индустрии, лучше бы нашла работу и смотрела бы там гинтаму...
а мне еще и пришлось гуглить "нерд" :D интересные слова молодежь придумывает!
Шикарная статья. большое спасибо. Все новеллы знаю и люблю. "Цикад" даже перепрохожу прямо сейчас, а точнее перечитываю, правильнее сказать. Remember 11 я плохо помню, но она крутая. Можно будет перерпойти во второй раз благодоря статьи. Так же рекомендую и Ever 17 от той же студии KID, мне она тоже понравилась очень в свое время