Самые деловые из вас (это те, кто читает рубрику блога про бизнес) наверняка задавались вопросом: «А когда ж про Valve, про ведущую компанию будет материал, про лицо индустрии, так сказать?» Мы подумали и решили истолковать последний термин буквально. ПК-боярам освещает путь доброе бородатое упитанное лицо Гейба Ньюэлла, про него и будет сегодняшняя статья. Задолго до того, как придумать ведущий цифровой магазин и стать лицом нашего сайта, он уже сёк фишку, правильно расставлял приоритеты и прокладывал компьютерному геймингу дорогу к успеху. Жизнеописание первых 33 лет иконы, а также уроки, которым нас учит его карьера, читайте ниже и вдохновляйтесь на великие поступки.
Гейб 1.0
Гейб Ньюэлл родился 3 ноября 1962 года в Колорадо. Школьные годы он провёл в Дэвисе, Калифорния, где благодаря местным учителям увлёкся физикой и высшей математикой, а после 12 класса поступил в Гарвард. Там не особо задалось: сначала он взял академический отпуск, чтобы побыть с семьёй, а потом вообще решил бросить учёбу.
Лично я не знал, откуда взялся Ньюэлл как предприниматель, и всегда думал, что успех и первые миллионы ему принесла Valve. Если вы тоже не в курсе, то, наверное, офигеете так же, как я при работе над статьёй, ведь профессиональным и финансовым трамплином Гейбу послужила одна из империй игрового зла, Microsoft, нагло переманившая его из универа в кресло программиста.
Дропнуть вуз Гейба подговорили люди, к мнению которых нельзя не прислушаться: Стив Балмер (в то время глава отдела продаж Microsoft, будущий руководитель компании) и Билл Гейтс (вы в курсе, кто это). Билл, кстати, годом ранее прошёл по точно такому же маршруту: из Гарварда в Редмонд. «Подговорили» Габена в добровольно-принудительном порядке: изначально он просто решил навестить брата в штате Вашингтон, как вдруг оказалось, что времени смотреть достопримечательности у них нет, поскольку родственник постоянно зависает на работе в той самой фирме. Малой начал тусить в офисе, Балмера бесило, что у них ошивается какой-то школьник, и он решил, что тот тоже должен приносить пользу. С учёбой, как ему показал пример Билла, совмещать это было невозможно, и Гейба взяли на полный рабочий день.
Будущие миллиардеры плохого не посоветуют: Ньюэлл рассказывал, что за три месяца работы в Microsoft научился большему, чем за всё время в университете. Приобрести ценный опыт ему помогли коллеги Том Корбетт (автор нескольких компьютерных патентов), Нил Конзен (создатель второй версии Windows) и Стив Вуд (глава и член совета директоров нескольких IT-компаний). За время работы на «зелёных» Гейб усвоил простой рецепт успеха: «Учитесь выполнять только те задачи, которые пригодятся вам в будущей специальности, под руководством людей, которые в этом очень-очень хороши. Не хочу очернить Гарвард, но там я научился только пить пиво, стоя на руках в снегу».
Урок от Габена №1: не бойтесь совершить прыжок веры, но знайте, куда хотите приземлиться.
Гейб 95
В компании Гейб провёл целых тринадцать лет. Его главными козырями были светлая голова и безумная работоспособность: один из авторов DirectX и бывший коллега Алекс Сент-Джон вспоминает, что Ньюэлл в год выдавал по 30 законченных продуктов. Самое известное, к чему он приложил руку — это Windows 1.01, 1.02 и 1.03 и порт DOOM на Windows 95. Он достоин особого внимания.
Вспоминает Гейб: «С 1983 до середины 90-х было очевидно, что написать хорошую игру под винду было невозможно в силу… определённых технических причин». После релиза культового шутера на MS-DOS, операционной системе без графического интерфейса, DOOM стал одной из самых продаваемых программ на территории США. Гейб Ньюэлл пошевелил мозгами, посмотрел, сколько народу работает в студии id Software (12), потом посмотрел, сколько народу работает над Windows (несколько сотен), сложил два и два и понял, что его работодатель просто обязан портировать игру. Порт не стоил компании ни цента: судя по всему, Гейб и его подчинённые работали над ним в свободное время. «Люди не осознают, какой эффект видеоигры имеют на поведение потребителя», — утверждает Ньюэлл, который не отказался от такого подхода и сейчас. Он был и остаётся по уши в работе.
