Войти
29.12.2022
16
7694

Трансгуманизм в Cyberpunk 2077

Философия трансгуманизма — явление достаточно современное. А если это явление рассматривать в контексте разговора о нашумевшей игре Cyberpunk 2077 (далее — Cyberpunk), то оно и вовсе опережает время и является чересчур концептуальным.

Итак, чтобы не погружаться в дебри и оперативно понять, что же такое трансгуманизм, и как он связан с Cyberpunk, необходимо обратиться к простой дефиниции.

Трансгуманизм, как гласит «Википедия» — это философская концепция, а также международное движение, поддерживающее использование достижений науки и технологии для улучшения умственных и физических возможностей человека с целью устранения тех аспектов человеческого существования, которые трансгуманисты считают нежелательными — страданий, болезней, старения и смерти.

Сквозь призму вселенной Cyperpunk явно просматривается один из концептуальных вариантов развития человека, идущего трансгуманистическим путём развития, отрицающего и спекулирующего над естественным порядком вещей. Если рассматривать этот вопрос в философской ретроспективе, можно вспомнить одного из самых принципиальных мыслителей XIX века, Фридриха Ницше (1844–1900 гг.), который в своём произведении «Так говорил Заратустра» объявил, что «Бог умер». Проводя аналогию с миром Cyberpunk, вывод напрашивается сам собой: человек умирает вслед за ним.

Человек и весь окружающий его мир уже не те, что были прежде, поэтому можно поставить следующие вопросы: «Остается ли человек человеком после такого количества внутренних изменений?», «Можно ли считать искусственный интеллект аналогией разума?», «Является ли “киберпсихоз” разновидностью экзистенционального кризиса?»

В статье ответов на эти вопросы не будет. Они здесь носят скорее риторический характер. Но путём составления антологии трансгуманистических достижений во вселенной Cyberpunk будет предпринята попытка побудить сознание читателя самостоятельно на них ответить.

Примечание: дальнейший список будет формироваться по возрастанию с точки зрения масштаба изобретения.

1. Импланты

Итак, импланты, которые были представлены в игре, поражают вариативностью и возможностями. В мире Cyberpunk импланты заменили кучу гаджетов, которые были изобретены на рубеже XX–XXI веков. Здесь аналогично можно пойти по пути от меньшего к большему.

Самые обыкновенные, доступные всем и каждому импланты, носят название «полочные» (исходя из книги The World of Cyberpunk 2077). Данная «каста» имплантов несёт в себе упрощающую обыденную жизнь функцию. Полочные импланты заменяют людям мобильные телефоны (здесь стоит отметить, что речь идёт не только о звонках, СМС, геолокации, но и о переносе данных, встроенных речевом и текстовом переводчике и т. д.). Также с их помощью люди имеют возможность всячески видоизменять внешность (татуировки, трансформация сетчаток глаз либо полная их замена на оптический аналог и т. п.).

Дальше идут импланты с уже более характерными изменениями с точки зрения биомодернизации. Их, как правило, устанавливают одновременно с обычными имплантами, увеличивая максимальный порог человеческих возможностей. Эта система носит название cyberware. Она же, в свою очередь, относится скорее к игровой составляющей, нежели к лорной, однако не упомянуть о ней нельзя. Данные технологии доступны для покупки у местных Ripperdoc’ов, представляющих собой новую профессию людей, ремесло которых заключается в модернизации человека и его возможностей. Благодаря этим технологиям человек может оснащать мозг собственной операционной системой, тем самым кардинально изменяя свои когнитивные способности. Операционная система фиксируется в лобной коре в виде импланта. Далее её технические характеристики определяют, сколько модификаций человек может внести в своё тело. Чем выше её потенциал, тем эффективней (и опасней) становится человек. Например, при определённых манипуляциях один человек может влиять на другого на ментальном уровне и обрабатывать как его сознание, так и его биомеханическую и нервную системы. Результатом является великое множество действий, вплоть до того, что один может заставить другого совершить самоубийство, и это далеко не всё. Также, возвращаясь к оптической системе, нельзя не упомянуть о режиме Ocular System, которая может показывать расстояние от точки А до точки Б. Данный режим может быть использован, например, для броска объекта.

