С более-менее знакомыми обычным геймерам сглаживанием и более умным сглаживанием мы уже разобрались, пришёл черёд более технологичных диковинок, которые не каждому из нас и доведётся пощупать. А вот знать о них нужно, потому что, во-первых, это интересно, а во-вторых, штуки типа Tobii Gaming ещё могут перевернуть игровую индустрию с ног если не на голову, то, по крайней мере, на бок.
Хотя бы одним глазком
Вообще Tobii Technology — это такая шведская компания, основанная тремя шведскими ребятами. У неё есть три подразделения: Tobii Dynavox, Tobii Pro и Tobii Tech. При этом первая специализируется на устройствах для генерации речи, разработанных для людей с ограниченными возможностями. Второе подразделение делает всякие сложные и ужасно дорогие штуковины, которые применяют в науке, для маркетинговых исследований и разработок по улучшению удобства использования других коммерческих продуктов. А вот третьи — Tobii Tech — это наша остановочка. Это бизнес-подразделение, которое занимается тем, что потихоньку разрабатывает и внедряет технологии отслеживания направления взгляда в жизни людей. Так, с помощью этих технологий компания хочет сделать легче жизни водителей, пользователей ПК и… геймеров.
В 2008 году Tobii Tech вместе с Myra Industriell Design стали лауреатами премии Swedish Grand Award of Design за то, что создали экраны, управляемые взглядом. С этого и начался долгий путь развития технологии — с каждым новым шагом Tobii Tech отхватывала новые награды и всё больше преисполнялась энтузиазмом.
К 2011 году у них уже были готовы Tobii Glasses — за эти очки компания получила первое место на соревновании промышленного дизайна Red dot design award и Bully Award. Дизайн дизайном, это дело десятое. Главное, что они умели трекать взгляд пользователя и отлично подходили для маркетинговых, психологических и учебных целей. С их помощью можно было записывать, как взгляд пользователя перемещается по полке в магазине, странице учебника или даже по лицам людей, и сделать на основе этих данных множество интересных выводов. Например, оптимизировать выкладку товаров, структурировать текст в учебном пособии или выявить психологические проблемы. Что ни говори, штука полезная для исследовательских целей, но нафиг не нужная обычным людям.
Затем продолжались эксперименты с технологиями отслеживания взгляда — была создана приспособа под названием Tobii Gaze, которая уже позволяла пользователю взаимодействовать с компьютером при помощи глаз. Для этого устройство использовало инфракрасные лучи. Tobii Gaze всё ещё применялось больше в исследовательских целях. Так, например, при помощи софта, лежащего в интернете, можно получить из устройства информацию о точках на экране, в которые чаще всего смотрел пользователь. С этой информацией можно научиться размещать более важные блоки информации (или рекламу) в тех местах на странице, на которые пользователь обратит внимание. Обычно, насколько мне известно, чтобы получить эту информацию, трекают курсор пользователя.
А вот в 2014 году свет наконец увидело устройство Tobii EyeX, которое стало свободно продаваться в магазинах. По форме оно представляло из себя длинную палочку, которая крепилась к нижней кромке экрана монитора. Спустя год отслеживание взгляда поддерживало уже несколько игр, а сейчас их почти 160, и в их числе самые громкие релизы Ubisoft последних лет и, например, Kingdom Come: Deliverance.
Сиди и смотри
Ну поддерживают и поддерживают, что бубнить-то? А вот чего.
К 2020 году уже стал актуален Tobii Eye Tracker 5, который можно спокойно купить в первом попавшемся интернет-магазине за чуть больше, чем двадцать тысяч деревянных. Стоит ли покупка того, и что такого вообще эта технология может принести в жизнь геймера, нужно разобраться.
Tobii Eye Tracker 5 создан специально для игры на ПК и способен отслеживать положение не только глаз, но и головы. То есть можно спокойно перемещаться по любимому креслу, вертеть головой в разные стороны и даже уходить из-за компьютера. Tobii Eye можно использовать для входа в систему: контроллер работает с Windows Hello как сканер биометрического распознавания лица. В основе его системы инфракрасный оптический сканер, прожекторы которого испускают свет, близкий к инфракрасному спектру. Это помогает устройству считывать ваши глаза, даже если вы хикка-полуночник, который играет при свете одного лишь монитора. Кроме того, к Tobii Eye Tracker 5 прикручен оптический сенсор, который минимизирует задержку. А ещё у него в загашниках есть специальный алгоритм, который лучше, чем предыдущие версии, следит за вашей головой.