Урок от Габена №2: никогда не отказывайтесь пожертвовать своим временем ради того, во что верите.
Чего греха таить, звёзды тоже сошлись в его пользу: Doom 95 снабдили ещё и поддержкой свеженькой майкрософтовской технологии DirectX. Разработчики и издатели увидели, что графические возможности игр для Windows растут в геометрический прогрессии. Это был тот самый один процент удачи, который всегда сопутствует созданию чего-то революционного. Остальные 99% — это пробивной характер нашего героя: он УБЕДИЛ рынок в том, что винда пригодна для видеоигр. Сейчас это звучит дико, но раньше игроделы верили исключительно в MS-DOS. Теперь же многие зарубежные журналы, в том числе бизнес-издания, признают, что в то время именно Гейб Ньюэлл обеспечил персональным компьютерам монополию на игровом рынке ещё лет на 20. Кстати, сейчас он топит за Linux, как раз на ней основана SteamOS. Вот прочитаете эту статью в 2040 году, играя в только вышедший Cyberpunk 2077 на линуксе, и подумаете: «Чёрт возьми, он и тут был прав!»
Гейб: Episode 2
В 1996 году Microsoft так разрослась, что её первые сотрудники стали миллионерами, так как по совместительству владели акциями компании. Для справки: к 2005 году в компании работало уже 12 000 миллионеров и три миллардера. Тут в принципе всю оставшуюся жизнь можно заниматься чем хочешь: Балмер купил себе баскетбольную команду, Джим Оллчин, тоже когда-то руливший фирмой, стал джазовым музыкантом, а Гейб и Майк Харрингтон подались в видеоигры. Примером для них послужил Майкл Абраш, он ушёл в ту самую id делать тот самый Quake. Набрать в Valve таких же вдохновлённых сотрудников, как её основатели, было трудно, но кто такой Гейб Ньюэлл, чтобы не справиться с подобной мелочью.
Если копаться в источниках дальше, то вы увидите, что Габен (эту кличку он получил из-за рабочей почты [email protected], пароль MoolyFTW, но мимо Steam Guard вы не пройдёте) и в эпоху Valve неустанно, методично, шаг за шагом приумножал и успешно вкладывал средства компании, ломая при этом систему. Например, он одним из первых понял, что можно зарабатывать на модах. Вспомните, чем изначально являлись Team Fortress и ДРУГАЯ ОЧЕНЬ ПОПУЛЯРНАЯ УСЛОВНО-БЕСПЛАТНАЯ ИГРА. О бизнесе Valve в другой раз, а сейчас урок от Габена №4: если до какой-то идеи не додумались до вас, это не значит, что она не имеет права на жизнь, скорее даже наоборот, дерзайте!
Начало пути Гейба Ньюэлла трудно назвать «бизнесом», но уже в студенческом возрасте он выработал подход к делу, который помог ему сколотить состояние почти в 6 миллиардов долларов: если видишь, что занимаешься чем-то бесполезным — смело бросай и делай то, что принесёт плоды. Когда идея кажется тебе прорывной — никого не слушай, просто воплощай её. Именно поэтому он и без своего костюма с лямбдой гений, миллиардер, плейбой и филантроп.
Во-во! Осталось только перегородку за спинами заменить на дощатую стену :D
Время полвторого, у меня бессонница, читаю статьи и не жалею. Правда про киберпанк страшная шутка)
Даже учитывая что я смотрел некоторые ролики на эту тему, всеравно узнал что-то новое
Поговаривают даже, мама с папой назвали его Гейбом именно потому, что часто закупались дешевыми играми у нас хD
Главное, что не ночью хихикали в подушку! А то чревато :D
Рады, что статья вам понравилась :)
Уроки, конечно, класс, но тут мало этого знания - тут ещё нужна та самая жилка, предпринимательская, как у нас принято называть=)
Полностью согласен - без нее никак! Будь ты хоть суперумным, но не предприимчивым, успеха можно не добиться.
А в меня вселилась мотивация ещё больше:) Я недавно бросил свою работу что бы уйти IT и не собираюсь бросать это:)
Да, только сейчас в игропром попасть сложнее из-за конкуренции, + многие концепты уже реализованы
Попасть-то даже проще, потому что рынок сильно разросся. Да и ниша инди-игр говорит как раз о том, что сейчас разработчиком может стать любой энтузиаст. А вот заработать тут миллионы, это да, значительно труднее.