Войти
21.09.2022
3
1982

Beholder — быть или казаться

Внимание: это пользовательский материал, победивший в конкурсе статей. Мнение автора может отличаться от мнения администрации сайта.

Инди-проекты я всегда любил из-за их особой атмосферы. Удовольствие от пребывания в некоем ламповом мирке едва ли поддается сравнению. Тут можно вспомнить разве что олдовые восьми- и шестнадцатибитные игры вроде Sonic, Teenage Mutant Ninja Turtles, Dune II, Battletoads, Darkwing Duck и тот мандраж, что не позволял целиком сосредоточиться на их прохождении. Ведь жизней в этих играх было мало, и зайдя слишком далеко на неизученную еще территорию, твои шансы погибнуть увеличивались в разы, а значит, изнурительное восхождение по уровням предстояло начать заново. Хиты, отчеканенные для игровых приставок образца 1990-х, проходили всем двором, после чего те обрастали мифологией и вымышленными секретами (а то и не вымышленными — попробуй теперь проверь).

Сейчас, в эпоху продвинутой компьютерной графики и кассовых ААА-проектов, подобные вещи кажутся мусором. Но до сих пор есть люди, чья душа еще не полностью оцифрована, и кто ведется на подобное старье, как я. Вот для такой аудитории студия Warm Lamp Games в 2016 году сварганила проект Beholder, который моментально обрел культовый статус и даже получил две части продолжения.

Антиутопический концентрат

Мода в современной культуре на атмосферу уныния, морального разложения и технического упадка с некоторых пор переросла в мейнстрим: сериалы о конце света и ходячих мертвецах выходят пачками, макулатуру едва успевают перерабатывать для доптиражей сотен «апокалиптических» книг, а игры выходят в таком количестве, что сходу попадают на распродажи — люди просто не успевают оценивать их все. Впрочем, действительно качественных проектов среди них немного. И Beholder относится к таковым.

Во-первых, приятно, что разработчики Warm Lamp Games при создании своего локального тоталитарно-бюрократического ада использовали литературную основу. Игра изобилует отсылками к произведениям Джорджа Оруэлла, Олдоса Хаксли и Андрея Платонова. Так, первая директива, полученная нами вместе с корреспонденцией, датирована 1984 годом. Непрозрачный намек, да? Министерство Правды, постоянно усложняющее нам жизнь такими вот посланиями, упоминается в игре вскользь, но даже этого достаточно, чтобы, снова исследуя почтовый ящик, мурашки побежали по коже.

Во-вторых, дизайн игры и цветовая гамма как нельзя лучше соответствуют заданному настроению. Серые тона основной (и единственной) локации, небрежные наброски персонажей, похожих на корявые тени, внезапно обретшие густую, как деготь, плоть, помогают мгновенно проникнуться безрадостной игровой действительностью. Немногочисленные источники света на этом фоне выглядят спасительными маяками. Но играя в Beholder, мы очень скоро поймем, что уют домашнего очага — крайне хрупкая и ненадежная штука, а радость, выказанная ненамеренно, очень скоро обернется глубокой печалью.

В-третьих, сюжет пусть и линейный, удивляет обилием разнообразных концовок. Сходу взгромоздиться на рельсы указанного Большим Братом пути и до конца следовать идеологической линии не получится. Решения даже в мельчайших бытовых вопросах придется принимать постоянно, и не все они гарантируют вам счастливое будущее. Даже банальное выживание займет у вас не один час игрового времени. А уж если хотите сохранить лицо и выглядеть приличным человеком в глазах окружающих — стараться придется сильно.

Симулятор стукача

Итак, вас зовут Карл Штейн, и вы назначены на должность нового домоуправа по улице Крушвице, 6. Перед самым заселением прямо на глазах вашей семьи некоего человека с «большой дырой на брюках, где раньше висела связка ключей» со знанием дела лупят полицейские, после чего пакуют бедолагу в зловещего вида воронок. Начальная сцена преисполнена правильной атмосферы: с одной стороны, маленькая дочь ликует, что теперь у вас аж целых три комнаты, а с другой, участь вашего предшественника не даст вам расслабиться до самых финальных титров.

Затем нам обстоятельно объяснят прямые обязанности. И это не столько забота о благе жильцов дома №6, сколько пристальное наблюдение за ними. Первейшей задачей для нас является выявление потенциальных врагов государства. Впрочем, способов для этого немного, зато все они действенны. Подглядывание, подслушивание, лжесвидетельство — вот три нерушимых кита, на которых построена деятельность всякого стукача. И этим искусством Beholder предлагает в совершенстве овладеть каждому игроку.

Львиную долю игрового времени мы будем метаться по этажам дома, подглядывая в замочные скважины, либо развешивая камеры наблюдения. Купить таковые можно в особом магазине за очки авторитета, что начисляются нам по мере выполнения заданий. При этом высокий авторитет поможет выбить признание у зарвавшегося жильца либо заставит его сделать что-то, чего он делать не собирался.

Со временем шпионаж превратится в легкое скольжение курсором по карте — главное смотреть в оба. Захотят соседи, к примеру, пошушукаться о войне в темной прачечной, а вы благодаря стратегически размещенной камере уже взяли их на карандаш, ведь подобные разговоры государство давно запретило… Нужно лишь вовремя получать директивы и соответствующе на них реагировать. Идеально составленный рапорт обеспечит вам прибавку к жалованию, а провинившемуся персонажу — расстрельную статью. Впрочем, это тоже зависит от вас…

Не стоит забывать и про обыск. Он де в буквальном смысле кормит главного героя и всю его семью. Тут игроку пригодятся внимательность и скорость, дабы успеть обшарить все углы до того, как в квартиру вернутся хозяева. Воровать у них можно, но аккуратно, не более пары вещей в сутки, иначе вас самих обвинят в превышении полномочий да еще полицию вызовут. Тем не менее в квартиру к одним и тем же господам вы будете возвращаться не раз и не два. Служба-с.

