Зомби уже давно укоренились в игровой индустрии и пока отправляться на покой не собираются. Каждый год выходят проекты об этой разлагающейся нежити. Шутеры, хорроры, драмы и даже стратегии. Ходячие мертвецы успели засветиться практически во всех жанрах. В каждом они отличались в угоду сеттинга, сюжета или геймплея. Выглядели нелюди везде плюс-минус одинаково, зато их поведение заметно отличалось. Где-то они неторопливо шагали в сторону игрока, а где-то бежали с такой скоростью, что позавидовали бы даже олимпийские чемпионы. Предлагаем рассмотреть историю этих «мозговитых» монстров в играх и отметить ключевые точки изменения их повадок. Сейчас вы узнаете, как медлительные пешеходы стали профессиональными спринтерами.
Откуда растут ноги?
Впервые слово «зомби» начали использовать в племенах вуду, широко распространённых на островах Карибского бассейна. Так называли умерших, которым магическим образом (не без помощи шаманов) удавалось вернуться в мир живых. Воскресшие люди возвращались к спокойной жизни, а желания поесть мозгов в списке побочных эффектов не наблюдалось.
В 1907 году на Гаити была похоронена Фелиция Ментор. Вроде бы все родственники и друзья смирились с утратой и продолжили жить. Однако спустя 29 лет её обнаружили живой и здоровой неподалёку от собственного дома. Проверить это научными методами не получилось, но все родные в один голос твердили, что найденная женщина и есть похороненная почти 30 лет назад Фелиция.
Ещё одно «воскрешение» произошло уже с мужчиной. Некий Нарцисс Клаирвиус спустя некоторое время после собственных похорон был обнаружен прогуливающимся неподалёку от своего дома. Случай заинтересовал известного невролога и психиатра Ламарка Дувона. Врач с помощью родственников «погребённого заживо» составил список вопросов, ответы на которые мог знать лишь виновник торжества. На удивление доктора пациент отлично справился с подготовленными тестами.
Существует много гипотез, объясняющих появление зомби на Карибах. Одна из них гласит, что все «воскресшие» были умственно отсталыми, а их родственники проводили ложные похороны, чтобы потом прятать членов семьи дома. Согласно другой версии, гаитянские зомби — это обычные люди, сильно накаченные транквилизаторами. Наркотики превращали бедолаг в безвольных рабов, способных делать любую грязную работу. Как бы то ни было, мы вряд ли узнаем разгадку этой тайны.
Появление зомби в мировой культуре
В мировую культуру термин просочился в 1929 году, когда известный репортёр «Нью-Йорк Таймс» Вильям Сибрук написал книгу «Остров магии». В ней автор поделился впечатлениями от посещения дома знаменитой колдуньи Маман Сели в джунглях Гаити. Благодаря доверию шаманки журналист смог побывать на многих обрядах племени. Из всей книги Сибрук посвятил магической стороне жизни вуду лишь одну главу — «Мертвецы работают на плантациях сахарного тростника». Как несложно догадаться, посвящена она была ритуалам зомбирования.
Работа Сибрука спровоцировала всплеск интереса к ожившим трупам в США. Голливуд не стал долго медлить и уже в 1932 году выпустил на экраны фильм «Белый зомби». Картина повествовала о любовнике, обратившемся к шаману с целью добиться расположения обожаемой особы. Колдун решил проблему клиента достаточно креативно, сперва убив женщину, а после воскресив и заперев в своём замке. Горе-воспылателю впоследствии пришлось объединяться с охотником на нежить, чтобы освободить даму сердца.
Концепция магического возвращения к жизни использовалась ещё не раз. В период с начала тридцатых до конца семидесятых зомби в массовой культуре были представлены в виде результата шаманских обрядов. Так могло продолжаться и дальше, но объявился новаторский режиссёр, в корне изменивший суть оживших мертвецов.
Одним из первых деятелей кино, решившим отойти от магии, стал Джордж Ромеро. В 1968 году он выпустил уже ставший классическим фильм ужасов «Ночь живых мертвецов». Здешние «трупы» не отличались ловкостью, были медленными и глупыми. Режиссёр, наверное, даже не догадывался о том, какой вклад он делает в мировую культуру. На протяжении многих десятилетий во всех сферах искусства использовался образ зомби, основанный именно на его работе. Игровая индустрия исключением не стала.