А работает это не так уж и сложно — по крайней мере, теоретически. Лучи ближнего инфракрасного спектра создают блики на поверхности ваших глаз. Камеры устройства делают высокоскоростные снимки этих бликов, и специальные заумные алгоритмы, основываясь на этом, высчитывают точное положение глаз, направление взгляда и точку, на которую вы смотрите на экране.
Именно в игре Tobii Eye Tracker 5 помогает фокусироваться на врагах взглядом, а не дрожащей рукой. Звучит круто и футуристично, да? Но кнопку выстрела, к сожалению, всё ещё надо прожимать пальцем. Другие варианты подтверждения на подобных устройствах — это задержка взгляда на предмете или моргание, которые едва ли сделают игру комфортной. Вдобавок при моргании трекер взгляда немного сбивается, так что стрелять из глаз пока что не вариант.
Зато крутая фича: ваш игровой экран буквально бесконечен — глаза управляют игровой камерой. Она смещается автоматически в зависимости от того, куда вы смотрите. А элементы интерфейса выходят из почти полной прозрачности только при взгляде на них. Это создаёт эффект присутствия и помогает лучше погрузиться в мир игры. Ещё игровые персонажи и предметы смогут реагировать на ваш взгляд, а не трекать только приближение модели героя.
Глаз да глаз нужен
Ну это всё невероятно классно и почти даже сказочно, но хочется узнать, а не пускают ли потенциальным пользователям пыль в глаза такими щедрыми обещаниями? Не пытаются ли сглазить и застелить глаза пеленой? Ладно-ладно, не смотрите на меня так, я уже почти закончила.
Так вот, звучит круто и почти как будто будущее уже наступило. Я, пока писала про все эти особенности, сама захотела хотя бы попробовать в игре эти навороты. Ну и пошла читать, что пишут во всяких обзорах этой самой свеженькой Tobii Eye Tracker 5. А пишут чаще всего вот что: фича прикольная, но скорее на побаловаться, чем на полноценно поиграть. Да, и камера двигается вслед за взглядом, и фонарём можно елозить по локации с помощью глаз, и целиться без помощи мыши. Это все отлично работает на погружение, но на нём одном далеко не уедешь. На деле осматриваться в бою глазами почти невозможно: это происходит довольно медленно, и не подойдет для динамичных шутанов и адвенчур. А прицеливание приходится чуть-чуть, но корректировать при помощи мыши, да всё равно прожимать кнопку.
Плюс к этому реализацией поддержки технологии занимаются сами разработчики игр, а не господа из Tobii. Это добавляет больше свободы и возможностей, если разработчик в этом заинтересован и хочет напихать всего, да побольше. Например, создатели Dying Light накрутили в режиме управления взглядом много интересных штук, в то время как разработчики Rise of the Tomb Raider решили остановиться на самых базовых функциях. То есть контроллер надо не просто пробовать, его надо пробовать в каждой отдельной игре. И итоговые впечатления будут разными.
Пока сложно говорить о том, войдёт ли технология отслеживания взгляда в обиход и получит ли какое-то ещё более интересное развитие. Но это один из путей, по которому может пойти геймдев — в конце концов, неужели не найдётся умельцев и гениев, которые придумают на основе такого контроллера какую-нибудь крутую механику или целую игру?
По мне бесполезная игрушка, VR её вытеснит, как ни крути. Вспоминаем Kinect от майков :)
Юзаю эту штуку. Скажу что это точно неплохая замена тракиру в различных авиасимуляторах. Если только не смотреть на цену. Вертеть головой в кабине таким способом вполне круто.
Да, очень хороший гаджет))) За неимением такового, играю в VR, вертеть в нем головой тоже круто)))
Рады, что вам понравилась) У нас много чего интересного появляется в нашем бложике)