Вслед за этим идут импланты, вносящие модификации в собственную иммунную систему, систему кровообращения, нервную и покровную системы. Каждая модификация способна изменить реакции организма на определённые раздражители в виде повышения базового показателя состояния здоровья, его устойчивость к болезням, ядам и т. д., степень прочности кожи и т. п.

Финальным имплантом для повышения человеческого потенциала является модификация конечностей и скелета в целом. В мире Cyberpunk проблема ограниченности человеческого скелета полностью решена. При желании и наличии определённого количества капитала человек может полностью изменить свои физические данные. При внедрении имплантов человек способен на невероятные вещи: огромная грузоподъемность, устойчивость к физическому урону, скорость передвижения и ловкость. Всё это становится доступно при оснащении скелета соответствующими модернизациями.

Вишенкой на торте является оружие, которое человек может имплантировать в свои руки. Игра позволяет использовать следующее оружие: руки-богомолы, руки-гориллы, моноструна, смартлинк. Каждое оружие является по-своему смертоносным и опасным для потенциального противника. Каждое имеет свои плюсы и минусы. Одновременно использовать данные модификации игроку можно лишь в одном виде, поэтому необходимо выбирать.

2. Брейнданс

«Искусство — просто триггер для эмоций. А брейнданс — это и есть сами эмоции», — монтажёр брейнданса Джуди Альварес.

«Брейнданс позволяет анализировать детали. Нюансы, недоступные зрению, даже прокачанному», — Эвелин Паркер.

Брейнданс – технология захвата и записи воспоминаний, особенность которой заключается в том, что человек может полностью прочувствовать ощущения оригинального хозяина воспоминаний. Данные в виде эмоций, чувств, ощущений, мыслей, воспоминаний и напряжения мышц фиксируются и конвертируются в код, а затем переносятся другому человеку, который, в свою очередь, получает возможность полноценно пережить воспоминание. Стоит отметить, что брейнданс не всегда предназначен для других людей. Вполне можно сохранить какое-то воспоминание для себя и пережить его вновь.

На самом деле технология удивительная и весьма полезная. Ссылаясь на цитаты персонажей игры в начале раздела, можно сделать вывод, что к пониманию данной технологии есть два подхода: кто-то относится к нему как к игрушке, развлечению, искусству, а кто-то видит в нём весьма практичный потенциал. В действительности оба подхода считаются верными, т. к. данная технология аналогично применима и эффективна. Каждый использует её по своему усмотрению.

Полиция может прибегать к использованию брейндансов при следственных мероприятиях, например, для выяснения необходимой информации, вычисления причастных к преступлению или для анализа состояния жертвы или преступника. Также брейнданс можно заслуженно считать кинематографом нового поколения, ибо в мире Cyberpunk существуют даже режиссеры брейндансов, которые занимаются их съемками и продажей. В самой игре было продемонстрированно множество примеров его использования, но, по мнению автора, самым ярким из них является цепочка дополнительных квестов, связанных с Джошуа и его желанием пережить боль и эмоции Иисуса в момент его распятия. Если Ви решает ему помочь, то на выходе получается брейнданс распятия Джошуа на кресте. Человек, посмотревший данный брейнданс, переживает это воспоминание и становится ближе к Богу, т. к. переживает Библейское событие, в котором является главным действующим лицом. Что может быть более добродетельным, чем добровольное переживание боли Иисуса Христа, который страдал за всё человечество? Правильно, пережить эту боль вместе с ним. Такова задумка авторов данного брейнданса.

Не самые добросовестные поставщики брейндансов зачастую толкают «порченый» продукт, в который намеренно загружают вирус и взламывают операционную систему потребителя, тем самым получая определённую личную выгоду: деньги, информацию и т. д.

Потенциал использования брейнданса поражает своей вариативностью. Выше были приведены лишь некоторые примеры его возможностей, которые этим далеко не ограничены.