Первопроходцы в играх
Первая игра про зомби поступила в продажу в 1982 году, и называлась она Entombed. По сути, это был обычный лабиринт, где по извилистым коридорам вместе с игроком блуждали зомби. Учитывая архаичную графику, вменяемо описать поведение противников при всём желании не получится. Что главный герой, что упыри — это пятиконечные фигуры, отличающиеся лишь тем, что вторые поактивнее махали руками. Заострять внимание на Entombed мы не будем, просто знайте, что именно она стала первой компьютерной игрой про зомби.
Спустя 2 года после «Погребённого» на прилавки отправилась Zombie Zombie. Играть предстояло за пилота вертолёта. Высаживаться на землю нужно было только для того, чтобы заманить нежить на высокую точку, дабы «мозгоеды» разбивались после падения. Впрочем, никто не запрещал атаковать «ходячих» с воздуха. Хоть транспорт главного героя и не был оборудован огнестрельным оружием, на борту имелся богатый запас кирпичей. Брошенные с высоты стройматериалы отлично подходили для «лопанья» черепных коробок нежити.
Графика в Zombie Zombie скорее позволяла разгуляться фантазии, нежели что-то показывала. Модели (если набор пикселей можно так назвать) зомби были статичными, а не анимированными. Однако, учитывая то, как показывали ожившие трупы в фильмах ужасов восьмидесятых, можно предположить, что бегать «мертвецы» ещё не умели.
Zombie Zombie стала отправной точкой истории заглавных гадов в игровой индустрии. Более известные проекты, выходившие за ней (Zombi от Ubisoft и Sweet Home от Capcom), не наделяли любителей человечины новыми повадками. Акцентировать внимание на этих играх особого смысла нет. Просто зафиксируем, что до девяностых зомби в играх были тупыми и медленными машинами для поедания плоти.
Зомби бывают разные
Пусть поведение рядовых зомби в 1990-х не сильно отличалось от предшественников из прошлого десятилетия, видовое разнообразие заметно расширилось. Самый показательный пример — оригинальная Resident Evil, вышедшая в 1996 году.
Кого здесь только не было. Т-вирус сделал ожившими мертвецами и собак, и птиц, и даже пчёл с пауками. Опасности были со всех сторон. Несмотря на такую экзотику, классические люди-зомби в Resident Evil никуда не делись, но вместе с ними полакомиться мозгами протагониста желали и более опасные противники.
Взять, например, охотников — здешнюю хоррор-адаптацию Ящера из комиксов о Человеке-пауке. Прыткие, быстрые, сильные. Встреча с этими монстрами не сулила игрокам ничего хорошего. Ещё один опаснейший противник — химера. Своеобразный гибрид человека и мухи причинял немало хлопот при прохождении. Чудище бегало по отвесным поверхностям, из-за чего попасть по цели было очень сложно.
Все эти твари жуткие и страшные, но они не зомби в привычном для нас понимании. Это скорее генномодифицированные животные, а мы тут собрались ради ставших мёртвыми людоедами представителей Homo sapiens. И всё же не упомянуть богатый ростер врагов из первой Resident Evil мы не могли. Особенно учитывая, что дальше нам предстоит столкнуться с ворохом упырей самой разной комплекции.
Прыгуны
Переходим в XXI век, ведь пик популярности оживших мертвецов пришёлся именно на нулевые. С развитием технологий разработчикам стало несколько проще реализовывать свои задумки. Коснулось это и поведения зомби. Упыри в это время научились тихо подползать к игрокам на брюхе, высоко и далеко прыгать, швыряться различными предметами и бегать. Обычные «ходячие» хромой поступью отправились на второй план. Балом теперь правила совсем другая нежить.
Начнём с прыгунов. В 2005 году игрокам дали возможность ощутить на себе все тяготы жизни воскресшего трупа. Главный герой Stubbs the Zombie in Rebel Without a Pulse, как несложно догадаться из названия — зомби. Причём зомби классический — руки направлены вперёд, походка с прихрамыванием, а речевые способности ограничены сиплым бормотанием слова «мозги». Вроде бы ничего особенного, но есть одно но: главный герой умел прыгать. Для зомби в то время такая особенность была действительно чем-то новым. Впрочем, эволюция на этом не закончилась. Это было только начало.
Ползунки
Зомби — крайне упрямые ребята. Если упыри хотят перекусить свеженькой человечиной, они будут двигаться к заветной цели любыми способами. Даже отрубив или отстрелив конечности, остановить «ходячего», скорее всего, не удастся, ведь он может легко стать «ползущим». Казалось бы, это не так страшно, ведь скорость передвижения гада становится заметно ниже, но как бы не так! Прильнув к земле, негодяи практически не попадают в поле зрения игрока, а потому у них появляется возможность неожиданно напасть в самый неподходящий момент.
