Грядущий некстген — самый неоднозначный из всех. Раньше было как: полигонов прибавил, терафлопсов накатил, и вот оно, будущее. Теперь важную роль играет периферия: если закупиться шустрым процессором и дорогущей видеокартой, условный Death Stranding не станет на 150 тысяч рублей прекраснее. Да, возможно, растительности на виртуальных землях вырастет побольше, а круглые объекты округлятся ещё сильнее, но в остальном игровой опыт останется примерно таким же.
У обычного человека после подобного «апгрейда» начинает подгорать снизу спины, а зря. Вот представьте, что вы стащили из кинотеатра 3D-очки и думаете, что все фильмы теперь по волшебству станут трёхмерными. Станут? Нет! Смотреть-то их на чём? Вот очки в моём примере — это ваш напичканный комплектующими компьютер. Сейчас в игровой индустрии настал такой момент, когда важно не только то, чем ты выводишь изображение, но и то, куда. Сегодняшний «Настоящий некстген» посвящён мониторам, и если вы думаете, будто протянете со своим доисторическим LCD ещё одно поколение, то, скорее всего, ваше мнение после прочтения статьи поменяется (спойлер: вы протянете дольше с электронно-лучевой трубкой). Даже если вы останетесь при своём, то всё равно узнаете много важных аббревиатур и гарантированно будете главным диванным экспертом на районе. Я вот теперь в любую беседу о компьютерах могу свои 5 копеек вставить.
50 оттенков RGBелого
Топовый у вас ЖК-монитор или нет, определяют цветопередача, время отклика и плавность изображения. В эпоху HDR, которая, считай, ознаменовала собой некстген, особенно важен первый элемент. Я один раз обжёгся, купив самый дешёвый HDR-телек, что был в продаже, просто из-за этих букв в названии. Итог: столько мыла, сколько я увидел при включённом HDR, не было в первом Uncharted. Сравните RDR2 с плохой цветопередачей и Deus Ex: Mankind Divided с хорошей и сделайте выводы:
Очень многое решает матрица. Раньше самые модные пацаны брали себе игровые панели TN (Twisted Nematic, «скрученный нематик», кристаллическая структура такая), это был лучший выбор для любителей шутеров и моб из-за быстрого времени отклика. Даже по современным меркам одна миллисекунда — это очень круто. Зато о графоне на TN говорить не приходилось: если монитор стоял перед тобой не ИДЕАЛЬНО РОВНО, то начинал бликовать, а изображение заметно теряло в насыщенности и контрастности. Да и при нормальном положении экрана ситуация для графодр эстетов была ненамного приятнее.
Чтобы угодить любителям приятного визуального ряда, производители придумали матрицу IPS (In-Plane Switching, «плоскостное переключение», кристаллы в ячейках такой панели находятся в одной плоскости, поэтому лучше передают цвета и контраст). Как вы могли догадаться, её главным недостатком была скорость реакции на действия игрока: примерно в 4 раза медленнее, чем у TN. Также народ жаловался на невыразительные оттенки чёрного.
Золотая середина — это панель VA (Vertical Alignment, «вертикальное выравнивание»), тут вам и самая высокая контрастность, и чёткая гамма, и стильные изогнутые формы, но наша рубрика называется не «Золотая середина», а «Настоящий некстген», поэтому на VA мы тоже не будем размениваться.
Дверь в будущее приоткрыла на E3-2019 компания LG со своими наномашинамитехнологиями: линейка Nano IPS убивает двух зайцев сразу, предлагая насыщенные цвета IPS и миллисекундный отклик TN. Читая, как это работает, невольно думаешь, что перед тобой киберпанк какой-то: на подсветку экрана наносится слой светопоглощающих наночастиц определённого химического состава, которые настраиваются на свет с определённой длиной волны, сохраняют нужные оттенки и отсекают ненужные (именно это происходит на иллюстрации сверху). Такая мощная цветопередача отлично проявляет себя в комбинации с HDR. Удовольствие не из дешёвых, от 500 долларов и выше, ну а чего вы хотели от некстгена?