3. Сеть

Прежде чем начать разговор о Сети в рамках вселенной Cyberpunk, нужно взглянуть на её историю, берущую начало из «старой Сети», являющейся во вселенной игры тем, чего принято бояться. С момента создания интернета прошло уже огромное количество времени. Бытует мнение, что Сеть, существующая на данный момент — это всё ещё её начальная стадия развития. Во вселенной Cyberpunk интернет разросся до огромных масштабов и перестал подчиняться человеку, который, в свою очередь, теперь не просто не контролирует Сеть, а защищается от неё. Точнее защищается не от самого интернет-пространства, а от тех, кто его населяет. И этим «злом» является искусственный интеллект. В сеттинге игры искусственный интеллект часто называют искином, а искины, не поддающиеся контролю, принято называть дикими искинами. По некоторым соображениям существуют даже ИИ, рожденные непосредственно в Сети.

Во время действия событий игры Сеть поделена на несколько зон, каждая из которых отличается от другой определёнными визуальными составляющими. Всё то, что вне этих зон — старая Сеть, место обитания диких искинов. Они по своей сущности несут угрозу всей человеческой цивилизации. Специально для этой угрозы был учреждён «сетевой дозор», призванный защищать людей от старой Сети и населяющих её диких искинов. Организация не принадлежит ни одной из корпораций и финансируется сразу всеми фракциями. Официально деятельность сетевого дозора направлена на защиту от киберпреступлений, обеспечение безопасности бизнес-деятельности в Сети, обнаружение и устранение нелицензированной и мошеннической интеллектуальной системы. В процессе работы со старой Сетью сетевой дозор создал «чёрную стену» — ограждение, отделяющее контролируемые участки Сети от старой Сети. Существует гипотеза, что чёрная стена — это вовсе не продукт деятельности сетевого дозора, а такой же дикий искин, который по неопределённым причинам согласился работать вместе с человеком. Исходя из данной гипотезы, рождается не менее поражающая сознание теория о «войне искинов». Дескать, различного рода дикие искины по-разному видят человеческое будущее и его роль в истории. Такие искины, как чёрная стена, встают на защиту человека, а другие, опасные, стремятся к его уничтожению. Примеры, которые косвенно подтверждают теорию, периодически демонстрируются в игре, но в статье они освещены не будут, т. к. без спойлеров тут уже не обойтись. В контексте данного примера стоит также упомянуть о существовании фракции вудуистов, беспочвенно уверовавших в то, что после падения чёрной стены дикие искины возвысят их над другими людьми, потому как они признают их силу и власть. Террористические наклонности вудуистов и привлекли внимание сетевого дозора.

4. Искусственный интеллект

Эта технология вытекает из предыдущей, что подчеркивает принципиальную необходимость посвящения ей ещё небольшого отрезка времени читателя.

По доступным данным известно, что самый первый искусственный интеллект во вселенной Cyberpunk был разработан компанией «Майкротех» в 2013 году. Позднее данная технология использовалась в образовательных целях и в судебной системе США.

На рубеже военной истории мира Cyberpunk отмечается, что во времена «Четвёртой корпоративной войны» ИИ использовался в качестве разрушительного оружия, поэтому человечество приняло решение об определённых ограничениях, накладываемых на технологию. Тем не менее различные типы ИИ продолжали использоваться.

Известно лишь о некоторых системах искусственного интеллекта, которые были разработаны разными корпорациями и государствами. Так, искин Советского Союза Geroi был разработан для решения самых насущных проблем страны. Искусственный интеллект, разработанный корпорацией Raven Microcybersystem, Вирджиния Грэнчестер, написал одни из самых почитаемых литературных произведений, а один искин даже взял под контроль компанию такси «Деламейн» в Найт-Сити и вывел его на новые высоты рентабельности и качества обслуживания. Некоторые группы, такие как мальстрем, вудуисты и корпорация «Найт», продолжали незаконно вмешиваться в работу чужих искинов. В Найт-Сити ходили городские легенды о «голубоглазых людях», или диких искинах, которые взяли под контроль человеческие тела и тайно манипулировали правящей элитой города.

Как видно, такое разнообразие ИИ демонстрирует, во-первых, его философию и понимание, во-вторых, его потенциал и опасность. Если уйти за рамки игровой вселенной, то можно заметить, что поставленная проблема существует и в нашем мире. Кто-то считает это возможностью для человечества, а кто-то видит в этом угрозу. Впрочем, это уже тема для другого разговора.