Лучше всего такие ожившие трупы были показаны в Dead Space. Некоторые некроморфы по умолчанию передвигались на брюхе, поэтому их было легко не заметить, прогуливаясь по коридорам космического корабля «Ишимура». Саспенс от этого нагнетался так, что будь здоров. Однако не будем забывать, что «Мёртвый космос» — неторопливый хоррор. Практически все враги здесь не отличались скоростью, и столкновений с ними легко можно было избежать, просто заставив Айзека мчаться со всех ног. Но что, если ожившие мертвецы не будут уступать протагонисту в скорости?
Бегущие мертвецы
Широкую популярность «бегуны» получили благодаря фильмам «28 дней спустя» (2002) и «Рассвет мертвецов» (2004). Оба фильма стали революционными для своего времени, покорили прокат и на несколько лет вперёд определили моду на бегающих зомби. Игровая индустрия тоже не осталась в стороне. В середине 2005 года студия Turtle Rock принялась за разработку значимого не только для себя, но и для всей индустрии проекта.
Left 4 Dead находилась в производстве на протяжении трёх лет и поступила в продажу в ноябре 2008 года. Долгий процесс создания окупился с лихвой. Кооперативный шутер с ордами зомби разных видов мгновенно покорил сердца миллионов геймеров по всему миру. Здесь были и стероидные гиганты, способные кидаться кусками асфальта, и толстяки, блюющие ядовитой жижей, и ведьмы, и, разумеется, рядовые противники, перенявшие особенности движения у аналогов из озвученных выше фильмов.
Толпы прытких и юрких тварей дали жанру зомби-экшенов второе дыхание. Да, эти ребята были не самыми уроностойкими, но хлипкость они компенсировали количеством. «Спринтеры» окружали игроков и долбили их со всей силы, поэтому не всегда получалось каждого снабдить должной порцией свинца, отчего сражаться с ними было ещё интереснее.
В Left 4 Dead также был ещё один особый тип врагов — охотники. Эти ребята умели не только быстро бегать, но и далеко прыгать, и даже скакать по стенам. Скрыться от этих кровожадных паркуристов было практически невозможно.
Шутер колоссально повлиял не только на зомби-экшены в целом, но также на поведение и внешний вид упырей в частности. Что уж тут говорить, даже сама Turtle Rock уже больше 15 лет пытается повторить успех дебютного проекта.
Зомби могут похвастаться богатой историей. Эти мёртвые каннибалы прошли долгий путь от безмозглых лунатиков до прытких монстров со своеобразным подобием интеллекта. Представители каждой эволюционной ступени пугали игроков всё сильнее. Медленные ходуны вызывали страх своей неотвратимостью. Ломающие всё на своём пути гиганты заставляли прятаться в самые тёмные уголки, дабы не быть разорванным надвое. Прыткие спринтеры, напротив, заставляли всегда быть в движении. Каждый вид опасен по-своему, поэтому вдвойне страшнее, когда в игре присутствуют все они.
Нам же остаётся только ждать следующего этапа развития этих тварей. Быть может, в будущем мы будем сражаться с зомби-борцами, передвигающимися «гуськом» под песни 50 Cent. Когда это произойдёт, мы обязательно дополним историю развития поведения зомби в играх ещё одной главой.
Resident evil и фильмы трилогии зловещие мертвецы от Сема Рейми и сериал неплохие)
Для меня самое яркое воспоминание о зомби в играх - включение Зомби-режима в COD: World at War после титров основного сюжета. Вот это я тогда офигел, от бегущего корчащегося нациста-зомби и жуткого музла. Да и от того, что такой режим в игре есть 0_0
Интересный поворот, решили разнообразить игровой процесс;)
Спасибо Никите за очередную интересную статью и необычную тему ) Было приятно глянуть на развитие живых мертвецов :D Может еще на какую эволюцию позже статья будет ;)
Я правда не помню, чтобы некроморфы в Dead Space были медленными. Они кажется наоборот как не в себя гоняли Айзека по короблю и совершали рывки, насколько помню )
Ну там же конкретно речь про ползающих, а не вообще про некроморфов)
Так прочитал, что на всех подумалось ) Ну если так то да, ползающие скоростью не выделяются, хотя тоже довольно резво могли культяпками дергать и ползти к Айзеку ;D
Ну вообще, насколько помню, ползающие зомбаки были еще в первой Resident Evil)
Наверное ) Да в целом ползающие зомби это что то классическое в целом ;D
Просто лишенный ног типичный зомби с теми же функциями, как ходячий собрат )
Как то даже трудно представить игру с зомби, где они после лишения ног не пытаются ползти )