Есть у наномонополистов и конкуренты. Например, в Samsung изменяют цвета, выкрутив зум на полную. Между экранной панелью и подсветкой монитора располагается очень тонкий светофильтр, на который нанесены квантовые точки (технология так и называется, Quantum Dots) размером от 15 до 150 АТОМОВ. Они смешиваются в различных пропорциях и придают каждому пикселю нужный цвет. Комбинаций не счесть, и это лучше всего заметно в рекламных скриншотах, где свой оттенок есть даже у самого края ореола:
Со временем такие мониторы стали доступнее для простых людей: если года два назад самые продвинутые квантовые ASUS ROGи стоили по несколько сотен тысяч рублей, то сейчас вы найдёте в продаже бюджетные самсунги. Хоть время отклика в самых дорогих моделях тоже крошечное, сама технология, по мнению экспертов, не представляет из себя чего-то революционного: квантовые точки — это просто очень маленькие светодиоды.
Короче, традиционные методы цветопередачи уже не решают. По какой из южнокорейских тропинок пойдет рынок, какая технология приживётся в мониторах больше, нам ещё предстоит увидеть. Меня больше убедили LG: несмотря на цены, Nano IPS-частицы выглядят убедительнее, чем какой-то фильтр.
«Да не гони, разве цветопередача так важна?» — скажете вы. Так же думал и я, пока ради интереса не подключил к своему компьютеру два монитора, подешевле и подороже, и в реальном времени не сравнил увиденное. Тогда я играл в Pillars of Eternity, в ней достаточно тёмная гамма, и я чуть с дивана не упал, узнав, что чёрный цвет многих объектов на самом деле был тёмно-красным, тёмно-синим и ещё тёмно-каким-нибудь. Некстген познаётся в сравнении.
НИ ЕДИНОГО РАЗРЫВА
Про частоту обновления знают многие из вас: сколько герц, столько раз в секунду обновляется изображение. 60 герц — хорошо и плавно, а больше и не надо. С такой позицией жил и я, пока не пришел на «Игромир-2019» и со скептической миной не запустил Wasteland 3 и Biomutant в 144 Гц. Думал, разницы никакой не будет, что глаз эти ваши герцы не заметит и вообще это всё маркетологи изобрели. Как же я ошибался! Ощущения абсолютно другие, меняется восприятие игры, она как будто предугадывает твои действия, что ли (на самом деле это была первая реакция на ускоренный в 2 раза отклик). Не зря ушлые Sony в новом поколении делают ставку на частоту обновления: обещают в PlayStation 5 разрешение 4K при 120 Гц и ЕДИНСТВЕННЫЕ В МИРЕ выпускают телевизоры, которые будут её поддерживать, по цене от 90 000 до 1 000 000 рублей.
Для бояр, однако, это не новости: 144 герц для нас давно норма, компьютерные мониторы уже тянут аж 360! Чтобы не ощутить, а ПОНЯТЬ, как это работает и почему всё так плавно, нужно смотреть странные нарезки киберспортивных дисциплин в замедленной съёмке:
Поверьте, лучше это ощутить, в 144 Гц ещё и смазывания меньше (но это на любителя, мне вот нравится оно). В остальном ощущения фантастические, потом просто физически не можешь по-старому воспринимать стандартные 60. За высокими показателями частоты обновления реально будущее. При наличии мощного компа, само собой.
Чем чаще обновляется картинка, тем больше проблем возникает с синхронизацией изображения, замечали, наверное, как по экрану иногда бегают неприятные горизонтальные полоски. Бороться с ними можно усилиями видеокарты, поставив галочку «вертикальная синхронизация», а можно купить себе современный монитор, который сделает всю работу сам, в то время как графический адаптер будет занят чем-то поважнее. В будущее мы точно войдём без горизонтальных разрывов, потому что за вытеснение устаревшей V-Sync борются гиганты индустрии: Nvidia и AMD. Каждый придумал свою технологию: G-Sync и FreeSync соответственно. Как это работает:
«Переопределяющие пиксели также становятся сложными в сценарии нефиксированного обновления, и решения, предсказывающие, когда произойдёт следующее обновление, и, соответственно, настройка значения овердрайва должна быть реализована и настроена для каждой панели, чтобы избежать ореолов», — цитата с википедии.