5. Конструкт личности (энграмма); биочип

Биочип — физический носитель, на который помещается оцифрованная личность в виде конструкта, созданного при помощи технологии переноса личности путём конвертации данных из человеческой нервной системы в цифровую энграмму, центральный элемент программы «Сохрани свою душу» японской корпорации «Арасака».

Это изобретение действительно можно считать самым выдающимся открытием из всех существующих в рамках вселенной Cyberpunk, ибо факт его существования означает, что человек смог победить смерть, и его душа получит возможность существовать даже после гибели её физического носителя. Создана она была специально для главы компании «Арасака», намеревавшегося переродиться в новом теле для управления своим детищем до скончания времён. Единственным субъективным нюансом системы является то, что сознание человека формально не переносится в другое тело, а лишь копируется в биочип, тем самым синтезируя, по сути, новый искусственный интеллект, который продолжает жизнь человека в другой оболочке. Остается ли человек человеком после «перерождения» и, что немало важно, остаётся ли он «тем самым» человеком, или это теперь новая личность, которая реципировала опыт предыдущей — вопрос, конечно, философский. Единственным прецедентом является главный маскот игровой вселенной — Джонни Сильверхенд.

Предпринимая попытку полного раскрытия сущности биочипа, следует обратиться к игровой базе данных, которая гласит следующее: «Центральный элемент экспериментального высокобюджетного проекта “Арасаки”, известного миру под названием “Сохрани свою душу”. Технология основана на переносе личности путём конвертации данных из человеческой нервной системы в цифровую энграмму, которая затем помещается на биочип в виде конструкта. Цель проекта — дать возможность людям (пока что только самым состоятельным) общаться с умершими родными и близкими. Смерть перестаёт быть непреодолимой преградой. Впрочем, потенциал у этой технологии значительно больше, чем кажется. Пока что “Арасака” не разглашает сведений о своих дальнейших планах на проект».

Технология является своего рода роулинговским «крестражем» в рамках игровой вселенной Cyberpunk 2077, тем самым доказывая своё особенное положение среди прочих технологий, введённых на момент действия игры.

Завершая антологию самым важным изобретением человечества в том альтернативном мире, который существует в рамках вселенной Cyberpunk, можно сделать определённый вывод, что человек, как ему присуще, созидает, изменяет под себя и определяет этот мир. Всё естественное, что противится ему, постепенно сходит на нет и уступает пьедестал абсолютного творца в кузне реальности.

Возвращаясь к главной теме статьи, каждый сам для себя должен сделать вывод о концепции трансгуманизма. Действительно ли трансгуманизм необходим для развития человечества, или же это путь к закату и самоуничтожению? Вопрос остается открытым.

Курьер чамба
Несмотря ни на что, остался человеком
почитать еще
Игры из статьи 1
комментарии 16
26.Jul.2023 в 20:36
0
0

Интересный материал, довольно познавательный вышел

Свернуть  1
До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов
27.Jul.2023 в 10:21
Kazoku Family
0
0

И хорошо расширяет понимание лора игры :)

До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов
09.Jul.2023 в 22:19
Daniil
19
0
0

Как раз собираюсь познакомиться с игрой, спасибо за интересный ввод. Ответ простой, как мне кажется, развитие технологий не остановить, это вопрос времени, так зачем сопротивляться неизбежному

Свернуть  1
До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов
09.Jul.2023 в 22:37
Daniil
0
0

Прогресс неостановим, это факт, вопрос в том, будем ли мы к нему готовы

До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов
26.Apr.2023 в 14:14
1
1

Где чип имплантировали, туда и обращайтесь!

Свернуть  1
До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов

Адресок вот что-то затерялся((

До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов

Интересно было почитать и есть над чем подумать)

Свернуть  1
До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов
17.Feb.2023 в 10:46
Witcher1994
0
0

Согласен

До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов
04.Jan.2023 в 14:54
7
0

Согласен

 7
До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов