Кажется, только вчера ветераны игровой индустрии стоили в Steam меньше сотни рублей и были доступны всем и каждому. А на свежие релизы пусть и приходилось откладывать с завтраков, но не так уж и долго. Но что было, то прошло. Раньше трава была явно более изумрудного оттенка, а вот сейчас уже настали другие времена. Теперь крупные triple-A релизы равняются в цене с консольными эксклюзивами, а сами эксклюзивы задирают планку ещё выше.
Как же так получилось? Почему каждый новый анонс вызывает не предвкушение и сиюминутный предзаказ, а нервный смех или и вовсе злость? Сегодня мы постараемся разобраться, на#%я, а главное зачем издатели задирают цены своих игр выше небес.
Пара слов о региональных ценах
Ни для кого не секрет, что издатели, как правило, не ставят по всему миру общий беспощадный фуллпрайс в 60 долларов, а стараются ориентироваться на регионы, в которых, если не сбить цену, игру покупать просто не будут. На картинке ниже, например, разница цен на Red Dead Redemption 2 в разных странах. Я взяла для сравнения пять самых дешёвых вариантов, пять среднячков и пять самых больших ценников. И разница между нижней и верхней строчками колоссальна.
Теряя больше половины возможного дохода в Аргентине, Украине или России, «Рокстары» получают толпы игроков, которые никогда не купили бы игру за 55 бачей, но в состоянии потратить на неё 20.
У консольного гейминга тоже есть свои региональные цены, которые отталкиваются от курса валют, но о них как-то особо не говорят, ведь консоли принято ругать за оверпрайс, а задумываться о настоящей стоимости игр не принято.
Сколько стоит ваша игра на самом деле?
Вы когда-нибудь задумывались об этом, журя очередную игру, в которой вы проведёте минимум сотню часов, за оверпарайс? Если что, держу в курсе, игры — это многомиллионный бизнес, в котором каждый хочет урвать себе кусок пожирнее. Если издатель распространяет игру в собственном магазине, то ему очень повезло — голодных ртов, желающих полакомиться его денежками, будет меньше. Но не каждый так может.
И вот выходит какой-нибудь условный шутер в стиме, а Габен такой: «А ну гони мне 30 процентов комиссии за предоставление площадки!» Да и не он тут один такой злобный, столько же оттяпают магазины Xbox, PlayStation, Apple, Google Play и даже GOG. Крупные мировые ритейлеры типа GameStop, Amazon и Best Buy тоже берут 30%. Исключения — благородный и сияющий Epic Games Store, который просит всего 12% от выручки, itch.io и Humble Store, который берёт 25%, но 10 из них отправляет на благотворительность.
То есть понимаете, да? Сидели разрабы, пилили игру лет шесть, кранча в поте лица и не видя родных, геймдизайнер носился между офисами в мыле и старел день ото дня, пытаясь отстоять свои идеи перед инвесторами, все сотрудники уже жили игрой и только ей, а издатель пытался начать продавать за «оверпрайс» игру, у которой есть пока что пара скриншотов и мутный трейлер. А потом приходит магазин и такой: «А ну гони мне 30 процентов!» — и это за домен и краткое описание.
И если вы думаете, что ну и нормально, разработчикам и издателю же достаются остальные 70%, то вы в корне неправы. В 2019 году портал IGN разговорил нескольких инсайдеров из игровой индустрии и розничных сетей, и они рассказали, что издатели в последнее время серьёзно прессуют розничные и онлайн-магазины, пытаясь снизить комиссию. Ведь, помимо её, на разработчиков навешивают всякие разные дополнительные платежи и комиссии буквально за каждый чих, и у разработчиков остаётся всего 65% выручки.
Минус ещё пять процентов. Сделают они погоду или нет?
Вряд ли. Вот ещё 50 — сделают. Как вы думаете, какой процент ваших средств, потраченных на игру на физическом носителе, дойдёт до разработчика? А я скажу вам. Они получат 10-15% от всей выручки, потому что больше 30% утекает к продавцу, а остальное уходит на налоги, выплаты за движок и прочие издержки.
В цифровой дистрибьюции эти проценты немного выше, но всё ещё выглядят удручающе. И по итогу лично мне совершенно понятно, почему игры растут в цене.
Резкий рост
Но если вам нужны ещё аргументы, то их есть у меня.
Во-первых, цены на игры в ПК-сегменте серьёзно не менялись с выхода предыдущего поколения консолей (с которым отчасти сейчас и связано подорожание). А когда там вышла PlayStation 4? Недавно же?.. Погодите, что?.. Семь лет назад?!
Это серьёзный срок для быстро развивающейся индустрии, так что действительно уже пора бы. И если не поднимать вместе с этим региональные цены, то издатели просто разорятся от такой благотворительности.