Абсолютно непонятно. Ну, для этого вам и нужен автор блога, ведь моя работа в том, чтобы копаться в технических статьях и объяснять их по-простому. Смотрите: Nvidia вставляет в поддерживаемые мониторы специальную плату, благодаря которой частота вывода кадров меняется динамически, а не остаётся фиксированной сто процентов времени. Видеоадаптер и плата «за кадром» сами решают, как сделать картинку плавнее.
Результат — более гладкая анимация и отсутствие input lag’а. Только без видеокарты GeForce, конечно, никакой магии не получится.
FreeSync от AMD добавляет изображению лишние промежуточные кадры, которые помогают устранить разрывы. Единственным требованием для работы этой технологии является наличие в видеокарте разъёма DisplayPort (я думаю, благодаря ему мы спустя пару поколений забудем об HDMI), поэтому FreeSync-мониторы стоят дешевле, чем у конкурентов. Кто победит, опять же, посмотрим.
It’s over 5000!
Самая свежая тенденция в развитии компьютерных мониторов — изогнутость. С каждым годом растут угол наклона и диагональ экрана, и 2020-й подарил нам гигантский Samsung Odyssey G9.
Диагональ в 49 дюймов и разрешение 5120x1440, по словам зарубежных журналистов, создают ощущение, будто ты находишься по ту сторону монитора. Я обеими руками за такую иммерсивность, но подожду, пожалуй, 360-градусный монитор для домашнего использования, вот это точно будет некстген.
Привет из прошлого
Есть ещё вариант, что родится совершенно новый тип мониторов на замену жидкокристаллическим. Возможно, на основе того, с чего начинался ваш геймерский путь: оказалось, мониторы с электронно-лучевой трубкой до сих пор дают жару! У меня не идёт из головы прошлогодний видос, где энтузиасты запускают Control на пузатом Sony Trinitron и обнаруживают, что графон на ЭЛТ-мониках выглядит круче, чем на дорогущих 4K-панелях.
У первых ЖК-мониторов было всего одно серьёзное преимущество: толщина. С тех пор LG, Samsung, Asus и все остальные раз за разом изобретают велосипед. Геймеры 90-х не страдали от таких проблем, как задержка вывода и «рваная» анимация, поскольку фотоны, на которых основан принцип действия старых моников, перемещаются гораздо быстрее, чем жидкие кристаллы. В интернете с начала эпохи LCD идет холивар на тему «где круче картинка». Естественно, у ЭЛТ-мониторов есть свои недостатки, но чем чёрт не шутит, вполне возможно, лучевая пушка тоже родится заново.
Не надо быть компьютерным экспертом, чтобы догадаться, что мониторы будущего снабдят огромным количеством мелких периферийных функций. На примере тех же Asus ROGов мы знаем, что среди них будет подсветка, интеллектуальная регулировка вентилятора, чтобы моник не слишком грелся и не слишком шумел, и продвинутые чипы для аудиофилов, не желающих тратиться на профессиональную звуковуху. Стоит ли оно того? Знаете, я уже лет десять сижу, точнее лежу перед телевизором с клавиатурой на коленках, и сейчас впервые задумался о смене положения. Пока создатели видеокарт и процессоров просто наращивают мощности и экспериментируют с графоном, на заводах по производству мониторов творится такое, от чего дух захватывает. Нанотехнологии, цветокоррекция на уровне атомов, почти мгновенная синхронизация, адаптивная частота обновления — пока это самый настоящий некстген, что мне встречался.