Не дивный новый мир

Пусть в Beholder всего один уровень, пребывать на нем на удивление интересно. Да, весь игровой процесс тут осуществляется лишь парой кнопок мыши, но если сразу делать это не надоест, можете считать себя заслуженным домоуправом — вы подсели. Каждая деталь, будь то брусчатка на улице либо элемент интерьера, тщательно вырисована и выглядит убедительно — достаточно повращать скроллом, и можно сосчитать трещины на убогой обстановке каждой квартиры. Не зря же данный проект на минской конференции DevGAMM 2016 взял первенство в номинациях «Лучший геймдизайн» и «Лучшая инди-игра года».

Саундтрек заслуживает особой похвалы. Вначале ненавязчивую музыку почти и не замечаешь. Но по мере того, как накаляется сюжет, я ловил себя на мысли, что мои нервные окончания повинуются какому-то невидимому дирижеру, который кроме палочки вооружился еще и зажигалкой. Очень скоро вы начнете различать грядущие события по первым нотам простеньких мотивов и заведомо готовиться к худшему.

Из таких вот лоскутков и скроена пестро-серая ткань Beholder. Каждый элемент этой игры исправно выполняет свою функцию. Проект способен погрузить игрока в депрессивный маленький мирок без дорогущего прибора виртуального присутствия — и если у того вместо сердца не часовой механизм, он обязательно прослезится. Или хотя бы почувствует подкативший к горлу ком и попытается растворить его в спирте. Ибо разработчики Warm Lamp Games убедительно передали антиутопическую действительность, от которой становится страшно.

Так, среди персонажей, проживающих по улице Крушвице, 6, наш Карл Штейн единственный, кто наделен реальной властью, вынужден постоянно выбирать между директивами государства и семьей. Если главный герой во всю будет подражать Большом Брату, очень скоро из его близких рядом не останется никого, жильцы разбегутся, а полицейский наряд явится уже по его душу. Куда лучше следовать собственным интересам, но для этого потребуются железные нервы и ювелирная точность.

Игровой люд, толкущийся в тесной столовой, храпящий на старых кроватях и каждый день спешащий на службу, становится жалко, когда его касаются последствия решений ГГ. Даже вникая в нехитрые судьбы и насущные проблемы персонажей, можно здорово им навредить. Чего только стоит сцена повешения инженера Волкера, от которого по вашей милости ушла жена. Вот мы видим, как этот забавный толстячок приходит домой, деловито сплетает петлю, встает на табуретку… Наблюдать за предсмертными конвульсиями не просто жутко — такое чувство, что твоими мыслями кого-то стошнило, а потом это быстренько смыли в унитаз. За такие моменты Beholder можно использовать в качестве теста-определителя потенциальных маньяков. Ведь если у кого-то гибель неуклюжего инженера вызывает улыбку, в нем вполне может проснуться очередной Держинский. Ну или Чикатило, на худой конец.

Каким же в итоге получился Beholder? Еще одним из сотен симуляторов чего бы то ни было, сделанным из-за недостатка финансирования, или продуманной качественной головоломкой? Думаю, у каждого игрока найдется свой ответ на этот вопрос. А на мой взгляд, проект от Warm Lamp Games больше напоминает текстовый адвенчур, пусть и качественно визуализированный. Ведь главная и единственная переменная здесь — это выбор игрока, от которого зависит дальнейшее развитие событий. И особенно концовка.

Таковых в игре целая россыпь, причем на любой вкус. Есть и классический хэппи-энд, где все остались живы и даже счастливы; есть и ряд закономерных провалов, более соответствующих атмосфере показанного нам мира. Охотнику за ачивками придется открыть их все, а заодно удивиться, как много может зависеть от одного домоуправа.

Тут-то и кроется главный недостаток игры. Получив все достижения и отыграв каждый финал, Beholder больше нечем вас удивить, что делает его игрой одноразовой.  Да и победная стратегия вариантов почти не терпит: любой хороший финал требует одного четко выверенного алгоритма. Вот только поиск этого алгоритма может показаться по-настоящему интересным.

Сегодня проект Beholder разросся аж до трех частей, каждая из которых вносит лепту в гнетущую атмосферу предлагаемой нам антиутопии. Но если вторая предлагает нам взглянуть на Министерство Правды изнутри в режиме классической адвенчуры, то третья слишком уж сильно цитирует оригинал. Впрочем, каждая из них заслуживает отдельного обзора, так что лучше поговорить о них в другой раз…

 

Плюсы:

  • интересный сюжет,
  • нескучные характеры персонажей,
  • возможность влиять на игру до самого финала,
  • гнетущая атмосфера упадка,
  • шанс побыть волком в овечьей шкуре.

 

Минусы:

  • высокая сложность в начале игры,
  • нет возможности сохраниться в любой момент,
  • жесткий тайминг в некоторых заданиях,
  • как ни странно, однообразие.
Силим Кам
Строчил статью, а не доносы
почитать еще
комментарии 3
06.Oct.2022 в 23:04
4
0

Однообразие Beholder является не однообразием, а показателем, что даже Игрок, находящийся вне этой вселенной, становится частью системы мира игры))

До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов

Размер в 2к символов для отзывов настолько мал, что их начали сразy отправлять как статьи ;D
Спасибо авторy за предоставленный материал, любопытно было почитать

Свернуть  1
До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов

Спасибо, что прочли)

До 1000 символов
Комментарий удален.
До 1000 символов