С каждым годом растёт сложность создания игр, они всё ближе к фотореалистичности, всё сложнее механически, всё навороченней и требовательней к железу не только игроков, но и разработчиков. Вы вообще видели, сколько стоят профессиональные видеокарты? Да в сравнении с их ценами прайс за Nvidia GeForce RTX 3090 — это так, пустяки.
Ну ладно, железо разработчикам, допустим, подгоняют по партнёрским программам, а вот чем кормить самих работников? Ведь единственный способ пополнить студийную казну во время долгой разработки — начать коллабиться с кем-то или продавать мерч раньше времени. А до релиза и общего признания это мало кому интересно. Тем временем все условные шесть лет, которые разработчики пилят всё тот же условный шутер, штату из трёх сотен человек надо платить зарплаты, премии, покупать в офис кофе, оплачивать отопление и электроэнергию. Миллионы уходят на рекламу, сотни миллионов — на хорошую рекламу. А люди ведь ещё и на больничные уходят.
Кстати, к этой больной теме. Пандемия и вызванный ей экономический кризис тоже сыграли в росте цен на игры не последнюю роль. Прибавьте к этому ежегодную инфляцию, на которую стоимость игр не повышали уже несколько лет, падение рубля, и вы получите то, что имеете.
Время подписок
Если вы думаете, что люди, которые занимаются ценообразованием, круглые дураки, то вы не правы. Резкий скачок цен на игры у Electronic Arts и Ubisoft — это очень хорошо продуманный план. Ведь вместе с ним ребята принялись старательно проталкивать свои подписки.
EA, если мне не изменяет память, первая бесстрашно поставила на свой Star Wars Jedi: Fallen Order ценник для ПК-бояр в четыре тысячи деревянных. Вони в Рунете было полно, только ленивый не высказал на эту тему своё «фи», а тем временем издатель просто присобачил к игре её настоящую стоимость. Ту, по которой она продаётся во всем мире, и по которой богатые американцы, для которых такая сумма за игру на пару вечеров — это нормально, её с удовольствием возьмут.
Я-то, может, и иронизирую, однако план зашёл так себе, и чтобы уберечь себя от пиратов и стабильно получать от игроков деньги, издатель предложил играть во все свои игры за подписку. Цена при этом, на самом деле, смехотворная, я плачу каждый месяц на сотню меньше, только чтобы смотреть ютуб без рекламы, а тут — огромная библиотека игр, и за такие деньги.
Я не рекламирую. Я стараюсь показать, как старательно сейчас издатели проталкивают и делают аппетитными цены на свои подписки, чтобы компенсировать недовольство ростом цен. Единовременные покупки в интернете потихоньку отходят на второй план, всем гигантам куда выгоднее регулярно получать от своих пользователей фиксированную сумму, и тут же пускать её в оборот, а не жить от релиза к релизу.
И с этим ничего не поделать, плохо это или хорошо. Цены на игры будут расти вне зависимости от чьего-то гнева, ведь всегда найдётся тот, кому и оверпрайснутая цена по карману. Могу посоветовать вам только быть более разборчивыми в своих желаниях и покупать игры на GabeStore, где скидки длятся круглый год :)
раньше в Стиме игры для Казахстана были дешевле, чем для Рашки. теперь же цены выше в два раза) и вроде можно и в других магазинах брать в рублях, но я православный)) и типа если ты раньше половину стоимости от цены в России отдавал, то теперь отдаёшь двойную стоимость в России. получается, что стоимость игр выросла в 4 раза
Как по мне в корни неверно оценивать игры в часах ибо 100 часов в Ведьмаке с проработаным сюжетом, историей, персонажами, развилками и 100 часов в Вальгалле это разные 100 часов. Инновации, технологии это отлично, только какие инновации используют франузы в своих одинаковых песочницах. Жаль что в статье правда глубоко не пошли, ведь говоря о том что цены не менялись десятилетиями это (частично) ложь, сейчас каждая уважаемая игра имеет длс и внутренний магазин где за цену базовой игры можно купить скинчик на коня, так же не учитывается рост рынка за последние 20 лет с момента как не менялась цена на игры и на сколько больше людей стало играть, к тому же не забываем про 5 изданий одной игры и что нужна памятка чтобы понять что в каком, игры давно не покупают за 60 долларов, потому что если хочешь весь контент (а иногда все равно не весь) нужно купить издание с сезонным пропуском.
В данном случае мы говорим всё же о базовой стоимости игры без дополнительного контента, магазина и прочего, потому как полемика на этот счёт — материал для отдельной статьи ;)
Но да, соглашусь, что проработка игры зачастую несопоставима с её ценником.